Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:36, контрольная работа
Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.
Введение
1.Экономическая интеграция. Определение, признаки, задачи.
2. Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе.
3.Основные экономические группировки стран современного мира.
Заключение
Список использованной литературы
внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на
основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных
монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других
экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих
правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию
экономического и политического интеграционного объединения. Что касается
западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства
США, Германии и Англии сегодня определяют не только стратегию
экономического
и политического развития Европы,
но и ее судьбу.
3.Основные
экономические группировки
стран современного
мира.
Региональные экономические группировки:
- ЕС - Европейское сообщество
- НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле
- АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии
- ЛАИ - Латиноамериканская ассоциация интеграции
- КАРИКАМ - Карибское содружество и общий рынок
- СНГ - Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
- Европейское сообщество по
3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединение ряда
европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при
частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское
экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957
г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию,
Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и
Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе
экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый
обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства,
свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный
платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание
зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных
пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений.
Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по
отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый
"таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие
различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде
всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка"
явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее
очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную
независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение
угля, и стали,
а также Европейское
объединения известны
под названием Европейские
ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским
экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган);
Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский
парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает
бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский
совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС);
Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого
насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских
сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении
стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В
настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.
Различия в уровнях
желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к
появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой
геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако
наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о
присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было
принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов
государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как
только будут
в состоянии выполнить
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и
восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое
влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи
научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике,
пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента,
если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры
помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между
Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических
тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических
конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз
получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от
экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,
которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских
политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая
растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский
тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не
только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в
этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и
восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим
следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная
Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро
развивающихся частей континента.
Существуют так называемые
начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных
программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в
различных регионах. Так примером могут служить программы по
Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои
действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных
фондов ЕЭС, таких
как фонд на перестройку промышленности
Основными источниками
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование
национальных ЦБ
Основными кредитными
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно
повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная
помощь сроком до 5 лет.
3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует
с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность
населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА
приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС,
основными из которых являются:
. поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых
ограничений;
. либерализация инвестиционного режима;
. обеспечение
высокого уровня защиты
. разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей
среды.
Безусловная инициатива и
(экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада
(экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).
Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено
следующими обстоятельствами:
а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками
на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла
14% от средней зарплаты в США).
б) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных
институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т.е. 60-70%
экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25%
экспорта США или около 1% ВНП). Для американских корпораций Канада -
главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший в 1992 году 56
млрд. USD в 1992 году.
Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о
создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое
подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады,
разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию,