Экономическая мысль древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:07, доклад

Описание

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона

Работа состоит из  1 файл

Экономическая мыль древнего мира.docx

— 29.64 Кб (Скачать документ)

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей  проблемой древнеримской литературы оставалась проблем рабства, его  оправдания. Организации и методов  ведения крупных рабовладельческих  хозяйств (латифундий). По этим вопроса  выступали Катон Старший, Варрон Колумелла. 
Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. 
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I веке до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве». 
В своем Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики.

 

Экономические идеи Древнего Рима

Путем длительных военных  завоеваний Рим превратился в  большую по своей территории страну, поглотившую многие самостоятельные  государства. Древний Рим не ограничивался  современной Италией, а включал  Грецию, Персию, Испанию, значительную часть Германии, Северную Африку вместе с Египтом. В результате войн в  Рим в большом количестве поступали  рабы, выделился слой крупных землевладельцев, собственников больших имений (латифундий), основанных на использовании труда  рабов. 
 

 
Порядок использования штампов при  ведении документооборота в организациях не имеет жестких правил. Штампы - не более чем реквизиты, участвующие  в придании документу юридической  силы и ускоряющие документооборот.Угловой штамп используется в том случае, если в организации отсутствуют типографские или электронные бланки. Четких требований к составу информации на штампе нет. На штампе стоит отразить полное и сокращенное наименование предприятия, ОГРН, а также справочную информацию: адрес (с индексом), телефон, факс. Важно помнить, что изображение государственной символики (герб, флаг) в угловых штампах не допускается.

 
В связи с этим возникла литература по организации сельскохозяйственных имений. Наиболее важными из них  являются сочинения Катона, Варрона, Колумеллы. 
 
Катон Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.) написал сочинение «О земледелии». Судя по сочинению Катона, можно сделать вывод, что в его времена не все владельцы сельских имений жили в них постоянно, многие лишь изредка наезжали туда для контроля и получения дохода. Организация всех работ в имении возлагалась на управляющего, который часто назначался из рабов. Основной задачей, выдвинутой Катоном в его работе, было извлечение большего дохода из имения. Основным источником дохода римских латифундий было производство оливкового масла, на что и обращал свое внимание Катон. 
 
Варрон Марк Теренций (116 – 27 гг. до н. э.) оставил три книги «О сельском хозяйстве». Его деятельность относится к периоду конца римской республики, перед переходом к монархии. 
 
Высказывания Варрона представляют большой интерес для характеристики современного ему общества. Раньше рабовладельцы сами управляли своими имениями, теперь же под влиянием роста городской жизни владельцы имений стали жить в городах, возложив руководство имениями на управляющих. 
 
Варрон отстаивал такое развитие сельского хозяйства, при котором сочетались земледелие и животноводство, а также разведение домашней птицы и рыб. 
 
Интерес Варрона к животноводству объясняется тем, что на римском рынке сложились определенные условия. Хлеб в большом количестве поступал из провинций и завоеванных государств. Не только Сицилия, Сардиния, Египет поставляли хлеб Риму, но и Испания, Франция, а также хлеб поступал даже из Британии. Кроме того, получившая признание среди господствовавшего класса политика «хлеба и зрелищ» привела к резкому падению цен на хлеб, т. к. он часто раздавался в Риме бесплатно. Больших доходов от производства хлеба нельзя было получить, поэтому животноводство становилось более выгодной отраслью хозяйства для рабовладельцев. 
 
Считая необходимым применение и расширение рабского туда, он в то же время предупреждал рабовладельцев о возможности возникновения столкновений и поэтому рекомендовал не покупать много рабов одной и той же национальности. 
 
Колумелла Люций Юний Модерат (I в. до н. э.) является автором 12 книг «О сельском хозяйстве». Колумелла признавал кризис крупного рабовладельческого земледелия. Он считал, что римляне отдают сельское хозяйство «как палачу на расправу» управляющим-рабам, хотя раньше, по его мнению, сельским хозяйством занимались лучшие люди и наилучшим образом. 
 
Видя неэффективность рабского труда в сельском хозяйстве, управляемого рабами, Колумелла ставит вопрос об отказе от рабского труда и передаче хозяйствования колонам. 
 
Он заявлял, что в отдаленных имениях, куда хозяину трудно наезжать, лучше поручить ведение отраслей хозяйства свободным колонам, чем поставить раба-приказчика. 
 
Колоны уже не были рабами. Получив на особых условиях участок земли рабовладельца, колон мог самостоятельно вести хозяйство. Колоны занимали промежуточное положение между свободными гражданами и рабами. Они являлись предшественниками феодальных крестьян. 
 
Следовательно, у Колумеллы возникали идеи о большей выгодности труда колона, чем раба. Характеризуя существовавший способ производства, Колумелла указывал на недостатки рабского ведения хозяйства. Его идея разделения латифундий между колонами на определенных условиях характеризовала постепенный переход к новым формам хозяйствования. 


 

3вопрос«Салическая правда» и её значение

Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» — запись старинных судебных обычаев франков, произведённая, как полагают, при  Хлодвиге. В этом судебнике подробно рассматриваются различные случаи из жизни франков и перечисляются  штрафы за самые разнообразные преступления, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Поэтому  по «Салической правде» можно  восстановить подлинную картину  жизни салических франков. Такие  судебники — «Правды» имелись  также у франков рипуарских, у  бургундов, у англо-саксов и у  других германских племён.

Время записи и редактирования этого обычного (от слова обычай) народного права — VI—IX вв., т. е. время, когда родовой строй у германских племён совсем уже разложился, появилась  частная собственность на землю  и возникли классы и государство. Для охраны частной собственности  требовалось твёрдо зафиксировать  те судебные наказания, которые должны были применяться по отношению к  лицам, нарушавшим право этой собственности. Требовали твёрдой фиксации и  такие новые общественные отношения, возникшие из родовых, как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, возможность для человека отказаться от родства, подчинение свободных франков  королю и его должностным лицам  и т. д.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул  в свою очередь на параграфы. Большое  количество титулов было посвящено  определению штрафов, котoрые должны были уплачиваться за всевозможные кражи. Но «Салическая правда» учитывала  самые различные стороны жизни  франков, поэтому в ней встречались  и такие титулы: «Об убийствах  или если кто украдёт чужую  жену», «О том, если кто схватит свободную  женщину за руку, за кисть или  за палец», «О четвероногих, если убьют  человека», «О прислужнике при колдовстве»  и т. д.

В титуле «Об оскорблении  словами» определялись наказания за обиду. В титуле «О нанесении увечий»  устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 1/2 солидов»; «Если оторвёт нос, присуждается к уплате... 45 солидов»; «Если оторвёт ухо, присуждается к уплате 15 солидов» и т. д. (Солид  был римской монетной единицей. По данным VI в. считалось, что 3 солида равнялись  стоимости коровы «здоровой, зрячей и рогатой».)

Особенный интерес в «Салической  правде» представляют, конечно, титулы, на основании которых можно судить о хозяйственном строе франков  и о существовавших у них социальных и политических отношениях.

Хозяйство франков  по данным "Салической правды"

По данным «Салической  правды», хозяйство франков стояло на гораздо более высоком уровне, чем хозяйство германцев, описанное  Тацитом. Производительные силы общества к этому времени значительно  развились и выросли. Важную роль в нём по-прежнему, несомненно, играло животноводство. «Салическая правда»  необычайно подробно устанавливала, какой  штраф надлежит платить за кражу  свиньи, за годовалого поросёнка, за свинью, украденную вместе о поросёнком, за молочного поросёнка отдельно, за свинью, украденную из запертого хлева, и пр. Так же подробно в «Салической  правде» рассматривались все  случаи кражи крупных рогатых  животных, кража овец, кража коз, случаи конокрадства.

Устанавливались штрафы за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей), что свидетельствовало о  развитии птицеводства. Имелись титулы, говорившие о краже пчёл и ульев  с пасеки, о порче и краже  плодовых деревьев из сада ( Франки уже умели делать прививки плодовым деревьям путём черенкования.), о краже винограда из виноградника. Определялись штрафы за кражу самых различных рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты, и пр. Это значит, что в хозяйство франком имелись самые разнообразные отрасли — и животноводство, и пчеловодство, и садоводство, и виноградарство. Вместе с тем не утратили своего значения и такие отрасли хозяйственной жизни, как охота и рыболовство. Скот, домашняя птица, пчёлы, садовые деревья, виноградники, так же как лодки, рыболовные спасти и пр., составляли уже частную собственность франков.

Основную роль в хозяйстве  франков, согласно данным «Салической  правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили  огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.

Пахота в это время  производилась на быках, франки были хорошо знакомы и с плугом, и  с бороной. Потрава жатвы и  порча вспаханного поля карались штрафами. Полученный урожай с полей  франки увозили на телегах, в которые  впрягали лошадей. Урожаи хлеба были довольно обильными, ибо хлеб складывался  уже в амбары или риги, и при  доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные  постройки. Франки широко пользовались водяными мельницами.

Община-марка у  франков

«Салическая правда» даёт ответ и на важнейший для определения  общественного строя франков  вопрос о том, кому принадлежала земля  — основное средство производства в ту эпоху. Усадебная земля, согласно данным «Салической правды», находилась уже в индивидуальной собственности  каждого франка. На это указывают  высокие штрафы, платившиеся всеми лицами, которые так или иначе портили и уничтожали изгороди или проникали с целью воровства в чужие дворы. Наоборот, луга и леса продолжали ещё находиться и в коллективной собственности и в коллективном пользовании всей крестьянской общины. Стада, принадлежавшие крестьянам соседних деревень, паслись ещё на общих лугах, и всякий крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе и срубленное, если на нём имелась пометка, что оно было срублено более года назад.

Что касается пахотной земли, то она ещё не являлась частной  собственностью, поскольку верховные  права на эту землю сохраняла  вся крестьянская община в целом. Но пахотная земля уже не перераспределялась и находилась в наследственном пользовании  каждого отдельного крестьянина. Верховные  права общины на пахотную землю выражались в том, что никто из членов общины не имел права продавать свою землю, а если крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей (наследовавших  тот участок земли, который при  жизни он обрабатывал), эта земля  возвращалась общине и попадала в  руки «соседей», т. е. всех её членов. Но каждый крестьянин-общинник имел свой участок земли на время пахоты, сева и созревания хлебов, огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля  по наследству передана быть не могла.

Община, существовавшая в  это время, уже не была родовой  общиной, которую в своё время  описывали Цезарь и Тацит. Новые  производительные силы требовали новых  производственных отношений. Родовую  общину сменила община соседская, которую, употребляя древнегерманское наименование, Энгельс называл маркой. Деревня, владевшая определёнными землями, состояла уже не из родичей. Значительная часть жителей этой деревни ещё  продолжала оставаться связанной родовыми отношениями, но одновременно в деревне  жили уже и чужаки, переселенцы  из других мест, люди, поселившиеся в  данной деревне или по соглашению с другими общинниками, или в  соответствии с королевской грамотой.

В титуле «О переселенцах»  «Салическая правда» устанавливала, что всякий человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого  не протестовал никто из её жителей. Но если находился хотя бы один человек, противившийся этому, переселенец  не мог поселиться в такой деревне. Далее рассматривался порядок выселения  и наказания (в виде штрафа) такого переселенца, которого община не захотела принять в число своих членов, «соседей», и который вселился в  деревню самовольно. При этом в  «Салической правде» указывалось, что «если же переселившемуся  в течение 12 месяцев не будет предъявлено  никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи».

Неприкосновенным переселенец  оставался и в том случае, если у него имелась соответствующая  грамота от короля. Наоборот, всякий осмелившийся протестовать против подобной грамоты должен был заплатить огромный штраф в 200 солидов. С одной стороны, это указывало на постепенное превращение общины из родовой в соседскую, или территориальную, общину. С другой стороны, это свидетельствовало об укреплении королевской власти и выделении особого слоя, возвышавшегося над рядовыми, свободными общинниками и пользовавшегося определёнными привилегиями.

 

ЛЕКЦИЯ №2

Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья

План

  1. Экономическая мысль Древнего Мира.
  2. Экономическая мысль Античного Мира
  3. Экономическая мысль средних веков.

Экономическая мысль начинается с глубокой давности, когда впервые появляются отдельные  высказывания, идеи, имеющие экономический  характер, а затем постепенно зарождается  экономическое мышление. Обзор истории  экономической мысли начинается с характеристики экономических  представлений народов периода  появления первых цивилизаций.

Экономическое мышление древнего мира отображало черты  социально-экономического и политического  развития общества того времени. Некоторые  из них были обществами азиатского способа производства (государства  Древнего Востока), а другие - обществами античного способа производства (Древняя Греция и Древний Рим). Различия между древневосточным  и античным обществами в первую очередь  определили особенности их экономической  мысли.

Один  из первых известных нам памятников экономической мысли относится  к литературе Древнего Египта. Сочинения  “Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара”, “Изречения Ипусера”, “Пророчество Неферти”, различные  административно-хозяйственные и  юридические документы - примеры  зарождения экономической мысли  в Древнем Египте.

В отличие  от Древнего Египта, в Месопотамии (Междуречье) относительно быстро развивались частная  собственность и товарно-денежные отношения. В результате усиливалось  расслоение общества. Государство старалось  с помощью законодательства регулировать экономическую деятельность населения  и регламентировать частноправовые отношения.

Известным памятником экономической мысли VIII ст. до н.э. являются законы древневавилонского царя Хаммурапи. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической  власти государства. Законы царя Хаммурапи  представляют систему правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических  отношений в Вавилоне в XVIII ст. до н.э.

Экономическая мысль Древней Индии была окружена религиозной оболочкой. При этом экономические проблемы специально не исследовались, а рассматривались  в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения  социальных и политических задач. Письменными источниками середины І тысячелетия до н.э. являются преимущественно произведения буддизма и брахманизма (индуизма). Наиболее известными книгами являются “Законы Ману”, “Артхашастра”. Особенность экономической мысли Древней Индии ІІ ст. до н.э. состоит в том, что она имеет ярко выраженную религиозную окраску, уделяет большое внимание обоснованию неприкосновенности кастового порядка. Тем не менее, в древнеиндийской литературе имеются сведения об экономическом порядке государства, а также отражены практические познания в области ведения хозяйства, даются рекомендации относительно его управления, в частности, организации налогообложения и иных вопросов экономической политики.

Информация о работе Экономическая мысль древнего мира