Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:07, доклад
Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона
Экономическая
мысль Древнего Китая возникла и
развивалась в рамках философских
и политических учений. Основными
направлениями древнекитайской
общественной мысли были конфуцианство,
легизм, даосизм и моизм, которые
сформировались в IV-ІІІ ст. до н.э. Конфуцианство,
например, это учение, которое было
создано Конфуцием и его
Большую
роль в истории экономических
учений Древней Греции сыграли произведения
известных философов Ксенофонта
(бл. 430-355 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до
н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и других.
Экономические взгляды
Одним из первых, кто пытался анализировать экономические явления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Поэтому его можно с уверенностью назвать первым экономистом в истории науки. В особенности нужно выделить его произведения “Никомахова этика”, “Политика”, где рассматривались социальные и политические вопросы. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделял экономику и хрематистику. Цель экономики - приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и ведения домашнего хозяйства, а хрематистика - позорное искусство наживать имущество путем торговли. Аристотель сформулировал понятие “справедливая цена” - это та цена, которая устанавливается по добровольному согласованию участников обмена, которые не являются монополистами.
Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.
После
падения Римской империи (V ст.) начинается
эпоха средневековья. Мышление средневекового
человека имело теологический характер.
Экономическая мысль еще не отделилась
в самостоятельную область
Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X ст.) дает старинная запись судебных обычаев франков “Салическая правда”, составленная в начале VI ст. н.э.
Другая памятка экономической мысли средневековья “Капитулярий о виллах” Карла Великого (начало ІХ ст.) дает представление об организации и управлении феодальной вотчиной.
Развитие
экономической мысли
В многогранном произведении “Повесть временных лет” (конец ХІ - начало ХІІ ст.), автором которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что источником всякого богатства является труд. В документах позднего средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю. С тех времен до нас дошли некоторые актовые материалы, которые свидетельствуют о ведении учета доходов и обмена. Экономическая мысль того времени отражает развитие ростовщичества.
Экономические
взгляды средневековья (эпохи феодального
общества) имеют ярко выраженный богословский
характер. Основными источниками
экономической мысли этого
Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем был связан с появлением первых экономических школ. В наиболее законченном виде экономическую мысль позднего средневековья представляет меркантилизм.