Экономическая мысль древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:07, доклад

Описание

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась торговля, призванная реализовать часть продукции приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона

Работа состоит из  1 файл

Экономическая мыль древнего мира.docx

— 29.64 Кб (Скачать документ)

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и  развивалась в рамках философских  и политических учений. Основными  направлениями древнекитайской  общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые  сформировались в IV-ІІІ ст. до н.э. Конфуцианство, например, это учение, которое было создано Конфуцием и его последователями  и было направлено на обеспечение  стабильности рабовладельческого порядка, который формировался тогда, укрепление авторитета государства. Конфуцианство  обосновывало консерватизм общественного  строя, который утвердился на долгие годы в китайском обществе.

Большую роль в истории экономических  учений Древней Греции сыграли произведения известных философов Ксенофонта (бл. 430-355 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и других. Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе “Домострой”, подготовленной как руководство для ведения  рабовладельческого хозяйства. Определяя  предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении  и обогащении хозяйства. Основной областью рабовладельческой экономики Ксенофонт  считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. К ремеслам и торговле он относился  очень отрицательно. Одним из наиболее выдающихся мыслителей Античной Эпохи  был ученик Сократа - Платон. Он был  основателем Академии высшей школы  философии, политики и права. Основные политико-экономические работы - “Диалоги”, “Государство”, “Законы”. Так же, как и Ксенофонт, Платон в целом  придерживался “натурально-хозяйственной” концепции. Платон, разработав модель “идеального государства”, считал, что в таком государстве свободные  люди разделяются на три слоя: 1) философов, призванных руководить государством; 2) воинов; 3) земледельцев, ремесленников  и мелких торговцев. Рабы не относились ни к какому слою. Они приравнивались к инвентарю. Некоторые идеи Платона  были реализованы его учениками.

Одним из первых, кто пытался анализировать  экономические явления, был древнегреческий  мыслитель Аристотель. Поэтому его  можно с уверенностью назвать  первым экономистом в истории  науки. В особенности нужно выделить его произведения “Никомахова этика”, “Политика”, где рассматривались  социальные и политические вопросы. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделял экономику  и хрематистику. Цель экономики - приобретение потребительных стоимостей, необходимых  для жизни и ведения домашнего  хозяйства, а хрематистика - позорное искусство наживать имущество путем  торговли. Аристотель сформулировал  понятие “справедливая цена” - это  та цена, которая устанавливается  по добровольному согласованию участников обмена, которые не являются монополистами.

Основная  форма экономического мышления древних  римлян и греков - это система  взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.

После падения Римской империи (V ст.) начинается эпоха средневековья. Мышление средневекового человека имело теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знания. Экономическая мысль средневековья  тесно связана с экономической  политикой государства, рассчитанного  на поддержку феодального порядка, его стабилизацию.

Представление об экономических идеях раннего  средневековья (VI-X ст.) дает старинная  запись судебных обычаев франков  “Салическая правда”, составленная в начале VI ст. н.э.

Другая  памятка экономической мысли  средневековья “Капитулярий о виллах”  Карла Великого (начало ІХ ст.) дает представление об организации и  управлении феодальной вотчиной.

Развитие  экономической мысли классического  средневековья происходило под  огромным влиянием христианской церкви. Самым большим авторитетом и  выдающимся выразителем экономических  идей того времени был Фома Аквинский (1225-1274), основными трудами которого являются “Сума против язычников“, “Сума теологии “.

В многогранном произведении “Повесть временных лет” (конец ХІ - начало ХІІ ст.), автором  которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что  источником всякого богатства является труд. В документах позднего средневековья  зафиксировано значительное распространение  в Украине вотчинной формы  собственности на землю. С тех  времен до нас дошли некоторые  актовые материалы, которые свидетельствуют  о ведении учета доходов и  обмена. Экономическая мысль того времени отражает развитие ростовщичества.

Экономические взгляды средневековья (эпохи феодального  общества) имеют ярко выраженный богословский характер. Основными источниками  экономической мысли этого периода  являются юридические и церковные  памятники. Особенность экономической  мысли того времени состоит в  том, что она продолжала уделять  внимание тем же проблемам, что и  в древние времена. В первую очередь - это вопросы руководства страной, ведения сельского хозяйства  как основной области, а ремесленничества и торговли, как вспомогательной.

Этическая направленность экономической мысли  пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный  разрыв экономических и этических  проблем был связан с появлением первых экономических школ. В наиболее законченном виде экономическую  мысль позднего средневековья представляет меркантилизм.

 

 

 


Информация о работе Экономическая мысль древнего мира