Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:29, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать процесс становления экономических основ конституционного строя в России, выявить основные тенденции его современного развития, выяснить проблемы практического применения правового регулирования экономики в России.
Задачами настоящей дипломной работы следует считать:
1. рассмотреть историю формирования экономических основ конституционного строя России в советский период;
2. рассмотреть экономические основы конституционного строя по Конституции РФ 1993г
3. рассмотреть институт собственности в РФ как экономической основы конституционного строя.
Введение
1. История формирования экономических основ конституционного строя России в советский период
1.1 Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.
1.2 Экономические основы конституционного строя в Конституциях СССР 1924 и 1977 г.г. и принятых на их основе Конституциях РСФСР 1925 и 1978г.г.
1.3 Изменение экономических основ Конституции и предпосылки экономических реформ в начале 90-х
2. Экономическая основа конституционного строя по Конституции РФ 1993г.
2.1 Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя
2.2 Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
3. Гарантия различных форм собственности в РФ как экономическая основа конституционного строя
3.1 Государственная, муниципальная собственность в РФ
3.2 Частная собственность в РФ
Заключение
Библиография
Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять с последней. Занятие предпринимательской деятельностью не всегда предполагает наличие конкуренции (например, предпринимательская деятельность субъектов естественных и государственных монополий либо в условиях временной монополии). Поэтому предпринимательская деятельность, основным содержанием которой является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с целью систематического получения прибыли (абз.3 п.1 ст.2 ГК), может осуществляться при отсутствии соперничества за покупательский спрос и соответственно без использования конкурентных действий.
В настоящей работе будет
предпринята попытка
Правомочие на собственные действия, на наш взгляд, состоит в возможности субъекта предпринимательства совершать состязательные действия по отношению к другим предпринимателям (конкурентам) с целью привлечения к своим товарам (работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса. Указание на то, что конкуренция - это не только определенная ситуация на рынке, но и самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, содержится в абз.6 ст.4 Закона о конкуренции. Из всего разнообразия состязательных действий в качестве основных следует назвать ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются в том, что хозяйствующий субъект снижает цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Так, для поражения соперников применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.
Другие конкурентные
действия получили наименование "неценовых",
так как главным инструментом
соперничества выступает
Осуществление возможности совершать конкурентные действия имеет особенности. Суть проблемы в том, что совершение лицами конкурентных действий объективно связано с причинением определенных "помех" (неудобств, убытков в виде упущенной выгоды) другим субъектам предпринимательства (конкурентам). И такое причинение "помех", как правило, нельзя назвать противоправным. На это указывалось и в научной литературе. Так, Г.Ф.Шершеневич отмечал, что "например, открытие торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет только осуществление права". Л.Б.Гальперин и Л.А.Михайлова также указывали, что "нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны для конкурентов".
Согласно п.2 ст.1 ГК граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Основной интерес конкурирующего предпринимателя - это получение прибыли в результате победы (приоритета) над другими конкурентами путем привлечения к себе потребительского спроса. Ради этого конкурирующий субъект порой готов какое-то время нести убытки от снижения цен на свои товары, расходов на внедрение новых технологий, рекламу, более удобное местонахождение и т.д. Важнейшим признаком конкурентных действий является их одновременное целенаправленное воздействие на:
- потребителя (покупателя, заказчика), привлекая его спрос;
- конкурента и его деятельность (товары, работы, услуги), отвлекая их от потребителей.
При отсутствии такого целенаправленного воздействия, вызванного волевыми действиями конкурирующего субъекта, представляется неверным говорить о наличии конкурентных отношений. Само по себе количество производителей (продавцов) определенного вида товара еще не обязательно предполагает наличие конкуренции между ними, так как последние могут заключить различные соглашения, например по поддержанию единых цен, объема товаров, исключающие конкуренцию и т.д. Поэтому количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров для входа на рынок и другие факторы выступают в качестве условий осуществления права на конкуренцию, а не содержанием такового.
Конкурентные действия характеризуются особой целью: привлечь к своим товарам (работам, услугам) потребителей, приобретающих схожие товары у конкурентов. Именно этим обусловлено совершение хозяйствующим субъектом конкурентных действий по улучшению качества товара, снижению цен, использованию рекламы и так далее, а не альтруистическими соображениями, связанными с заботой о потребителе, о развитии научно-технического прогресса или самим по себе стремлением к прибыли. Ведь прибыль можно получать и от продажи некачественных товаров, без использования рекламы, например, в условиях монополии и т.д.
Поэтому возможность причинения "помех", в том числе определенного вида убытков (упущенной выгоды), вытекает из самой сущности права на конкуренцию (как права на состязательные действия, объективно ведущие к победе одних субъектов предпринимательства и поражению других). Поражение же в конкурентной борьбе и как следствие - уменьшение прибыли или разорение (банкротство) хозяйствующего субъекта выступает разновидностью предпринимательских рисков.
Правомочие требования
заключается в возможности
Право на конкуренцию имеет пределы своего осуществления. Свобода совершения конкурентных действий ограничена в отношении:
- содержания конкурентных действий;
- субъектов, имеющих
право осуществлять
- сфер предпринимательской
деятельности, в которых могут
осуществляться конкурентные
Ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены в действующем законодательстве РФ. Так, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Подробная регламентация пределов осуществления конкурентных действий и запрещения различных правонарушений, выходящих за эти пределы, содержится в Законе о конкуренции (разделы 2 и 3). Управомоченное лицо обязано не злоупотреблять своим правом на конкуренцию, то есть не совершать действия, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинять конкурентам материальный и нематериальный вред (недобросовестная конкуренция).
Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами), признаются лишь хозяйствующие субъекты. К ним относятся российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели (абз.5 ст.4 Закона о конкуренции). Основным условием отнесения указанных лиц к субъектам конкуренции является осуществление ими предпринимательской деятельности.
Коммерческие организации (п.2 ст.50 ГК), включая индивидуальных предпринимателей (ст.23 ГК), составляют основную группу конкурирующих субъектов, так как основной целью их деятельности является получение прибыли.
Некоммерческим организациям, то есть не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (пп.1 и З ст.50 ГК), закон разрешает конкурентные действия лишь при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство служит основанием для отнесения их к хозяйствующим субъектам (абз.5 ст.4 Закона о конкуренции). Однако некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций понимается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях"). Представляется, что оговорка в законодательстве, предоставляющая некоммерческим организациям возможность осуществлять предпринимательскую и соответственно конкурентную деятельность на рынке, а также введение специального понятия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций противоречат юридической природе и цели создания некоммерческих организаций, что может привести на практике к фактическому осуществлению конкурентной деятельности за привлечение потребительского спроса лицами, прикрывающимися юридической формой некоммерческой организации (и связанными с ней льготами и преимуществами т.д.). Использование таких преимуществ в конкурентной борьбе следует квалифицировать как недобросовестную конкуренцию (то есть правонарушение).
Определенная группа участников имущественного оборота не имеет права осуществлять конкурентные действия. В частности, к ним относятся отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Из числа некоммерческих организаций таковыми являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абз.5 ст.4 Закона о конкуренции). Лишены права конкурировать также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в том числе должностные лица органов государственной власти и управления.
Не относятся к конкурирующим субъектам потребители, так как они не принимают непосредственного участия в конкурентной борьбе на рынке. Это находит подтверждение в действующем законодательстве. В частности, в определениях понятий "конкуренция" и "хозяйствующие субъекты" упоминание о фигуре потребителя вообще отсутствует (см. ст.4 Закона о конкуренции). Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли (ч.2 преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" с изменением на 9 января 1996 года).
Потребители, а также покупатели (заказчики), являющиеся хозяйствующими субъектами, выступают в качестве третьей стороны в конкурентной борьбе на рынке. Ведь цель состязания между конкурентами может быть достигнута лишь в том случае, если результаты их хозяйственной деятельности (товары, работы, услуги) будут одобрены и приобретены другими лицами, то есть потребителями и покупателями (заказчиками).
Конкуренцию необходимо отличать от иных форм экономического соперничества, существующих на отечественных рынках. Так, не следует относить к конкуренции соперничество между потребителями (покупателями) либо между продавцами и потребителями (покупателями) за предложение продавца (поставщика), в том числе на торгах, аукционах и т.д. Последнее имеет место в ситуации недостаточности товара на рынке (дефицита), вызванной различными факторами: неразвитостью рынка, правонарушениями в сфере конкуренции (монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией), объективными обстоятельствами (единичные экземпляры товаров) и т.д. Подобное соперничество не соответствует экономической сущности и предназначению конкуренции - как состязательности субъектов предпринимательства за потребительский (покупательский) спрос. Данное обстоятельство обусловливает ценность права на конкуренцию и необходимость его государственной поддержки.
Таким образом, конкурентные действия могут осуществляться хозяйствующими субъектами, являющимися потенциальными или реальными поставщиками (производителями), изготовителями, исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг (и только между собой) в качестве одной из сторон соответствующих договоров с потребителями (покупателями, заказчиками).
Сферы предпринимательской деятельности, в которых хозяйствующие субъекты могут осуществлять конкурентные действия, определяются достаточно широко и сводятся в основном к товарным и финансовым рынкам (включая рынок ценных бумаг).
Товарным рынком признают сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (абз.4 ст.4 Закона о конкуренции). Соответственно под товаром понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (абз.2 ст.4 Закона о конкуренции).
Для оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливаются его различные параметры (продуктовые и географические границы, объем товарных ресурсов, состав продавцов и покупателей рынка, барьеры входа на рынок и т.д.) (п.1.4 Порядка проведения анализа).
Информация о работе Экономическая основа конституционного строя