Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Дать понятие экономической политике, а также отразить предмет и метод экономической политики.
2. Показать преимущества и недостатки экономической политики
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.
В условиях становления рыночных форм хозяйствования и преимущественного действия рынка как регулятора интеграционных процессов, в том числе и межрегиональном аспекте, наиболее существенной представляется та сторона экономического механизма федеративных отношений, которая нацелена на использование этого механизма для формирования наиболее благоприятных условий функционирования всех рыночных агентов, прежде всего, представляющих частный капитал и частное предпринимательство.
Практика наглядно
подтвердила необходимость
Формулируются
краткие общие цели развития региона,
критерии его развития и система
задач, которые должны быть измеримыми,
поддерживающими друг друга, ориентированными
во времени и достижимыми. Цели должны
характеризовать необходимое
В рамках стратегического
планирования в обязательном порядке
должно предусматриваться
Основой управления
социально-экономическим
· управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей, в частности, меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности;
· формирование
дополнительных источников финансирования
развития региона, в частности, меры
по повышению эффективности
· меры по поддержке малого предпринимательства, в частности, развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга;
· осуществление реформ в жилищно-коммунальной сфере, развитие конкуренции в городском хозяйстве;
· законодательные меры осуществления промышленной и инвестиционной политики;
· меры по развитию рыночной инфраструктуры;
· маркетинг региона.
Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития.
Таким образом,
регулирование экономики
4. Экономическая политика Республики Беларусь
4.1 Основные положения экономической политики РБ в переходный период
Основные направления,
цели и задачи экономической политики
государства представлены в системе
государственных прогнозов
Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рис. 4.1).[8, c. 640]
Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.
Рис. 4.1 Основные стратегические линии поведения государства в переходный период
Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса.
Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений.
Например, выделим:
а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров;
б) последовательное
использование при подготовке важных
решений экономической
в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта).
Передача функций
управления государственным предприятием
директорскому корпусу, увязывание
оплаты труда с конечным финансовым
результатом, коммерциализация значительной
части государственных
Третья стратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где:
а)рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.;
б)часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности.
Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику.
Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.
Государственная
экономическая политика выступает
как генеральная линия
В переходный период
основными объектами
Проведение государством
экономической политики находит
свое отражение в разработке соответствующих
документов (концепции, прогнозы, программы
и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная
и долгосрочная перспективы государственной
экономической политики. Особо следует
выделить те документы, которые после
прохождения соответствующих
Примечание. Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.
Программа (основные
направления) социально-экономического
развития, как правило, имеет общегосударственное
значение. К ее разработке приступают
на основе ранее одобренной концепции
и имеющихся прогнозов развития
по основным направлениям. Поэтому
такая программа имеет весьма
детализированную внутреннюю структуру.
Здесь содержатся количественные и
качественные показатели дальнейшего
социально-экономического развития, а
также задания для
В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа «Здоровье нации», региональные программы развития и т.д.
При реализации
своих планов государство опирается
на экономический и
Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:
а)защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;
б)обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;
в)сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»;
г) развитие свободной
конкуренции и недопущение
Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.
Следует специально
подчеркнуть важность выработки
в таких условиях антимонопольного
законодательства. Создавая в переходный
период новые «правила игры» и
обеспечивая их соблюдение всеми
субъектами хозяйствования, государство
контролирует наличие равных условий
для конкуренции, не допускает появления
на рынке монополистических
Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфере обращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643]
Не секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений.
Информация о работе Экономическая политика Республики Беларусь