Экономическая система Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление динамики развития экономики в Республике Башкортостан и разработка предложений по стратегии развития экономического потенциала региона в долгосрочной перспективе. Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- составить характеристику экономического потенциала региона;
- рассмотреть экономическую специализацию и ресурсы района;
- дать оценку уровню развития экономического потенциала на современном этапе;
- выявить перспективы экономического развития региона.

Содержание

Введение
1 Регионы как субъекты хозяйственного комплекса России
1.1 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России
1.2 Содержание и структура экономического потенциала
1.3 Эколого-экономический (природно-ресурсный) потенциал региона
1.4 Производственный потенциал. Инвестиционная привлекательность регионов.
1.5 Трудовой (кадровый) потенциал.
2 Экономическая система Республики Башкортостан
2.1 Характеристика социально-экономического развития Республики Башкортостан
2.2 Особенности социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан
2.3 Приоритетные направления развития экономики Республики Башкортостан
3 Стратегии развития экономического потенциала Республики
Башкортостан
3.1 Сравнительный анализ основных показателей Республики Башкортостан и Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Экономический потенциал региона и его вклад в развитие хозяйственного комплекса россии.docx

— 666.71 Кб (Скачать документ)

Можно выделить и такое  понятие, как «региональное разделение труда» — специализация регионов на производстве определенных видов  товаров и услуг и последующем  обмене ими.

Необходимо иметь представление  и о следующих терминах.

Агломерация — территориально-хозяйственное сочетание, которое:

- возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

- отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

- оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

- показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ― значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Экономический район — целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию «регион».

Правовое регулирование  региональных экономических отношений  основано на общих принципах, в первую очередь это свобода предпринимательской  и иной, не запрещенной законом  экономической деятельности; юридическое  равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение  монополистической деятельности; получение  дохода как цели предпринимательства; законность экономической деятельности и ее государственное регулирование.

В то же время проявление некоторых из этих принципов, в частности  государственного регулирования, имеет  свою специфику. Для нормативного закрепления  региональных отношений характерны федеративные и территориальные  начала в организации экономической  деятельности и участии ее субъектов  в хозяйственном обороте. Это  получило отражение в Конституции  РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.

Одной из составляющих российского  экономического федерализма выступает  федеральная поддержка социально-экономического развития регионов. По расчетам экспертов, четвертая часть всех субъектов  РФ имеют отрицательное сальдо взаимоотношений  с федеральным бюджетом, т.е. по различным  статьям (включая трансферт) из федерального бюджета поступает в регионы  средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и  платежей. Многие регионы остаются дотационными.

Механизм федеральной  поддержки фиксируется федеральными законами, актами Президента и Правительства  РФ, договорами и соглашениями, заключаемыми субъектами РФ с федеральными органами государственной власти. Осуществляется же поддержка социально-экономического развития регионов путем проведения различных мероприятий, получивших закрепление в законодательстве Российской Федерации, и в первую очередь бюджетном и налоговом.

Весь комплекс мер по федеральной  поддержке можно классифицировать по разным основаниям: адресату, источникам финансирования и т.д.

Наиболее значимой представляется группировка таких мер по характеру  поддержки — финансово-экономическая (ресурсная) и организационно-правовая (принятие целевых программ, создание специальных экономических и управленческих структур и пр.).

В Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ», принятом Государственной Думой 24 июня 1999 г. зафиксированы следующие принципы: конституционности; верховенства Конституции и федеральных законов; равноправия субъектов Федерации; гармонизации общероссийских и региональных интересов; добровольности заключения договоров и соглашений; материально-финансового обеспечения выполнения передаваемых государственными органами своих полномочий; гласности договорного регулирования.

В организации экономического развития регионов в известной мере принимают участие специальные  подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Правительства, Министерство по делам Федерации  и национальностей РФ, а также  территориальные структуры федеральных  органов исполнительной власти, учреждаемые  в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими  экономическую деятельность, могут  выступать, кроме прочих, и администрации  свободных экономических зон, а  также такие межрегиональные  структуры, как ассоциации экономического взаимодействия регионов. Они создаются  субъектами РФ в целях координации  решений общих социально-экономических  и иных проблем в основном по географическому  принципу (Ассоциация «Большая Волга», Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Большой Урал», Сибирское  соглашение и др.).

Социально-экономическая  политика региона должна проводиться  в рамках государственной политики. В качестве основных плановых документов, регламентирующих социально-экономическое  развитие региона в увязке с другими  уровнями управления необходимо разрабатывать  следующие:

— концепцию социально-экономического развития региона;

— комплексную программу  социально-экономического развития региона;

— планы действий Администраций;

— региональные целевые  программы, отраслевые концепции и  программы развития территорий;

— бизнес-планы инвестиционных проектов.

Региональная политика как  составная часть федеральной  региональной политики регулируется Указом Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем дается определение  категории региональная политика как  системы целей и задач органов  государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также  механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической  политики в нем определены стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение  на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок  укрепления позиций РФ в мире. Для  их достижения в Указе предусмотрена  реализация следующих задач:

— укрепление экономических  основ территориальной целостности  и стабильности государства;

— содействие развитию и  углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной  экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда  и капитала, институциональной и  рыночной инфраструктуры;

— сокращение чрезмерно  глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

— развитие межрегиональных  инфраструктурных систем;

— совершенствование экономического районирования страны и т.д.

В качестве составляющих механизма  реализации политики Указ предусматривает  дальнейшее развитие таких методов  и форм государственного регулирования, как прогнозирование и программирование. Большинство исследователей отмечают широкий спектр вопросов, отнесенных к региональной политике. Помимо экономической  в нее включены также следующие виды политики: развития федеративных отношений, социальная, экологическая и национальная. Очевидно, что большинство из них имеют самостоятельный статус. В силу этого рассматриваемый документ регулирует скорее не региональную политику, а региональные аспекты других политик. На это указывают также методы ее реализации, такие как, например, учет регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ, а также — при разработке и проведении структурной политики.

 

1.2 Содержание и структура экономического потенциала

Экономический потенциал - совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельско-хозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Экономический  потенциал определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.

Исходя из определения  экономического потенциала как материальной основы хозяйствования  можно  выделить  следующие   его составляющие:  природно-ресурсный (эколого-экономический);   производственный;  инновационный  и  образовательный (интеллектуальный); трудовой (кадровый) потенциал.

 Одной из  базовых  категорий  экономической  теории  выступает потенциал,  определяющий  состояние  и  возможности  развития  хозяйственных  систем  различного  их уровня (предприятие,  регион,  национальное  хозяйство).  Достижение  более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик  их  развития. Важен  не  только  объем  выпуска  продукции,  ее  качество  и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее  эффективное функционирование в будущем. Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации,  выступая, как  ее материальная основа. Величина  экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий.

В связи с этим ставится вопрос о формировании конкурентоспособного экономического  потенциала  хозяйственных  систем,  способного  обеспечить  более  высокие  их конкурентные преимущества на мировом рынке, эффективность хозяйствования в целом.

В  основе  деятельности  любого  экономического  субъекта  лежит,  прежде  всего, производство  материальных  благ.  Именно  производство,  уровень развития  производительных сил предопределяют характер экономических и общественных отношений. Производство  выступает  как  воспроизводство,  предполагает  постоянное  возобновление  не только объемов выпуска продукции, а всей совокупности элементов хозяйственных систем,  их  экономического  потенциала,  самой  среды. Потенциал  играет  ключевую  роль  в формировании и функционировании всех хозяйствующих субъектов. Категория потенциала находит косвенное выражение через понятие ресурсы, которые трактуются как ограниченные элементы экономики, то есть как несоответствие потребности и  запаса. Подобная трактовка понятия ресурсы вступает в противоречие с реальной действительностью и, по-видимому, выполняет роль теоретической конструкции, призванной обосновать теорию факторов производства (ресурсы, соединенные между собой, рассматриваются как факторы). В реальных условиях функционирования экономики об ограниченности ресурсов можно говорить лишь в эколого-географическом  смысле (планета Земля действительно ограничена,  ее ресурсов по  уровню  их  потребления  развитыми  странами,  как  подсчитано  западными  специалистами, хватит лишь на 1,5 млрд. человек). Понимание  ограниченности ресурсов  как их производственной дефицитности принципиально неверно, ибо в сбалансированной  экономике дефицит - экономический нонсенс. Более того, реальный ход развития свидетельствует  как  раз  о прямо противоположной  тенденции - наблюдается  высвобождение  ресурсов, появляется излишек тех элементов производительных сил, развитие которых эндогенно по отношению к экономике (народонаселение, земельные угодья).

Уровень производительных сил в развитых регионах в настоящее время достаточно высок и способен  обеспечить  производство  гораздо большего  объема  выпуска  продукции. Проблема заключается в спросовых ограничениях, недостаточных темпах роста доходов населения, динамика которых обусловлена иными факторами, чем динамика объема общественного продукта - прежде всего, функцией макроэкономической эффективности.  Идея  ограниченности  совершенно  не  приемлема  по  отношению  к  научно-техническому прогрессу, рассматриваемому в современной экономике как главный фактор  ее развития, как основной  вид ресурса. Научно-технический прогресс обладает  той особенностью, что по мере использования научно-технических достижений не только не происходит исчерпания его ресурса, как, например, нефти, газа, металлов, а наоборот наблюдается  тенденция  ускорения  его  темпов. Понятие ограниченности   противоречит самой конструкции общего экономического равновесия, в которой предполагается соответствие  совокупного  спроса (реальной  потребности)  и  совокупного предложения (реального производства)

Эти  противоречия  преодолеваются  использованием   категории  экономического потенциала,  который  включает  в  себя  не  только  ресурсную (количественную)  составляющую,  но,  прежде   всего  качественную  его  сторону -  состояние материально-технической базы хозяйственных систем. Качественное совершенствование не имеет ограничений. В этой связи определение потенциала как обобщенной, собирательной характеристики ресурсов не раскрывает, по нашему мнению, его содержания. Неверно сводить его суть и к совокупности средств производства, приводимых в действие живым трудом, и тем более к производственной мощности предприятий, территории.

С точки зрения системного подхода в содержание экономического потенциала включается уровень организации и управления, так называемый  предпринимательский потенциал. При  всей  важности организационных, политических и психологических факторов в механизме функционирования хозяйственных систем они управляются  весьма  специфическими  условиями,  иная  роль  этого  рода факторов  в  экономическом механизме. Решающая  роль,  по  нашему  мнению,  принадлежит  материальным  факторам функционирования. В отсутствии таковых или недостаточном состоянии - материально технической базы, низком уровне развития производства не будут играть роль  и уровень организации,  управления,  предпринимательские  способности.  Последние  выполняют вторичную роль в механизме функционирования хозяйственных систем. А потому должны  рассматриваться  как  особая  составляющая  этого  механизма. Материальная  составляющая экономического потенциала, как правило, приобретает денежную оценку (стоимость ресурсов, основных фондов, интеллектуальная собственность, даже кадровый потенциал), что теряет смысл для организационных, политических, психологических факторов.

Информация о работе Экономическая система Республики Башкортостан