Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна
Введение 3
I глава. Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34
Индикативное
планирование – способ регулирования
экономических процессов с
Стратегическое макроэкономическое планирование – определение основных приоритетов развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится государству. Эти направления получают статус целевых государственных программ.
3.
Макроэкономические программы
1) по срокам:
-краткосрочные (1-2 года);
-среднесрочные (до 5 лет);
-долгосрочные (10-25 лет);
2) по масштабу:
-общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);
-программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.
3) по целям:
-конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;
-структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.
4) по объектам:
- экономические;
- научно-технические;
- социальные;
-экологические;
-региональные.
Основными
средствами реализации государственных
планов и программ являются госконтракт
и госзаказы, льготное кредитование,
ценовые льготы, государственное
страхование, гарантирование рынков сбыта,
государственное финансирование научных
исследований, государственная поддержка
в продвижении товаров на внешних
рынках, институт социального партнерства:
государственная система
Далее рассмотри основные принципы экономической стратгии Казахстана Как известно, одним из главных принипов экономического развития Казахстана в посткризисный период является развитие инфраструктуры. Это – долгосрочные и очень масштабные инвестиции. Концепция развития финсектора ставит задачу вовлечь банки в процессы перераспределения капитала. Документ предполагает, что механизмы государственно-частного партнерства с вовлечением в него банков станут основой модернизации стратегически важных отраслей экономики – таких как транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, химическая промышленность, металлургия, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Модель позволит, как отметил на совещании г-н Марченко, активно привлекать в приоритетные отрасли средства институциональных инвесторов, в то же время сохраняя стабилизирующие функции государства в социально значимых секторах экономики.
Во-вторых, концепция развития финсектора вводит принцип контрцикличности регулирования банковской сферы. Смысл такого подхода состоит в том, чтобы в период экономического роста регулирование и надзор финансового сектора ужесточались, а в период спада – напротив, становились более либеральными. Эта практика взята из «кейнсианской» модели управления экономикой, к которой сейчас тяготеют финансовые власти практически всех развитых государств. Один из ключевых выводов, который извлекает из кризиса мировое банковское сообщество, состоит в необходимости свести к минимуму «процикличность» в регулировании, отметил г-н Марченко. Во многом именно это сделало возможным тот спекулятивный перегрев, когда банки и инвестфонды накачивали глобальный финансовый рынок многократно переоцененными долговыми обязательствами.
Вредность «процикличного» перекоса в регулировании банковского сектора мировой финансовый рынок хорошо продемонстрировал в течение нескольких кризисов последних десятилетий. Когда либерализация правил игры совпадает с ростом экономики, возникают многочисленные предпосылки к появлению «пузырей». Видя это, правительства в какой-то момент спохватываются и начинают «закручивать гайки», пытаясь снизить риски системы. Однако риски уже накоплены, «пузыри» начинают лопаться, и в этой ситуации банки сталкиваются с необходимостью преодолевать последствия кризисного спада. И тут выясняется, что в этом им мешают введенные недавно жесткие регламенты. Именно так было в Казахстане в 2008 – 2008 годах: когда внешние займы закрылись, банкам срочно требовались дополнительные свободные средства для поддержания ликвидности, но повышенные незадолго до этого более чем втрое требования к резервам вынуждали их «замораживать» значительную долю своих ликвидных активов. Сведение к минимуму таких накладок в регулировании, по мнению авторов концепции, позволит добиться модернизации банковской системы на качественно ином уровне, а главное – не допустить формирования «пузырей» в будущем.
Третий актуальный принцип– это поиск надежного механизма государственного вмешательства в ход экономических процессов, который бы позволил упреждать и предотвращать накапливание опасных дисбалансов внутри экономики. Именно на основе дисбалансов, возникших, например, в секторе недвижимости и земли, постепенно формируются «пузыри» на товарных рынках, затем – на рынках ценных бумаг и других финансовых активов. В среднесрочной перспективе новая концепция развития финансового сектора ставит цель не просто фиксировать, но и заблаговременно гасить подобные тренды в экономике. В широком смысле, цель состоит в минимизации системных рисков не только самого банковского сектора, но и финансируемых им секторов экономики.
Будущая
модель государственной политики в
этом направлении будет
Наконец,
четвертый принцип новой
В течение предыдущего десятилетия Казахстан заложил основы будущего развития страны с диверсифицированной экономикой, хорошо образованным и здоровым населением, живущим в условиях безопасности и демократии, которая использует свои природные ресурсы на благо всех граждан. В значительной степени этому способствовали увеличивающиеся доходы от экспорта в условиях стремительно растущих цен на нефтяные и другие минеральные ресурсы. Такие же условия для дальнейшего развития страны не гарантируются в ближайшем десятилетии.
Важнейшим уроком текущего мирового кризиса стало понимание того, что будущее развитие глобальной экономики крайне неопределенно и непредсказуемо. Иэтот факт необходимо учитывать при планировании экономического развития страны в дальнейшем.
Лидирующие экономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях и предпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу, наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру и телекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективность государственного управления, а также создавая благоприятные условия для развития бизнеса. Такие же задачи являются стратегическими константами для Казахстана, заданными Стратегией «Казахстан-2030». В течение следующего десятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанных задач.5
Казахстан останется одним из крупнейших производителей углеводородного сырья. Вместе с тем республика примет участие в решении проблемы глобального потепления, ускоряя технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны дальнейшее развитие получит сельское хозяйство, особенно переработка сельскохозяйственной продукции. Система здравоохранения Казахстана будет способна противостоять новым видам заболеваний. Эффективность использования природных ресурсов страны, в особенности водных, возрастет за счет модернизации инфраструктуры и формирования политики рационального использования природных ресурсов с учетом задачи по защите окружающей среды.
Имея стабильную политическую среду, значительный экономический и человеческий капитал, богатые природные ресурсы, основную производственную инфраструктуру, устойчивую финансовую систему, Казахстан способен трансформировать вызовы, созданные текущим мировым экономическим кризисом, в новые возможности для достижения сбалансированного и устойчивого развития.
Учитывая, что реализация масштабных планов столкнется с ужесточением бюджетных ограничений, будет обеспечен высокий уровень доходности государственных инвестиций и повышена эффективность реализации принимаемых программ.
Исторический опыт человечества богат примерами, когда передовые страны вступали в полосу затяжного кризиса, а более отсталые занимали их место. На протяжении многих столетий государства, движимые волей социальных реформаторов, осуществляли смелые прорывы, достигая лидирующих позиций и удерживая их долгие годы.
Голландия XVI века, Англия XVII, Германия XIX века, Япония после окончания Второй мировой войны - вот далеко не полный перечень примеров успешного "догоняющего" развития, позволившего этим странам не только проделать за десятилетия путь, на который у других уходили столетия, но и оказаться в авангарде мирового хозяйственного прогресса, закрепить доминирующее положение в своем регионе.6
Экономический прорыв стремится совершить и Казахстан. Наша республика уже сумела стать лидером в своем регионе. Теперь стоит задача - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Первым шагом в этом направлении должна стать реализация новой госпрограммы - форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) Казахстана до 2014 года. Уверенности в достижении поставленной цели нам придает и успешный мировой опыт.
К разработке ПФИИР привлечены высококвалифицированные зарубежные эксперты, которые в своих странах успешно реализовали подобные программы. В качестве консультантов, кроме авторитетных казахстанских экспертов, выступают экономисты из Южной Кореи, Германии, и других стран. Изучается опыт ряда развитых азиатских и европейских государств, так как многие развитые страны мира проходили данный этап. Впрочем, Казахстан не старается копировать вслепую стратегии их развития, а опирается на успешный опыт по отдельным направлениям. В одной стране это могут быть инновации, в другой - создание специальных зон и т.д.
В
связи с ускоренным становлением
и развитием автомобильной
Информация о работе Экономическая стратегия развития Казахстана