Экономическая теория общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения.

Содержание

Раздел I
Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
Глава 1
Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка и государственное вмешательство в экономику
1.1. Предмет экономики общественного сектора.
1.2. Сущность государства в экономической теории.
1.3. Экономическая роль государства.
1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития.
1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 194.60 Кб (Скачать документ)

Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

Использование принуждения оправдано  только тогда, когда  отказ от одних  возможностей открывает  доступ к другим, более значимым с  точки зрения общественного  благосостояния. В  принципе принуждение  противоречит таким  общечеловеческим ценностям, как свобода личности и демократический  выбор. Общество поэтому  стремится минимизировать принуждение, обеспечивая  его недоступность  для всех, кроме  законных представителей государственной  власти, и ограничивая  лишь те возможности, которые признаются неприемлемыми.

Подотчетность. Государство обладает монополией на политическую власть, но вместе с тем эта монополия не является абсолютной, она существенно ограничена. Эти ограничения связаны прежде всего с действием конституции и ранее принятых законов. Все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, все органы этих ветвей власти ограничены в своих действиях. Подотчетность проявляется также в том, что многие государственные органы и представители государственной власти периодически проходят испытание и проверку со стороны членов общества через механизм выборов. Государство ограничено в своих действиях и в тех сферах, где его присутствие несомненно, например в сфере здравоохранения и образования. Кроме того, существуют ограничения, налагаемые действиями других государств.

Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая  мотивация. Это особые мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями. Предполагается, что государственные служащие и все те, кто так или иначе связан с государственной деятельностью, служат интересам общества, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан. Эта мотивация в корне отличается от мотивов деятельности занятых в частных организациях и предприятиях, где главным мотивом деятельности является личный интерес, стремление максимизировать прибыль.

Особая  мотивация – мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.

Проблема  особой мотивации  является достаточно дискуссионной. Многие придерживаются другой точки зрения, в  частности нобелевский  лауреат по экономике  Дж. Бьюкенен считает, что, в сущности, с точки зрения психологии и нравственности человек не меняется, – работает он в государственном или в частном секторе, он остается тем же, руководствуется своими личными интересами.

Вместе  с тем общество само создает какие-то предпосылки того, что у работающих в государственном  секторе на первое место могут выдвигаться  особые мотивы деятельности.

Во-первых, это ожидания других членов общества, предполагающих, что государственные  служащие будут отстаивать интересы государства  и общества.

Во-вторых, осуждение и наказания, которые ожидают  тех, кто не соблюдает  общественные интересы. Общество стремится  привлекать к государственной  деятельности людей, обладающих менее  эгоистичными свойствами личности, нравственными  принципами служения людям и государству.

В-третьих, формирование таких  условий деятельности людей, работающих на государство, при  которых личные и  общественные интересы пересекаются, совпадают.

1.3. Экономическая  роль государства

Главный механизм распределения и использования  ограниченных ресурсов в рыночной экономике  – это механизм рынка, где центральное  место занимают конкуренция и  цены. Вместе с тем, как было отмечено выше, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике  играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений  экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в  некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все  это означает, что современная  рыночная экономика – это смешанная экономика.

Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

В широком смысле слова  государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Это и государственный  бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации  в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные  земли, запасы полезных ископаемых.

Схематически, в  общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью известной вам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом – государством (рис. 1.1).

Модель экономического кругооборота с участием государства. В этой модели государство находится в центре экономического кругооборота. Потоки между государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например наем государственных служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между государством и рынком товаров и услуг показывают государственные закупки товаров и услуг, например бумаги, компьютеров, вооружений. Слева и справа расположены потоки между государством и домашними хозяйствами, между государством и предприятиями. Государство предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, т. е. через государственные расходы и доходы.

  

Рис. 1.1. Экономический кругооборот с участием государства  

Почему необходимо государственное вмешательство  в рыночную экономику? Как экономическая  теория объясняет существование  государственного сектора в рыночной экономике? На эти вопросы мы ответим  несколько позднее, в настоящей  и следующей главах курса.

Интересно посмотреть, как изменялась экономическая роль государства в экономической  истории и как эти изменения  отражались в истории экономической  мысли (рис. 1.2).

Этапы в развитии государственного сектора в развитых странах (с середины XX до начала XXI в.).

I. После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).

II. Середина 1970-х–  конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).

III. Начало нынешнего  столетия («эффективное государство», стабилизация роли государственного  сектора, рост производства социальных  и общеэкономических услуг).

Концепция «эффективного  государства» включает в себя следующие важнейшие идеи:

  

Рис. 1.2. Государство и экономика в экономической истории и истории экономической мысли   

• Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

• В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

Двуступенчатая стратегия «эффективного государства» предполагает:

I. Соизмерение  и приведение функций государства  в соответствие с его потенциалом,  концентрацию усилий на основной  деятельности, обеспечивающей развитие.

1. Утверждение основ законности.

2. Поддержание сбалансированной экономической обстановки.

3. Поддержание макроэкономической стабильности.

4. Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.

5. Поддержка незащищенных групп населения.

6. Защита окружающей среды.

II. Укрепление  потенциала государства путем  активизации государственных институтов, создания эффективных институтов.

1. Эффективные нормы и ограничения.

2. Усиление конкуренции в деятельности государства.

3. Приближение государства к людям, учет мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

1.4. Масштабы  государственного сектора экономики  и тенденции его развития

В истории рыночной экономики XIX – ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 1.3).

  

Рис. 1.3. Государственные расходы в развитой рыночной экономике  

В частности, в  среднем доля совокупных государственных  расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в XX в. выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80—90-е годы XX в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы XX в. доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20 %, то в 2000 г. в США она выросла до 29 %, а в Великобритании – до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % ВВП.

По сравнению  с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере – это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, т. е. представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50—70-е годы ХХ в. В 80—90-е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере  возрастало. Государственные предприятия  в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом  их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро– и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации.

Пик в развитии государственного сектора был достигнут  в конце 1970-х годов. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5 % ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14 % общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн человек, что составляло 7,3 % всех занятых.

С 1979 г. и на протяжении 1980—90-х годов в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз; в частности, в середине 1990-х годов доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и в занятости составляла около 3 %.

В целом если взять  группу экономически развитых стран, то в отношении государственных  расходов можно выделить несколько  важных тенденций, наблюдаемых в Хх в.

1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.

2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

Информация о работе Экономическая теория общественного сектора