Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:38, курсовая работа
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Введение
Раздел Ι − Россия и ВТО
Раздел ΙΙ − Экономические аргументы сторонников и противников вступления России в ВТО
Раздел ΙΙΙ − Готовность страны к вступлению в ВТО
Заключение
Литература
Все указанные проблемы усугубляются ещё и внутренними проблемами, присущими непосредственно предприятиям России. По результатам анкетирования предприятий проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении в ВТО, выглядят следующим образом (в процентах к общему числу опрошенных руководителей предприятий):
Устаревшее оборудование и технология | 39 |
Отсутствие средств на модернизацию | 28 |
Ценовая неконкурентоспособность | 24 |
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству | 15 |
Отсутствие средств на научные исследования | 5 |
Сужение внутреннего рынка | 18 |
Высокие цены на услуги естественных монополий | 45 |
Несовершенство институциональной среды | 9 |
«Наводнение» рынков импортными товарами | 13 |
Вместе с тем следует иметь в виду, что чрезмерная зависимость от импорта может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны. Поэтому политика интеграции в мировую экономическую систему тесно связана с проблемой обеспечения экономической, а, следовательно, и национальной безопасности страны. Именно этот фактор является определяющим при согласовании условий вступления страны в ВТО и разработки стратегических целей интеграции и выборе средств их достижения. Такими целями и средствами могут быть:
В общем виде процессы, активизирующиеся в российской экономике после вступления в ВТО, можно сформулировать следующим образом:
Низкая
производительность приведёт к падению
конкурентоспособности
В
таблице кроме отраслей национального
хозяйства и последствий
Таблица № 1.
№ | Отрасль экономики | Последствия вступления в ВТО | Индикаторы экономической безопасности |
1 | Аграрная | Требования
ВТО по повышению тарифов на электроэнергию,
ж/д транспорт и газ до мировых
снизит конкурентоспособность |
- объёмы
валового внутреннего продукта;
- валовой сбор зерна; - доля в ВВП инвестиций в основной капитал; - доля в ВВП расходов на оборону; - доля затрат на гражданскую науку в ВВП; - доля инновационной
продукции в общем объёме - доля машиностроения
и металлообработки в - доля во всём
населении лиц с денежными
доходами ниже прожиточного - отношение доходов 10% наиболее обеспеченных лиц к доходам 10% наименее обеспеченного населения; - уровень безработицы; - уровень монетизации; - внешний и внутренний долг; - доля расходов на обслуживание гос. долга, % общего объёма расходов Федерального бюджета; - дефицит Федерального бюджета; - уровень инфляции; - объём золотовалютных резервов; - отношение выплат по внешнему долгу к объёму годового экспорта; - доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов. |
2 | Металлургическая | Повышение тарифов естественных монополий снизит конкурентоспособность | |
3 | Обрабатывающая | Станут неконкурентоспособными отраслями в силу высокой себестоимости и качества, не соответствующего мировым стандартам | |
4 | Текстильная | ||
5 | Лёгкая | ||
6 | Машиностроительная | Перспективы многовариантны, в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране. Военная индустрия способна к конкуренции | |
7 | Автостроительная | ||
8 | Авиастроительная | В случае, если государство не будет оказывать эффективной помощи, данная отрасль не сможет конкурировать с иностранными разработками | |
9 | Электронная | Износ оборудования, «утечка мозгов» обусловят дальнейшее отставание | |
10 | Химическая | Усиление конкуренции
в сфере малотоннажных | |
11 | Транспорт | Сохранение конкурентной ситуации | |
12 | Фармацевтическая | Усиление конкуренции и увеличение импорта вплоть до 100% (на данный момент 80%) | |
13 | Розничная торговля | Стремительное
распространение иностранных | |
14 | Пищевая | Приток низкокачественного товара, поглощение отечественного бизнеса. Усиление зависимости от импорта продовольствия | |
15 | Общественное питание | ||
16 | Финансовые услуги | Смогут выжить лишь при господдержке | |
17 | Страховой рынок | ||
18 | Услуги | Обострение конкуренции и постепенный уход отечественных предпринимателей из этой отрасли |
Результатом
потери ряда отраслей и негативного
влияния на отечественное производство
будет снижение способности РФ к обеспечению
своих национальных интересов и способности
российских предпринимателей к осуществлению
хозяйственной деятельности в интересах
России, что будет выражаться в следующем:
Раскрытие неконкурентоспособных отраслей российской экономики для международной конкуренции приведёт к уничтожению отдельных отраслей и цепной реакции во всей системе национального хозяйства, результатом которой будет абсолютная и бесповоротная сырьевая направленность национальной экономики.
Таким образом, российскому бизнесу и руководству необходимо приложить максимальные усилия для доведения российских предприятий до конкурентоспособного уровня, прежде чем вступать во всевозможные международные организации.
Экономические аргументы, выставляемые как сторонниками, так и противниками вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не являются единственными. По-видимому, здесь на равных присутствуют также социальные, правовые и политические аргументы.
Если посмотреть на социальную иерархию российского населения, возникшую в результате 10-летних реформ, то мы увидим, что на вершине социальной пирамиды России находится около 5% богатого населения страны, которые позволяют себе покупать практически все и по любым ценам. Они построили свое благосостояние на реформах 1990-х годов, вполне удовлетворены их итогами и сопротивляются всяким попыткам ревизовать их результаты.
На долю среднего класса России приходится не более 10-15% населения, 12-17% населения составляют платежеспособную его часть. 30% населения живет за чертой бедности и находится на пределе физического выживания. Оставшиеся 40-50% населения только сводят концы с концами.
Известно, что экономика развитого типа не может возникнуть и выжить в обществе, где платежеспособную основу рынка составляют только 12-17% населения. По мнению большинства сторонников вхождения в ВТО, членство в ВТО свяжет Россию с мировым хозяйством и позволит сформировать средний класс такой численности, который будет способен стать опорой не только сырьевой экономики. Такой средний класс потребует своего реального слова в общественной жизни.
Кроме того, после принятия России в ВТО необходимо будет привести внутреннее законодательство страны в соответствие с теми законами, которые давно уже существуют в большей части мира, тем самым Россия получила бы внутреннее законодательство современного типа. Суды и арбитраж были бы вынуждены следовать этим международным законам. Все это было бы направлено на постепенное создание в России гражданского общества.
Сторонники вступления России в ВТО считают, что наши предприятия не могут покорять рынки других стран не потому, что не производят конкурентоспособных товаров, а потому что им не дают этого делать, поскольку Россия не является членом ВТО. Китай уже вступил в ВТО.
Вступление России в ВТО станет шагом, который будет не только способствовать повышению международного авторитета России и обеспечению более полного и представительного участия на мировых рынках, но и выявить нерешенные проблемы отдельных отраслей экономики и каждого конкретного российского предприятия.
По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%,.
Такое
положение обусловлено
Ведущий
научный сотрудник Центрального
экономико-математического
По словам А.Анисимова, «верхи» РФ представляют сегодняшний мировой рынок как молочную реку с кисельными берегами. Мол, выходи на него – и черпай, сколько влезет. Вступай в ВТО – и будет тебе счастье. Но на самом деле, здесь царит ожесточенная конкурентная борьба. На глобальном рынке запросто могут раздавить, если вы не готовы к яростной борьбе. Но никакой подготовки к этому в РФ за последние 20 лет не было! Более того, была «подготовка наоборот». Ослабление наших потенциальных позиций под видом «рыночных реформ». И теперь РФ втаскивают в ВТО...
А каковы наши потенциальные конкуренты после вступления в ВТО? Китай уже достиг западных высот. По производству станков КНР превосходит РФ почти в сотню раз. В предприятиях машиностроительного комплекса с иностранным участием (но на деле - китаизированных) в КНР работает 30 миллионов человек. Их продукция идет в основном на экспорт. Само собой, РФ тягаться с таким соперником уже не в состоянии. Китай уже превзошел США по занятости в сфере производства электроники. Учтем, что машиностроение у китайцев делится на высокоразвитое городское и сельское – уровнем пониже. Так вот, машиностроение РФ не в силах соревноваться даже с деревенским аналогом в КНР.
И вот в таких условиях Российская Федерация вступит в ВТО. Что произойдет? Китай сметет остатки машиностроения в РФ. Китайское машиностроение по объемам равно американскому и европейскому (другим конкурентам РФ в системе ВТО), вместе взятым. Но мы не можем конкурировать и с ними. Равно как и с японским машиностроением, каковое специализируется в некоторых областях и дает неплохие результаты.
Какие же машиностроительные комплексы сопоставимы с российским на данный момент? Иранский, например. Доля машиностроительной продукции в иранской промышленности уже сейчас вдвое больше, чем в РФ. Иранцы уже обставили русских по объемам производства в автопроме. Он дышит нам в затылок области ВПК.
«В условиях открытой экономики (а это и есть ВТО) у российского машиностроения нет ни одного шанса. И быть не может!» – считает А.Анисимов.
При
вступлении России в ВТО необходимо
обеспечить продовольственную
Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО