Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности кризисов и особенностей современных экономических кризисов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономический кризис как явление;
-изучить влияния экономических кризисов на экономическое
развитие;
- проанализировать причины и последствия современных
экономических кризисов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы экономических кризисов
Экономический кризис как явление……………………...6
Причины экономических кризисов……………………..10
Социально – экономические последствия
экономических кризисов…………………………………13
Глава II. Особенности современных экономических кризисов
Анализ дефолта 1998 года………………………………16
Анализ современного финансово-экономического
кризиса…………………………………………………….21
2.3 Антикризисная политика………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………...34
Приложения………
По итогам первого квартала, рост экономики
РФ составил 4,5%.Кроме того, началось постепенное
оживление банковского сектора. Начала
постепенно снижаться просрочка.
II квартал 20 апреля 2010 - на выступлении в Госдуме с отчетом правительства о работе в 2009 году, премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России вышла из продолжительной рецессии и начала свое восстановление: «Рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».24
Спрогнозировать развитие мирового экономического кризиса в 2010 году непросто. Многие эксперты дают абсолютно противоположные оценки тем или иным тенденциям развития ситуации, связанной с мировым кризисом. Одни говорят, что мировой кризис в 2010 году завершится и начнется период рецессии, что на данный момент и утверждает В.В. Путин, другие считают, что финансовый кризис в 2010 году только начинает набирать обороты. Пока большинство специалистов утверждают, что мировой кризис на сегодняшний день продолжается. И длиться он будет, по мнению большинства экспертов, еще несколько лет. Мы, скорее всего, еще не достигли дна, за которым начнется подъем экономики.25 Не только для России, но и для всего мира очень важно найти верный путь выхода из экономического кризиса. И разными лидерами предпринимается множество попыток сделать это. Тем не менее, действовать поодиночке весьма непросто. Поэтому руководители мировых держав пришли к соглашению: все действия по выходу из кризиса 2008-2010 нужно принимать совместно и согласованно. Несмотря на пессимистические прогнозы, рецессию и обвал мировой экономики, основные надежды возлагаются именно на общие усилия в поисках выхода из кризиса. И все же, пока эти старания не приносят ожидаемых и устойчивых результатов.
2.3.Антикризисная политика
Антициклическое регулирование - одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов. Для этого используются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые механизмы.
Как правило, чем выше темпы развития экономики, чем больше ее «перегрев» на стадии подъема, тем сильнее будет надвигающийся кризис. Поэтому, чтобы не допустить «перегрева», государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат также увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис будет менее глубоким и менее продолжительным.
В период кризиса или депрессии для того, чтобы стимулировать производство, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции и ускоренную амортизацию, принимает меры, направленные на удешевление кредита и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.
Следует подчеркнуть, что государственное регулирование должно сочетать в себе достижение противоположных целей, то есть, с одной стороны, предотвращение спада производства и роста безработицы, а с другой — предотвращение развития инфляции. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:
Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения ( таблица 1 приложение II).
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.
Сторонники неокейнсианских рецептов уделяют наибольшее внимание бюджетной политике (Что связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.
По-разному решается проблема
участия государства в
Несмотря на различия
указанных двух направлений регулирования
экономики, есть общее понимание: во-первых,
государство в состоянии
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:
1) снижение ставок налога;
2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;
3) проведение политики ускоренной амортизации.
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рисунке 2 (приложение III).
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
Что же происходит в период
подъема экономической конъюнкт
Налогово-бюджетная политика
такого периода характеризуется повыше
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 4 приложение V). С точки зрения неокейнсианской модели, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.
Таким образом, нами были рассмотрены лишь общие ориентиры антикризисной политики. Неокейнсианские и неоконсервативные взгляды по сути своей различны, но методы, которыми в соответствии с этими моделями можно апперировать, ведут к одному и тому же: к сглаживанию колебаний в развитии экономики, то есть к смягчению влияния кризисов на социальную, финансовую, политическую сферы государства.
Рассматривая кризис с различных сторон можно заключить, что его сущность проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. Кризисы многообразны, они обусловлены разными факторами, имеют различную глубину и последствия, могут поражать как отдельные части экономической системы страны, так и экономику государства в целом.
Изучив различные теории, объясняющие причины кризисов, мы пришли к выводу, что любой кризис имеет свои специфические черты, обусловленные конкретными историческими условиями, в которых он развивается. На зарождении и течении экономического кризиса сказываются и особенности эпохи, и уровень развития капитализма, и весь комплекс экономических и политических факторов, действующих в той или иной стране в момент развёртывания кризиса.
В дальнейшем, рассмотрев современные кризисы, следует признать, что кризис 1998 года и современный кризис 2008-2010 оказались тяжёлыми для Российского государства. После 1998 года произошло снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России. Ситуация обострилась из-за быстрой девальвации национальной валюты. Резко ускорились инфляционные процессы в экономике, обвал произошёл на российском рынке акций, а так же обострение социально-политический ситуации. Нынешний кризис ещё не завершился, но уже можно говорить о том, что последствия его так же будут нелёгкими для России, ещё не скоро экономика нашей страны достигнет того же производственного уровня, на котором находилась до начала кризиса.
Можно много говорить как о нынешнем финансовом кризисе, так и о кризисе 1998 года. Сравнивать их, пытаться найти в прошлом пути выхода из сложившееся ситуации на мировом рынке, но, к счастью, все уже поняли, что этот путь неверный, кризис двадцать первого века имеет большие масштабы, чем прежние и даже самые известные аналитики не могут с уверенностью сказать ни когда кризис окончится, ни что станет с экономикой страны. Именно поэтому каждый должен понимать, что кризиса не избежать никому и только сообща все страны смогут восстановить мировую экономику, а потом уже и свою.
Из проблемы кризисов вытекает вопрос: можно ли предотвратить экономический кризис или же смягчить его? Ответы очевидны - предотвратить кризисы очень сложно, поскольку без этого явления невозможен и рост. Но смягчить вполне по силам. Поэтому мы рассмотрели так же и антикризисную политику государства, которая направлена на смягчение кризисов и их последствий для государства. Для этого используются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые механизмы. Как правило, чем выше темпы развития экономики, чем больше ее «перегрев» на стадии подъема, тем сильнее будет надвигающийся кризис. Поэтому, чтобы не допустить «перегрева», государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис будет менее глубоким и менее продолжительным. Эти действия необходимы для того, чтобы сгладить колебания в развитии экономики, то есть смягчить влияние кризисов на социальную, финансовую, политическую сферы государства.
Информация о работе Экономические кризисы и их роль в развитии экономики