Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
Интеграция России в мировую экономику - одна из главных целей новой России, декларированных при принятии акта о суверенитете в 1990 году. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.
Однако итоги экономического развития 90-х показали утопичность этих ожиданий. Стартовые условия интеграции России в мировое хозяйство объективно ухудшились по сравнению с СССР. Географически она оказалась удалена от своего основного партнера - Западной Европы. Были утрачены главные торговые порты на Балтике и Черном море. А на суше Россия граничит теперь в "дальнем зарубежье" только с Финляндией, Норвегией, Польшей (через Калининградскую область), Монголией, Китаем и Северной Кореей. Новая таможенная граница должным образом не обустроена до сих пор. Транзитные пути основных экспортных ресурсов теперь находятся в "ближнем зарубежье". Развитая внешнеторговая инфраструктура осталась лишь на малонаселенном Дальнем Востоке. К тому же России досталась основная часть союзного ВПК, в принципе не приспособленного к работе в рыночных условиях.
Введение……………………………………………………….………………..3
Основные субъекты мировой экономики. Интеграционные объединения…………………………………………………………….4
Россия на пути интеграции в мировую экономику……………..5
Экономические отношения с ведущими зарубежными интеграционными группировками......................................5
Развитие экономической интеграции между бывшими республиками СССР…………………………………………...8
Развитие международных отношений…………………………11
Заключение……………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Ухтинский
государственный технический университет»
Филиал Ухтинского
государственного технического университета
в г. Усинске
Контрольная работа
по дисциплине
Мировая экономика
тема: Экономические
отношения России с региональными интеграционными
группировками.
студента 7 курса
,
специальности (гр.) ФК - 08
шифр зач.кн. 082541
Ф.И.О. Тигиева Наталья
Владимировна
г.Усинск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ТЕМА : Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками.
Введение……………………………………………………….
Основные субъекты
мировой экономики. Интеграционные объединения…………………………………………………
Россия на пути интеграции в мировую экономику……………..5
Экономические отношения
с ведущими зарубежными интеграционными
группировками.................
Развитие экономической интеграции между бывшими республиками СССР…………………………………………...8
Развитие международных отношений…………………………11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………18
Введение
Интеграция
России в мировую экономику - одна из главных
целей новой России, декларированных при
принятии акта о суверенитете в 1990 году.
Многие в то время искренне верили, что,
покончив с КПСС и централизованным планированием,
расставшись с союзными республиками,
россияне через три-четыре года будут
жить так же, как западные европейцы.
Однако
итоги экономического развития 90-х
показали утопичность этих ожиданий. Стартовые
условия интеграции России в мировое хозяйство
объективно ухудшились по сравнению с
СССР. Географически она оказалась
удалена от своего основного партнера
- Западной Европы. Были утрачены главные
торговые порты на Балтике и Черном море.
А на суше Россия граничит теперь в "дальнем
зарубежье" только с Финляндией, Норвегией,
Польшей (через Калининградскую область),
Монголией, Китаем и Северной Кореей. Новая
таможенная граница должным образом не
обустроена до сих пор. Транзитные пути
основных экспортных ресурсов теперь
находятся в "ближнем зарубежье".
Развитая внешнеторговая инфраструктура
осталась лишь на малонаселенном Дальнем
Востоке. К тому же России досталась основная
часть союзного ВПК, в принципе не приспособленного
к работе в рыночных условиях.
Резкое открытие экономики и поспешный уход государства из внешнеэкономической сферы, где оно прежде было непосредственным и монопольным участником, породили немало острых проблем. Либерализация сопровождалась ухудшением структуры внешней торговли, обострением проблемы внешнего долга и криминализацией всей этой сферы, что создало вокруг российского бизнеса атмосферу недоверия и подозрительности.
Основные субъекты мировой экономики. Интеграционные объединения
Интеграция
- сближение, взаимопереплетение и
взаимоприспособление отдельных национальных
хозяйств. Это широкое межгосударственное
объединение, которое обладает своей организационной
структурой. Между участниками интеграции
осуществляется более глубокое разделение
труда, ведется интенсивный обмен товарами,
услугами, капиталами, рабочей силой.
Различают следующие
виды интеграционных объединений:
1. Зоны
свободной торговли. Подразумевает
заключение соглашений о снижении
или отмене таможенных пошлин на все
или определенные группы товаров между
странами-участниками. К примеру, это
Североамериканская зона свободной
торговли (НАФТА).
2. Таможенный
союз. Предполагает выработку единой
таможенной политики по отношению к третьим
странам. Сюда относят Совет арабского
экономического единства (СЭАЕ).
3. Общий
рынок. Подразумевает полную либерализацию
не только взаимной торговли товарами
и услугами, но и свободное перемещение
капиталов и рабочей силы. Например, Аргентина,
Бразилия, Парагвай и Уругвай образуют
Южный общий рынок.
4. Валютный
союз. В его основе лежит переход к
единой валюте, единому Центробанку. (ЕЭС).
5. Экономический
союз. Высшая форма экономической интеграции,
которая подразумевает наличие надгосударственных
экономических органов, осуществляющих
единую экономическую политику, решения
которых обязательны для участников.
6. Политический союз. Это переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.
2. Россия на пути интеграции
в мировую экономику
2.1 Экономические отношения
с ведущими зарубежными интеграционными
группировками
В 90-е
годы Россия сделала существенные шаги
в налаживании контактов с ведущими зарубежными
интеграционными группировками по различным
направлениям экономического сотрудничества.
Определяющим направлением российской
внешней политики в эти годы были страны
Западной Европы и, прежде всего, страны
ЕС Россия и ЕС. Существуют две основные
точки зрения на отношения России с ЕС.
Сторонники одной считают вполне необходимым
и возможным курс на всемерное сближение
с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить
в тесный экономический союз. Согласно
ст. 237 Римского договора и ст. "О"
Маастрихтского договора любая европейская
страна может претендовать на членство
в Европейском Союзе. Представители другой
позиции полагают, что присоединение России
к ЕС будет означать для него "гибель,
потерю управляемости, растворение".
Думается,
что в ближайшей перспективе вопрос
о возможности присоединения России к
ЕС не актуален. Гораздо более насущны
вопросы выполнения соглашения о партнерстве
и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного
в середине 1994 г. и ратифицированного в
конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС) создает устойчивый,
построенный на основе международного
права, режим экономического взаимодействия,
охватывающий, в основном, всю торговлю
товарами между Россией и ЕС, трансграничную
торговлю услугами, движение капиталов,
учреждение и деятельность компаний.
Значение
СПС заключается в том, что в последние
годы ЕС превратился в главного партнера
России в международном сотрудничестве.
В стратегическом плане ЕС, располагающий
мощным торгово-промышленным и финансовым
потенциалом, будет и впредь играть ведущую
роль в российских внешнеэкономических
связях. ЕС выступает как серьезный импортер
энергетических и сырьевых товаров, составляющих
основу современного российского экспорта.
На его долю приходится 35 процентов товарооборота
России. В соответствии с Соглашением
о партнерстве и сотрудничестве для товаров
ЕС и России устанавливается национальный
режим. Это означает, что российские товары
на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России
не могут облагаться налогами и сборами
более высокими, чем отечественные товары.
В соответствии
с Соглашением отменяются количественные
ограничения (квоты) на ввоз в европейские
страны российских товаров, за исключением
текстиля, стали, ядерных материалов, торговля
которыми должна регулироваться отдельными
соглашениями.
Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность. По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС - ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.
ЕС, формируя свою политику
по отношению к России, рассматривает
ее как важную и самостоятельную силу
в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется
способствовать необратимости их экономических
реформ, ее интеграции в мировую экономику
на основе рыночных законов, скорейшему
принятию в ВТО и другие международные
экономические организации.
Направления
и особенности этого сотрудничества будут
во многом зависеть как от развития и трансформации
самого ЕС, так и от развертывания процессов
интеграции в рамках СНГ. По мнению российских
специалистов главным вопросом в экономических
взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем
десятилетии станет создание зоны свободной
торговли и разработка механизма ее функционирования.
Россия и АТЭС. Ориентируя свою внешнеэкономическую
политику на всемерное сотрудничество
с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает
все больше внимания уделять развитию
экономических отношений с другими региональными
интеграционными группировками. И, прежде
всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом,
с АТЭС. В физико-географическом отношении
принадлежность России к АТР неоспорима.
Из общего объема внутрирегионального
товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского
региона, оцениваемого примерно в 2 трлн.
долл., на долю России приходится около
1%. Это не сообразуется с ее статусом великой
азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует
потенциалу ее экономики. Европейская
ориентированность страны мешала увидеть
на Востоке новые реалии будущего мира.
Российские
правительственные, деловые, научные
круги участвуют в такой форме интеграционной
деятельности, как разработка и осуществление
многосторонних проектов. Это, например,
проект ПРООН по развитию района реки
Туманной на стыке границ России, Китая
и КНДР, проект развития экономической
зоны Японского моря, проекты строительства
магистральных газопроводов, линий передач
и телекоммуникаций, проходящих через
территории нескольких стран, уже начатое
силами международных консорциумов освоение
нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др.
Для российских восточных регионов все
более важным становится регулирование
международной трудовой миграции. В перспективе
Россия должна активизироваться на финансовом
рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса. Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на; основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.
В области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным путем по пути все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой, не забывая растущую перспективность экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции бывших республик Советского Союза, восстановление порванных связей с бывшими странами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая политика России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов. Насколько такие действия окажутся успешными, покажет ближайшее будущее.
Развитие экономической интеграции между бывшими республиками СССР.
Первой
попыткой создания на постсоветском
экономическом пространстве нового жизнеспособного
экономического блока был Союз независимых
государств (СНГ), объединивший 12 государств
- все экс-советские республики, кроме
стран Балтии. В 1993 в Москве все страны
СНГ подписали договор о создании Экономического
союза для формирования на рыночных основах
единого экономического пространства.
Однако когда в 1994 была предпринята попытка
перейти к практическим действиям, создав
зону свободной торговли, то половина
стран-участниц (включая Россию) посчитали
это преждевременным. Многие экономисты
полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет
главным образом политические, а не экономические
функции. На неудачу этого опыта повлияло
во многом то обстоятельство, что интеграционный
блок попытались создать в разгар затяжного
экономического спада, длившегося почти
во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда
преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало
экономического подъема создало более
благоприятные условия для интеграционных
экспериментов.
Информация о работе Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками