Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
Интеграция России в мировую экономику - одна из главных целей новой России, декларированных при принятии акта о суверенитете в 1990 году. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.
Однако итоги экономического развития 90-х показали утопичность этих ожиданий. Стартовые условия интеграции России в мировое хозяйство объективно ухудшились по сравнению с СССР. Географически она оказалась удалена от своего основного партнера - Западной Европы. Были утрачены главные торговые порты на Балтике и Черном море. А на суше Россия граничит теперь в "дальнем зарубежье" только с Финляндией, Норвегией, Польшей (через Калининградскую область), Монголией, Китаем и Северной Кореей. Новая таможенная граница должным образом не обустроена до сих пор. Транзитные пути основных экспортных ресурсов теперь находятся в "ближнем зарубежье". Развитая внешнеторговая инфраструктура осталась лишь на малонаселенном Дальнем Востоке. К тому же России досталась основная часть союзного ВПК, в принципе не приспособленного к работе в рыночных условиях.
Введение……………………………………………………….………………..3
Основные субъекты мировой экономики. Интеграционные объединения…………………………………………………………….4
Россия на пути интеграции в мировую экономику……………..5
Экономические отношения с ведущими зарубежными интеграционными группировками......................................5
Развитие экономической интеграции между бывшими республиками СССР…………………………………………...8
Развитие международных отношений…………………………11
Заключение……………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………18
Следующим опытом
экономической интеграции стали российско-белорусские
отношения. Близкие отношения России
и Белоруссии имеют не только экономическую,
но и политическую основу: из всех постсоветских
государств Белоруссия в наибольшей степени
симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия
подписали Договор об образовании Сообщества
суверенных республик, а в 1999 - Договор
о создании Союзного государства России
и Белоруссии, с наднациональным органом
управления. Таким образом, не пройдя последовательно
всех интеграционных ступеней (не создав
даже зоны свободной торговли), обе страны
сразу приступили к созданию политического
союза. Такое «забегание вперед» оказалось
не слишком плодотворным - по мнению многих
экспертов, Союзное государство России
и Белоруссии существует в первые годы
21 в. скорее на бумаге, чем в реальной жизни.
Его выживание в принципе возможно, но
необходимо подвести под него прочную
основу - пройти последовательно все «пропущенные» ступени
экономической интеграции.
Третьим
и наиболее серьезным подходом к интеграционному
объединению является Евразийское Экономическое
Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе
президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный
в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии,
Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана)
Договор об образовании Евразийского
Экономического Сообщества оказался (по
крайней мере, на первых порах) более удачным,
чем предшествующие интеграционные опыты.
В результате понижения внутренних таможенных
барьеров удалось стимулировать взаимную
торговлю. К 2006 планируется завершить
унификацию таможенных тарифов, перейдя
тем самым от стадии зоны свободной торговли
к таможенному союзу. Однако хотя объем
взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет,
доля их взаимной торговли в экспортно-импортных
операциях продолжает снижаться, что является
симптомом объективного ослабления экономических
взаимосвязей.
Экс-советские
государства создали также экономические
союзы без участия России - Центральноазиатское
экономическое сообщество (Казахстан,
Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ
(Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова - с 1997), молдавско-румынскую зону
свободной торговли и т.д. Кроме того, есть
экономические блоки, объединяющие бывшие
республики СССР с «чужими» странами, - например, Организация
экономического сотрудничества (центральноазиатские
страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция),
АТЭС (Россия стала его членом в 1997).
Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.
3. Развитие
международных отношений:
Принятие Российской Федерации в Парижский клуб стран-кредиторов (1995).
В 1995
году Россия вступила в Парижский клуб
в качестве кредитора. Членство в Парижском
клубе имеет для России неоспоримые
преимущества. Развивающиеся страны
Парижский клуб чрезвычайно уважают.
Только Парижский клуб может при желании
списать сколько угодно долгов и выдавать
сколько угодно кредитов. И поэтому именно
от него в наибольшей степени зависит
экономическая политика развивающихся
стран.
С 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
В практическом
плане это должно вылиться в сближение
экономик России и Евросоюза, углубление
совместного сотрудничества в борьбе
с организованной преступностью, терроризмом,
незаконной миграцией, а в перспективе
-- и в отмену визового режима.
Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
ОЭСР
объединяет 30 наиболее развитых стран
мира. Главным направлением деятельности
Организации является анализ их социально-экономического
развития и выработка рекомендаций по
повышению его устойчивости. В рамках
ОЭСР действует специальный механизм
сотрудничества со странами с переходной
экономикой - Центр по сотрудничеству
с государствами - нечленами ОЭСР.
До
последнего времени ОЭСР являлась своего
рода «закрытым
клубом» ограниченного
числа участников. Однако, учитывая просьбы
со стороны целого ряда стран, в июне 1993
г. Совет ОЭСР принял принципиальное решение
о развитии взаимодействия с заинтересованными
государствами.
Возникла
возможность вступления в Организацию
при выполнении ряда условий, прежде всего,
перехода к рыночной экономике и ее либерализации.
Подписание
Декларации, одновременно с которой
было заключено Соглашение о привилегиях
и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации,
стало базой для развития отношений между
Россией и Организацией, а также предоставило
возможность освоения в интересах российских
экономических преобразований богатого
опыта ОЭСР в вопросах регулирования экономики,
финансовой, денежно-кредитной, социальной
политики, а также ряда других сфер.
В частности,
ОЭСР обязалась оказывать содействие
России в переходе к рыночной экономике,
включая разработку и осуществление
рыночных преобразований на макроэкономическом
и отраслевом уровнях, создание институтов
и инструментов рыночной экономики.
Одной
из важнейших для России функций ОЭСР
является определение кредитного рейтинга
государств, от которого в т.ч. зависят
условия заимствования на мировых финансовых
рынках.
В то
же время Организация проявляет интерес
к российскому экономическому опыту в
таких областях, как сталелитейная промышленность,
судоходство, судостроение, научные разработки
и ряду других.
Продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию.
Главное
разногласие ЕС и России по вступлению
последний в ВТО - это размер экспортных
пошлин на лес. С 2010 года Россия собиралась
повысить пошлины на необработанную древесину
с 15 евро за 1 кубометр леса до 50 евро, но
из-за кризиса заморозили цены на год.
Финляндия и Швеция - категорически против,
и компромисс пока не найден.
Кроме
того, у России есть разногласия с ведущими
экспортерами продовольствия по размеру
субсидий на поддержку сельского хозяйств.
До 2012
года уровень господдержки сельского
хозяйства в России останется на уровне
- $9 млрд. в год.
С 2013
по 2017 годы размер субсидий сократится
до $4,4 млрд. на каждый год. Запад настаивает
на значительно меньших лимитах - $2-3 млрд.
ежегодно.
Однако
ради вступления в ВТО Россия готова отменить
пошлины на экспорт леса.
25 ноября
в Брюсселе первый вице-премьер Игорь
Шувалов провел переговоры с руководителями
Евросоюза. По итогам этих переговоров
было решено, что мораторий на повышение
пошлин на необработанную древесину будет
продлен на 2011 год, а сами пошлины отменены
в обмен на присоединение России к Всемирной
торговой организации не позднее 31 декабря
2011 года. По данным газеты, документальное
оформление этого решения состоится до
начала следующей недели. Фактически российская
сторона готова обменять беспошлинную
торговлю лесом на обязательство принять
ее в ВТО до начала 2012 года.
Перспектива безвизового режима между Россией и Евросоюзом
Еще в
2002 году нынешний председатель правительства
РФ В.В.Путин выступил с инициативой
о безвизовом режиме поездок граждан
России и ЕС в рамках формирования пространства
свободы, безопасности и правосудия
на Европейском континенте. Впервые она
нашла свое отражение в совместном
заявлении Санкт-Петербургского саммита,
состоявшегося в мае
2003 года,
в котором было зафиксировано, что «Россия
и ЕС согласились изучить условия для
безвизовых поездок в качестве долгосрочной
перспективы».
Первым шагом на этом
пути является достижение договоренностей
с государствами-членами Евросоюза
по взаимному упрощению визового режима.
В настоящее время продолжаются переговоры
по выработке соответствующего соглашения
в формате Россия-ЕС.
Например, «перспектива
безвизового режима между Россией
и европейскими странами стал одной из
приоритетных тем саммита Россия-ЕС, который
прошел 7 декабря 2010 г. в Брюсселе". На
сей счет у нас уже достаточно давно ведется
диалог с Евросоюзом, который мы называем
"безвизовым", наши партнеры называют
его "визовым". Смысл от этого не меняется,
а речь идет о перспективе перехода к безвизовым
режимам взаимных поездок граждан России
и стран Евросоюза", - отметил постоянный
председатель РФ при Евросоюзе Владимир
Чижов.
Отмена
визового режима должна послужить началом
процесса реальной интеграции России
и ЕС, подлинного партнерства между РФ
и странами ЕС.
Партнерство Россия-АСЕАН.
Укрепление
сотрудничества с Ассоциацией государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН) относится
к числу приоритетов азиатской политики
России. Эта организация является "ядром"
региональных интеграционных процессов
в АТР, одним из влиятельных центров
мировой политики, способствующим формированию
многополярной конфигурации современного
мироустройства.
Развитие
взаимодействия с асеановской "десяткой"
имеет для нас важное значение в плане
формирования в регионе новой системы
политических и экономических отношений,
упрочения российских позиций и продвижения
наших инициатив, в первую очередь, в сфере
безопасности.
30 октября
2010 года президент РФ Дмитрий Медведев
принял участие во втором саммите Россия-АСЕАН
в Ханое. В своем выступлении он заявил,
что Россия готова к созданию альянсов
со странами Азиатско-тихоокеанского
региона (АТР). Со своей стороны глава
МИД Сергей Лавров, находящийся в столице
Вьетнама в составе российской делегации,
отметил, что Россия и АСЕАН выходят
на уровень зрелого партнерства.
В ходе
саммита главы государств и правительств
обсудили состояние и перспективы
российско-асеановского партнёрства,
рассмотрели пути построения в Азиатско-Тихоокеанском
регионе более совершенной архитектуры
безопасности и сотрудничества. Значительное
место было уделено обсуждению финансово-экономических
аспектов совместных усилий в преодолении
финансового кризиса.
По
итогам саммита было подписано соглашение
о культурном, гуманитарном сотрудничестве
и сотрудничестве в области образования
РФ и стран АСЕАН.
Также
было принято совместное заявление
глав государств и правительств России
и стран АСЕАН, которое подтверждает приверженность
к укреплению и дальнейшему развитию всеобъемлющего
партнерства для выведения отношений
на более высокий уровень.
Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
ОЭСР
объединяет 30 наиболее развитых стран
мира. Главным направлением деятельности
Организации является анализ их социально-экономического
развития и выработка рекомендаций по
повышению его устойчивости. В рамках
ОЭСР действует специальный механизм
сотрудничества со странами с переходной
экономикой - Центр по сотрудничеству
с государствами-нечленами ОЭСР.
До
последнего времени ОЭСР являлась своего
рода «закрытым
клубом» ограниченного
числа участников. Однако, учитывая просьбы
со стороны целого ряда стран, в июне 1993
г. Совет ОЭСР принял принципиальное решение
о развитии взаимодействия с заинтересованными
государствами.
Возникла
возможность вступления в Организацию
при выполнении ряда условий, прежде всего,
перехода к рыночной экономике и ее либерализации.
Подписание
Декларации, одновременно с которой
было заключено Соглашение о привилегиях
и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации,
стало базой для развития отношений между
Россией и Организацией, а также предоставило
возможность освоения в интересах российских
экономических преобразований богатого
опыта ОЭСР в вопросах регулирования экономики,
финансовой, денежно-кредитной, социальной
политики, а также ряда других сфер.
В частности,
ОЭСР обязалась оказывать содействие
России в переходе к рыночной экономике,
включая разработку и осуществление
рыночных преобразований на макроэкономическом
и отраслевом уровнях, создание институтов
и инструментов рыночной экономики.
Информация о работе Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками