Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется высоким удельным весом ЕС во внешней торговле России, присутствием в российско-западных торговых отношениях многих современных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.
Несомненно, что новая Россия в силу своих размеров, своей географической близости, своих энергетических ресурсов и своего потенциала влияет на развитие событий во всей Европе. Задача в том, чтобы содействовать раскрытию положительного потенциала и ограничению отрицательного.
В качестве демократически ориентированного, готового к сотрудничеству и определяющего себя как европейское государство партнера РФ может внести существенный вклад в стабильность и процветание в Европе и за ее пределами. Ключевые понятия: урегулирование кризисов и обеспечение мира при поддержке ООН, борьба с терроризмом, предотвращение незаконного распространения оружия массового уничтожения, ограничение «мягких» угроз безопасности и экологических угроз.
Введение
Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время
1.1. История развития отношений между Россией и ЕС
1.2. Политика ЕС в отношении России
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия - ЕС
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.2.1. Торговый оборот России и ЕС
2.2.2. Инвестиции России и ЕС
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
Подавляющая
часть экспертов (85 %) согласилась, что
согласованное на сегодняшний день «решение»
проблемы свободы передвижения людей
и грузов между Калининградом и другими
регионами России не удовлетворительно,
и может рассматриваться как провал российской
стороны. Де-факто существующий формат
транзита ничем не отличается от полноценного
визового режима, причем право предоставления
транзитных документов принадлежит иностранным
государствам и носит разрешительный
характер. Происходит резкое удорожание
грузового транзита.
Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.
Глава 2. Развитие торгово-экономических
отношений между Россией и Европейским
союзом
2.1. Экономические отношения Россия - ЕС
Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. - только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.1 В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.
Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа - Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа - Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.
Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.
В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.
Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.
При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.
Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемого англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.
Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.
Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних - ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.
В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия - Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.
Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.
Во
многом поэтому переговорный процесс
Россия - ЕС остается закрытым и непрозрачным
для российского бизнес-сообщества, что
приводит к недостаточному и неполному
учету его интересов ответственными ведомствами.
Консультации с представителями бизнеса
ведутся только на самой ранней стадии
переговорного процесса с Брюсселем. Часто
для решения политических задач российские
представители на переговорах с ЕС жертвуют
материальными интересами бизнеса, даже
если это касается крупных корпораций
с государственным участием. КЕС действует
ровно противоположным образом: скрупулезно
торгуется даже по мелким вопросам.
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.2.1
Торговый товарооборот между Россий и
ЕС
Евросоюз является основным торговый партнером России, на долю которого в 2008 году приходилось 52,0% российского товарооборота (из них 69,5% составлял экспорт и 30,5% - импорт). Россия, со своей стороны, входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая).
В 2008 году товарооборот - 382,1 млрд. долл. США, экспорт - 265,5 млрд. долл. США, импорт - 116,5 млрд. долл. США.
В условиях глобального кризиса и резкого падения цен на сырьевые товары, прежде всего энергоносители, произошло значительное сокращение взаимной торговли. В январе-октябре 2009 г. общий товарооборот составил 185,8 млрд. долл. США и снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, российский экспорт составил 126,5 млрд. долл. США (падение на 46,0%), а импорт составил 59,3 млрд. долл. США (падение на 39,8%).
Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы.
Взаимная
торговля России с ЕС* за последние годы характеризуется
следующими показателями:**
(млрд. долларов США)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Январь-октябрь 2008 г. | Январь-октябрь 2009 г. | |
ОБОРОТ | 76,7 | 96,7 | 128,5 | 182,3 | 238,1 | 283,1 | 382,2 | 332,9 | 185,8 |
темпы роста в % | 106,0 | 126,1 | 132,9 | 141,9 | 130,6 | 118,9 | 135,0 | 148,9 | 55,8 |
ЭКСПОРТ | 54,8 | 69,9 | 94,2 | 138,3 | 176,7 | 195,9 | 265,8 | 234,4 | 126,5 |
темпы роста в % | 101,6 | 127,7 | 134,7 | 146,8 | 127,8 | 110,9 | 135,7 | 150,7 | 54,0 |
ИМПОРТ | 21,9 | 26,8 | 34,3 | 44,0 | 61,4 | 87,2 | 116,5 | 98,4 | 59,3 |
темпы роста в % | 119,1 | 122,2 | 128,2 | 128,3 | 139,6 | 141,9 | 133,6 | 144,7 | 60,2 |
САЛЬДО | 32,9 | 43,2 | 59,9 | 94,3 | 115,2 | 108,7 | 149,3 | 136,0 | 67,2 |
Динамика внешней торговли
России
со странами ЕС в 2008 г.
Товарооборот | Экспорт | Импорт | ||||
млн.
долларов США |
индекс 08/07 | млн. долларов США | индекс 08/07 | млн. долларов США | индекс 08/07 | |
ЕС - 27 | 382 094,3 | 135,0 | 265 541,2 | 135,6 | 116 553,1 | 133,6 |
Германия | 67 261,4 | 127,2 | 33 179,6 | 125,9 | 34 081,8 | 128,4 |
Нидерланды | 61 817,9 | 132,3 | 57 007,1 | 132,9 | 4 810,8 | 124,7 |
Италия | 52 914,6 | 146,7 | 41 918,6 | 152,3 | 10 996,0 | 128,8 |
Польша | 27 221,0 | 151,8 | 20 192,9 | 151,8 | 7 028,1 | 151,8 |
Великобритания | 22 483,4 | 134,8 | 14 865,8 | 134,8 | 7 617,6 | 135,0 |
Финляндия | 22 423,3 | 142,1 | 15 789,2 | 146,9 | 6 634,1 | 132,0 |
Франция | 22 246,0 | 135,2 | 12 188,8 | 140,4 | 10 057,2 | 129,5 |
Венгрия | 12 812,2 | 146,9 | 9 127,6 | 149,1 | 3 684,6 | 141,6 |
Чехия | 10 862,8 | 152,9 | 7 251,4 | 155,8 | 3 611,4 | 147,3 |
Словакия | 9 445,3 | 143,9 | 6 450,6 | 125,2 | 2 994,8 | 212,2 |
Испания | 9 303,0 | 123,6 | 5 062,0 | 117,0 | 4 241,1 | 132,5 |
Бельгия | 8 673,5 | 144,6 | 4 618,6 | 164,4 | 4 054,8 | 127,2 |
Швеция | 8 642,8 | 141,2 | 4 119,1 | 136,9 | 4 523,7 | 145,4 |
Латвия | 8 506,1 | 274,6 | 7 894,9 | 298,6 | 611,2 | 134,8 |
Литва | 5 480,7 | 111,7 | 4 540,3 | 111,9 | 940,4 | 110,8 |
Австрия | 5 418,8 | 104,3 | 2 304,4 | 84,2 | 3 114,4 | 126,7 |
Болгария | 5 417,8 | 128,6 | 4 778,8 | 125,8 | 639,0 | 154,0 |
Румыния | 5 183,7 | 131,5 | 4 165,3 | 129,7 | 1 018,5 | 139,3 |
Греция | 4 770,1 | 162,3 | 4 328,9 | 164,7 | 441,2 | 141,2 |
Дания | 3 677,7 | 137,3 | 1 852,0 | 171,0 | 1 825,7 | 114,4 |
Эстония | 1 477,4 | 73,5 | 956,4 | 58,6 | 521,0 | 138,2 |
Словения | 1 465,1 | 138,4 | 309,7 | 116,3 | 1 155,4 | 145,9 |
Кипр | 1 306,0 | 26,8 | 1 253,7 | 26,0 | 52,2 | 151,1 |
Мальта | 1 170,1 | 266,0 | 1 019,9 | 240,9 | 150,2 | 905,7 |
Ирландия | 1 057,9 | 89,3 | 144,1 | 27,4 | 913,8 | 138,5 |
Португалия | 527,5 | 35,9 | 209,5 | 16,8 | 318,0 | 144,9 |
Люксембург | 217,8 | 62,1 | 11,7 | 6,0 | 206,0 | 133,0 |
Информация о работе Экономические отношения России со странами ЕС