Экономические отношения России со странами ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы работы определяется высоким удельным весом ЕС во внешней торговле России, присутствием в российско-западных торговых отношениях многих современных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.
Несомненно, что новая Россия в силу своих размеров, своей географической близости, своих энергетических ресурсов и своего потенциала влияет на развитие событий во всей Европе. Задача в том, чтобы содействовать раскрытию положительного потенциала и ограничению отрицательного.
В качестве демократически ориентированного, готового к сотрудничеству и определяющего себя как европейское государство партнера РФ может внести существенный вклад в стабильность и процветание в Европе и за ее пределами. Ключевые понятия: урегулирование кризисов и обеспечение мира при поддержке ООН, борьба с терроризмом, предотвращение незаконного распространения оружия массового уничтожения, ограничение «мягких» угроз безопасности и экологических угроз.

Содержание

Введение

Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время

1.1. История развития отношений между Россией и ЕС

1.2. Политика ЕС в отношении России

Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом

2.1. Экономические отношения Россия - ЕС

2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

2.2.1. Торговый оборот России и ЕС

2.2.2. Инвестиции России и ЕС

Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России

3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы

3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).rtf

— 584.91 Кб (Скачать документ)
 

      В последние годы динамика взаимной торговли характеризовалась снижением темпов роста российского экспорта, что объясняется, прежде всего, отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок российских энергоносителей, а именно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей. Серьезным сдерживающим фактором развития российского экспорта в ЕС служат также ограничительные меры по противодействия доступу на внутренний рынок ЕС конкурентоспособных российских товаров. Стоимостные объемы экспорта росли, в основном, за счет повышения цен на энергоносители. С другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта были обусловлены увеличением платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием с нашей стороны серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.

      В условиях глобального кризиса и резкого падения цен на сырьевые товары, прежде всего энергоносители, произошло значительное сокращение взаимной торговли. В январе-октябре 2009 г. общий товарооборот снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, российский экспорт упал на 46,0%, а импорт - на 39,8%.  

      Динамика внешней торговли России со странами ЕС

      в январе-октябре 2009 г. 
 
 
 
 

      
  Товарооборот Экспорт Импорт
млн. долларов США Индекс

янв-окт09/

янв-окт08

млн. долларов США Индекс

янв-окт09/

янв-окт08

млн. долларов США Индекс

янв-окт09/

янв-окт08

ЕС-27 185 814,3 55,8 126 546,9 54,0 59 267,3 60,2
Нидерланды 31 513,7 56,7 28 656,4 55,7 2 857,3 69,9
Германия 30 938,2 53,2 14 301,8 48,2 16 636,4 58,5
Италия 26 334,0 58,4 20 184,0 56,1 6 150,0 67,7
Франция 13 418,5 71,2 6 948,5 65,9 6 470,0 77,9
Польша 13 004,1 53,9 9 661,4 53,6 3 342,7 54,9
Финляндия 10 447,9 54,0 7 297,1 53,7 3 150,8 54,8
Великобритания 10 398,1 52,8 7 578,8 57,8 2 819,3 42,9
Чехия 5 318,0 57,0 3 507,9 55,5 1 810,1 60,2
Бельгия 5 034,5 66,6 3 034,8 73,3 1 999,7 58,4
Венгрия 5 016,2 45,4 2 949,0 37,2 2 067,2 66,2
Испания 4 286,4 52,2 2 498,9 54,5 1 787,5 49,2
Швеция 3 919,9 51,6 2 310,6 64,2 1 609,2 40,2
Словакия 3 854,5 46,4 2 340,2 41,0 1 514,4 58,3
Латвия 3 679,8 48,1 3 361,8 47,1 318,0 61,9
Литва 3 155,1 69,5 2 463,5 65,7 691,6 87,4
Австрия 2 852,5 60,7 1 234,5 59,6 1 618,1 61,6
Дания 2 598,8 81,8 1 563,0 94,5 1 035,8 68,0
Болгария 2 135,2 43,3 1 799,8 41,1 335,4 59,9
Греция 1 838,8 44,6 1 564,0 41,6 274,8 75,2
Румыния 1 836,3 39,6 1 162,8 30,7 673,5 78,9
Эстония 1 202,3 104,0 890,6 126,8 311,7 68,7
Ирландия 695,9 77,9 141,4 126,7 554,5 70,9
Словения 641,9 48,9 48,3 15,7 593,6 59,1
Кипр 632,9 53,8 611,8 54,1 21,1 46,1
Мальта 335,5 37,1 330,8 38,5 4,7 10,3
Португалия 294,1 65,1 102,5 54,8 191,6 72,5
Люксембург 106,8 57,1 2,9 32,5 103,8 58,3
 

      Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы. По данным Еврокомиссии доля России в европейском импорте энергоносителей составляет: 33% нефти и 46% газа. В то же время в общем экспорте российского газа 67% - это поставки в Европу. 
 
 

Товарная структура

внешней торговли России с ЕС в 2008 г. 

Код ТН ВЭД Наименование товара Экспорт Импорт
млн. долл.

США

Уд. вес

(%)

Индекс

08/07

млн. долл.

США.

Уд. вес

(%)

Индекс

08/07

01 - 24 продовольственные товары и с/х сырье 1 165,0 0,5 109,0 11 095,4 9,7 123,5
25 - 27 

27

минеральные продукты, 
в том числе:
 

топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

212 350,8 

210 858,3

83,6 

83,0

140,6 

140,5

989,6 

664,6

0,9 

0,6

139,2 

126,9

28 - 40 продукция химической промышленности, каучук 9 265,2 3,7 136,9 21 191,2 18,5 128,6
41 - 43 кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 233,1 0,1 105,6 292,7 0,3 133,1
44 - 49 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3 142,4 1,2 83,6 4 479,0 3,9 121,4
50 - 67 текстиль, изделия из него, обувь 147,6 0,1 64,8 2 247,5 2,0 121,2
68 - 70, 91 - 97 другие товары 427,5 0,2 117,1 3 685,8 3,2 125,0
71 жемчуг, драгоценные камни, металлы 2 967,4 1,2 110,1 313,2 0,3 136,0
72 - 83 металлы, изделия из них 20 910,4 8,2 104,5 6 473,8 5,7 117,4
84 - 90 машины, оборудования, транспортные средства 3 366,6 1,3 122,0 63 816,5 55,7 141,0
  Всего 253 975,9 100,0 134,5 114 584,8 100,0 133,4
 

     Основные экспортные товары (свыше 84% всех поставок): сырая нефть, природный газ, нефтепродукты (преимущественно дизельное топливо и мазут), уголь каменный, никель необработанный.

      Основные импортные товары (доля в импорте - 1/3 всего объема): легковые автомобили, их части, компоненты и принадлежности, медикаменты, телефонная аппаратура, подъемно-транспортное и насосно-компрессорное оборудование, авиационная техника, парфюмерно-косметические средства, электросиловые установки, металлообрабатывающее оборудование. 
 

      2.2.2. Инвестиции России и ЕС.

      Инвестиции из ЕС в Россию.

      В январе - сентябре 2009 г. объем накопленных  инвестиций в российской экономике, поступивших из стран-членов ЕС, достиг 213,1 млрд. долл. США, что составляет 81,2% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций в экономике России.

      Доля Евросоюза в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в январе - сентябре 2009 г. составляет 81,1% (84,4 млрд. долл. США).

      Практически все наиболее крупные страны-инвесторы в российскую экономику являются членами ЕС. В первую пятерку крупнейших инвесторов по размеру накопленных прямых инвестиций входят:

      1. Кипр (31,2 млрд. долл. США)

      2. Нидерланды (29,2 млрд. долл. США)

      3. Германия (7,4 млрд. долл. США)

      4. Великобритания (3,6 млрд. долл. США)

      5. Австрия (2,8 млрд. долл. США)

      В основном инвестиции, поступающие из стран-членов ЕС, направляются в такие отрасли, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.

      Российские инвестиции в ЕС.

      Около 60% общего объема российских инвестиций, накопленных за рубежом, приходятся на страны-члены ЕС.

      Объем накопленных российских инвестиций в странах-членах ЕС в январе - сентябре 2009 г. составил 39,3 млрд. долл. США. Объем накопленных прямых российских инвестиций в ЕС на этот период - 29,2 млрд. долл. США.

      В январе - сентябре 2009 г. основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:

      Нидерланды (13,1 млрд. долл. США)

      Кипр (12,6 млрд. долл. США)

      Великобритания (2,1 млрд. долл. США)

      Люксембург (0,5 млрд. долл. США)

      Литва (0,2 млрд. долл.США)

      Практически все российские инвестиции, накопленные в странах-членах ЕС, сосредоточены в двух секторах экономики:

      «оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»;

      «обрабатывающие производства».

      В настоящее время действуют около 20 двусторонних Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и странами-членами ЕС (8 из них было подписано от имени СССР). Кроме того, регулирование вопросов, связанных с осуществлением капиталовложений содержится в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России

     3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы

Последствия расширения Европейского Союза для экономики России будут носить неоднозначный характер. Условно их можно разделить на три группы: позитивные, противоречивые и негативные 
Реализуется сложный, казавшийся трудно выполнимым, проект создания "большой Европы". При этом Россия и прочие европейские страны СНГ, ряд государств Юго-Восточной Европы остаются за границами расширившейся интеграционной группировки, что порождает опасения относительно возможности появления в Европе новых разделительных линий. Дискуссионным остается вопрос о последствиях реализации проекта "большой Европы" для его участников и второго крупнейшего игрока европейского континента - России.

Позитивно и неоднозначно.

Позитивные последствия расширения обусловлены появлением у российских субъектов хозяйствования возможностей взаимодействия с более емким единым рынком расширяющегося ЕС. Замена национальных торговых правил и таможенных тарифов на действующий в ЕС единый порядок осуществления деловых операций повысит стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упростит деятельность российских компаний, уменьшит их накладные расходы при заключении сделок. Положительные последствия связаны и с более высокими стандартами правоприменительной практики в ЕС, в частности, в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, правил конкуренции и т. д.

Иными словами, после расширения ЕС условия для деловой активности российских компаний в новых странах - членах ЕС по целому ряду направлений могут улучшиться. Однако практическая реализация этих возможностей потребует от России совершенствования функционирования рыночных механизмов, финансовых вложений, политической воли и немалого времени. Таким образом, выгоду от расширения ЕС экономика России может ощутить лишь в перспективе, в то время как среди ближайших последствий этого процесса доминируют неоднозначные.

Так, существующую, не всегда достаточно развитую правовую базу отношений России с отдельными присоединяющимися странами, должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), подписанное в 1994 г., в период, когда договаривающиеся стороны были полны чрезмерных надеж и иллюзий относительно перспектив сотрудничества. Сегодня СПС оказывает незначительное практическое влияние на развитие экономических связей между Россией и Евросоюзом, около половины его статей практически не действуют. Автоматическое распространение норм СПС на всех новых членов Евросоюза может привести к возникновению правового вакуума в нашем сотрудничестве с вытекающими негативными последствиями как для российских предприятий, так и для их партнеров в странах - новых членах ЕС. Большинство новых членов ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, причем в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений. Например, денонсированы не входящие в компетенцию ЕС соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества или со статусом торговых представительств.

Неоднозначно отразится на экспорте российских товаров в страны ЦВЕ их переход на единый таможенный тариф ЕС (ЕТТ). Средний уровень ставок ЕЕТ на промышленные товары ниже средних ставок национальных таможенных тарифов 10 присоединившихся стран (соответственно 4 и 9%). Этот факт используется западной стороной для доказательства того, что расширение ЕС создаст дополнительные стимулы для наращивания российских поставок в страны ЦВЕ. Однако снижение общего уровня таможенной защиты в странах ЦВЕ произойдет, главным образом, за счет снижения пошлин на готовую промышленную продукцию, доля которой в российском экспорте находится на уровне менее 10%. К доминирующим же в российских поставках энергоносителям - сырью и материалам - в большинстве стран ЦВЕ и так применяются минимальные или нулевые ввозные пошлины. В то же время по ряду важных традиционных позиций российского экспорта пошлины в ЕС значительно выше, чем в странах ЦВЕ. Это касается, в частности, алюминия и его сплавов, минеральных удобрений и ряда других химических товаров, тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛов), древесных плит, некоторых видов продовольствия. Переход на тарифные ставки ЕС приведет к удорожанию российского экспорта и может негативно отразится на его объеме.

Информация о работе Экономические отношения России со странами ЕС