Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:21, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется высоким удельным весом ЕС во внешней торговле России, присутствием в российско-западных торговых отношениях многих современных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения.
Несомненно, что новая Россия в силу своих размеров, своей географической близости, своих энергетических ресурсов и своего потенциала влияет на развитие событий во всей Европе. Задача в том, чтобы содействовать раскрытию положительного потенциала и ограничению отрицательного.
В качестве демократически ориентированного, готового к сотрудничеству и определяющего себя как европейское государство партнера РФ может внести существенный вклад в стабильность и процветание в Европе и за ее пределами. Ключевые понятия: урегулирование кризисов и обеспечение мира при поддержке ООН, борьба с терроризмом, предотвращение незаконного распространения оружия массового уничтожения, ограничение «мягких» угроз безопасности и экологических угроз.
Введение
Глава 1. ЕС - основная интеграционная группировка в современное время
1.1. История развития отношений между Россией и ЕС
1.2. Политика ЕС в отношении России
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом
2.1. Экономические отношения Россия - ЕС
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
2.2.1. Торговый оборот России и ЕС
2.2.2. Инвестиции России и ЕС
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы
Заключение
Список использованной литературы
В последние годы динамика взаимной торговли характеризовалась снижением темпов роста российского экспорта, что объясняется, прежде всего, отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок российских энергоносителей, а именно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей. Серьезным сдерживающим фактором развития российского экспорта в ЕС служат также ограничительные меры по противодействия доступу на внутренний рынок ЕС конкурентоспособных российских товаров. Стоимостные объемы экспорта росли, в основном, за счет повышения цен на энергоносители. С другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта были обусловлены увеличением платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием с нашей стороны серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.
В
условиях глобального кризиса и резкого
падения цен на сырьевые товары, прежде
всего энергоносители, произошло значительное
сокращение взаимной торговли. В январе-октябре
2009 г. общий товарооборот снизился на 44,2%
по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года, российский экспорт упал на 46,0%, а
импорт - на 39,8%.
Динамика внешней торговли России со странами ЕС
в
январе-октябре 2009 г.
Товарооборот | Экспорт | Импорт | ||||
млн. долларов США | Индекс
янв-окт09/ янв-окт08 |
млн. долларов США | Индекс
янв-окт09/ янв-окт08 |
млн. долларов США | Индекс
янв-окт09/ янв-окт08 | |
ЕС-27 | 185 814,3 | 55,8 | 126 546,9 | 54,0 | 59 267,3 | 60,2 |
Нидерланды | 31 513,7 | 56,7 | 28 656,4 | 55,7 | 2 857,3 | 69,9 |
Германия | 30 938,2 | 53,2 | 14 301,8 | 48,2 | 16 636,4 | 58,5 |
Италия | 26 334,0 | 58,4 | 20 184,0 | 56,1 | 6 150,0 | 67,7 |
Франция | 13 418,5 | 71,2 | 6 948,5 | 65,9 | 6 470,0 | 77,9 |
Польша | 13 004,1 | 53,9 | 9 661,4 | 53,6 | 3 342,7 | 54,9 |
Финляндия | 10 447,9 | 54,0 | 7 297,1 | 53,7 | 3 150,8 | 54,8 |
Великобритания | 10 398,1 | 52,8 | 7 578,8 | 57,8 | 2 819,3 | 42,9 |
Чехия | 5 318,0 | 57,0 | 3 507,9 | 55,5 | 1 810,1 | 60,2 |
Бельгия | 5 034,5 | 66,6 | 3 034,8 | 73,3 | 1 999,7 | 58,4 |
Венгрия | 5 016,2 | 45,4 | 2 949,0 | 37,2 | 2 067,2 | 66,2 |
Испания | 4 286,4 | 52,2 | 2 498,9 | 54,5 | 1 787,5 | 49,2 |
Швеция | 3 919,9 | 51,6 | 2 310,6 | 64,2 | 1 609,2 | 40,2 |
Словакия | 3 854,5 | 46,4 | 2 340,2 | 41,0 | 1 514,4 | 58,3 |
Латвия | 3 679,8 | 48,1 | 3 361,8 | 47,1 | 318,0 | 61,9 |
Литва | 3 155,1 | 69,5 | 2 463,5 | 65,7 | 691,6 | 87,4 |
Австрия | 2 852,5 | 60,7 | 1 234,5 | 59,6 | 1 618,1 | 61,6 |
Дания | 2 598,8 | 81,8 | 1 563,0 | 94,5 | 1 035,8 | 68,0 |
Болгария | 2 135,2 | 43,3 | 1 799,8 | 41,1 | 335,4 | 59,9 |
Греция | 1 838,8 | 44,6 | 1 564,0 | 41,6 | 274,8 | 75,2 |
Румыния | 1 836,3 | 39,6 | 1 162,8 | 30,7 | 673,5 | 78,9 |
Эстония | 1 202,3 | 104,0 | 890,6 | 126,8 | 311,7 | 68,7 |
Ирландия | 695,9 | 77,9 | 141,4 | 126,7 | 554,5 | 70,9 |
Словения | 641,9 | 48,9 | 48,3 | 15,7 | 593,6 | 59,1 |
Кипр | 632,9 | 53,8 | 611,8 | 54,1 | 21,1 | 46,1 |
Мальта | 335,5 | 37,1 | 330,8 | 38,5 | 4,7 | 10,3 |
Португалия | 294,1 | 65,1 | 102,5 | 54,8 | 191,6 | 72,5 |
Люксембург | 106,8 | 57,1 | 2,9 | 32,5 | 103,8 | 58,3 |
Структура
двусторонней торговли отражает сравнительные
преимущества двух экономик: топливные
и сырьевые товары составляют основную
часть российского экспорта, в то время
как из ЕС импортируются в основном готовые
промышленные и потребительские товары.
Подавляющая часть российского экспорта
в страны Евросоюза (до 70%) приходится на
энергоресурсы. По данным Еврокомиссии
доля России в европейском импорте энергоносителей
составляет: 33% нефти и 46% газа. В то же время
в общем экспорте российского газа 67% -
это поставки в Европу.
Товарная структура
внешней
торговли России с ЕС в 2008 г.
Код ТН ВЭД | Наименование товара | Экспорт | Импорт | ||||
млн.
долл.
США |
Уд.
вес
(%) |
Индекс
08/07 |
млн.
долл.
США. |
Уд.
вес
(%) |
Индекс
08/07 | ||
01 - 24 | продовольственные товары и с/х сырье | 1 165,0 | 0,5 | 109,0 | 11 095,4 | 9,7 | 123,5 |
25
- 27 27 |
минеральные продукты, в том числе: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки |
212 350,8 210 858,3 |
83,6 83,0 |
140,6 140,5 |
989,6 664,6 |
0,9 0,6 |
139,2 126,9 |
28 - 40 | продукция химической промышленности, каучук | 9 265,2 | 3,7 | 136,9 | 21 191,2 | 18,5 | 128,6 |
41 - 43 | кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 233,1 | 0,1 | 105,6 | 292,7 | 0,3 | 133,1 |
44 - 49 | древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 3 142,4 | 1,2 | 83,6 | 4 479,0 | 3,9 | 121,4 |
50 - 67 | текстиль, изделия из него, обувь | 147,6 | 0,1 | 64,8 | 2 247,5 | 2,0 | 121,2 |
68 - 70, 91 - 97 | другие товары | 427,5 | 0,2 | 117,1 | 3 685,8 | 3,2 | 125,0 |
71 | жемчуг, драгоценные камни, металлы | 2 967,4 | 1,2 | 110,1 | 313,2 | 0,3 | 136,0 |
72 - 83 | металлы, изделия из них | 20 910,4 | 8,2 | 104,5 | 6 473,8 | 5,7 | 117,4 |
84 - 90 | машины, оборудования, транспортные средства | 3 366,6 | 1,3 | 122,0 | 63 816,5 | 55,7 | 141,0 |
Всего | 253 975,9 | 100,0 | 134,5 | 114 584,8 | 100,0 | 133,4 |
Основные экспортные товары (свыше 84% всех поставок): сырая нефть, природный газ, нефтепродукты (преимущественно дизельное топливо и мазут), уголь каменный, никель необработанный.
Основные
импортные товары (доля в импорте - 1/3
всего объема): легковые автомобили, их
части, компоненты и принадлежности, медикаменты,
телефонная аппаратура, подъемно-транспортное
и насосно-компрессорное оборудование, авиационная
техника, парфюмерно-косметические средства,
электросиловые установки, металлообрабатывающее
оборудование.
2.2.2. Инвестиции России и ЕС.
Инвестиции из ЕС в Россию.
В январе - сентябре 2009 г. объем накопленных инвестиций в российской экономике, поступивших из стран-членов ЕС, достиг 213,1 млрд. долл. США, что составляет 81,2% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций в экономике России.
Доля Евросоюза в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в январе - сентябре 2009 г. составляет 81,1% (84,4 млрд. долл. США).
Практически все наиболее крупные страны-инвесторы в российскую экономику являются членами ЕС. В первую пятерку крупнейших инвесторов по размеру накопленных прямых инвестиций входят:
1. Кипр (31,2 млрд. долл. США)
2. Нидерланды (29,2 млрд. долл. США)
3. Германия (7,4 млрд. долл. США)
4. Великобритания (3,6 млрд. долл. США)
5. Австрия (2,8 млрд. долл. США)
В основном инвестиции, поступающие из стран-членов ЕС, направляются в такие отрасли, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь.
Российские инвестиции в ЕС.
Около 60% общего объема российских инвестиций, накопленных за рубежом, приходятся на страны-члены ЕС.
Объем накопленных российских инвестиций в странах-членах ЕС в январе - сентябре 2009 г. составил 39,3 млрд. долл. США. Объем накопленных прямых российских инвестиций в ЕС на этот период - 29,2 млрд. долл. США.
В январе - сентябре 2009 г. основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:
Нидерланды (13,1 млрд. долл. США)
Кипр (12,6 млрд. долл. США)
Великобритания (2,1 млрд. долл. США)
Люксембург (0,5 млрд. долл. США)
Литва (0,2 млрд. долл.США)
Практически все российские инвестиции, накопленные в странах-членах ЕС, сосредоточены в двух секторах экономики:
«оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»;
«обрабатывающие производства».
В настоящее время действуют около 20 двусторонних Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и странами-членами ЕС (8 из них было подписано от имени СССР). Кроме того, регулирование вопросов, связанных с осуществлением капиталовложений содержится в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС).
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России
3.1 Расширение ЕС на Восток: плюсы и минусы
Последствия
расширения Европейского Союза для экономики
России будут носить неоднозначный характер.
Условно их можно разделить на три группы:
позитивные, противоречивые и негативные
Реализуется сложный, казавшийся трудно
выполнимым, проект создания "большой
Европы". При этом Россия и прочие европейские
страны СНГ, ряд государств Юго-Восточной
Европы остаются за границами расширившейся
интеграционной группировки, что порождает
опасения относительно возможности появления
в Европе новых разделительных линий.
Дискуссионным остается вопрос о последствиях
реализации проекта "большой Европы"
для его участников и второго крупнейшего
игрока европейского континента - России.
Позитивно и неоднозначно.
Позитивные последствия расширения обусловлены появлением у российских субъектов хозяйствования возможностей взаимодействия с более емким единым рынком расширяющегося ЕС. Замена национальных торговых правил и таможенных тарифов на действующий в ЕС единый порядок осуществления деловых операций повысит стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упростит деятельность российских компаний, уменьшит их накладные расходы при заключении сделок. Положительные последствия связаны и с более высокими стандартами правоприменительной практики в ЕС, в частности, в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, правил конкуренции и т. д.
Иными словами, после расширения ЕС условия для деловой активности российских компаний в новых странах - членах ЕС по целому ряду направлений могут улучшиться. Однако практическая реализация этих возможностей потребует от России совершенствования функционирования рыночных механизмов, финансовых вложений, политической воли и немалого времени. Таким образом, выгоду от расширения ЕС экономика России может ощутить лишь в перспективе, в то время как среди ближайших последствий этого процесса доминируют неоднозначные.
Так, существующую, не всегда достаточно развитую правовую базу отношений России с отдельными присоединяющимися странами, должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), подписанное в 1994 г., в период, когда договаривающиеся стороны были полны чрезмерных надеж и иллюзий относительно перспектив сотрудничества. Сегодня СПС оказывает незначительное практическое влияние на развитие экономических связей между Россией и Евросоюзом, около половины его статей практически не действуют. Автоматическое распространение норм СПС на всех новых членов Евросоюза может привести к возникновению правового вакуума в нашем сотрудничестве с вытекающими негативными последствиями как для российских предприятий, так и для их партнеров в странах - новых членах ЕС. Большинство новых членов ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, причем в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений. Например, денонсированы не входящие в компетенцию ЕС соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества или со статусом торговых представительств.
Неоднозначно отразится на экспорте российских товаров в страны ЦВЕ их переход на единый таможенный тариф ЕС (ЕТТ). Средний уровень ставок ЕЕТ на промышленные товары ниже средних ставок национальных таможенных тарифов 10 присоединившихся стран (соответственно 4 и 9%). Этот факт используется западной стороной для доказательства того, что расширение ЕС создаст дополнительные стимулы для наращивания российских поставок в страны ЦВЕ. Однако снижение общего уровня таможенной защиты в странах ЦВЕ произойдет, главным образом, за счет снижения пошлин на готовую промышленную продукцию, доля которой в российском экспорте находится на уровне менее 10%. К доминирующим же в российских поставках энергоносителям - сырью и материалам - в большинстве стран ЦВЕ и так применяются минимальные или нулевые ввозные пошлины. В то же время по ряду важных традиционных позиций российского экспорта пошлины в ЕС значительно выше, чем в странах ЦВЕ. Это касается, в частности, алюминия и его сплавов, минеральных удобрений и ряда других химических товаров, тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛов), древесных плит, некоторых видов продовольствия. Переход на тарифные ставки ЕС приведет к удорожанию российского экспорта и может негативно отразится на его объеме.
Информация о работе Экономические отношения России со странами ЕС