Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:29, контрольная работа
Аграрная реформа 1861 года.
Земская, городская, судебная реформы.
Земская реформа.
Городская реформа.
Судебная реформа.
Реформа в сфере образования. Военная реформа.
|
Тема 25.
Экономические реформы
Крепостное право в России просуществовало дольше, чем в любой европейской стране, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. 18 февраля 1855г. умер Николай I. Перед вступившим на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянских. Встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внешнеэкономическом принуждении крестьян к труду, всё заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству.
Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения – крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составлявшие большую часть населения, не обладали правом на свободное передвижение из деревни в город, на промышленные предприятия.
В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира. Это было первое поражение русской армии после успешных побед под руководством Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, поэтому страна переживала моральное потрясение.
В-четвертых, в стране фиксировалось всё большее количество крестьянских антифеодальных выступления, что не могло не волновать руководство страны. В 1856 году Александр II произнёс знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу», поскольку боялся, что его могут убрать как неспособного царя. Это заставило Александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования.
Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Появились два слова-символа 1856 года – «оттепель» и «гласность». Как писали современники, Россия как будто задышала свободнее после долгих тяжёлых лет, словно с плеч свалился пудовый камень. В Петербург устремился различный поток проектов, предложений, памятных записок по поиску выхода из тупикового курса России. Все наслаждались свободой слова, возможностью высказать свои мысли.
В феврале 1858г был образован "Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". 4 марта 1859г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта закона об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект "Общего положения" для всех губерний, другой - "Местных положений о поземельном устройстве крестьян" применительно к разным регионам. Отношение помещиков к готовившейся реформе было различным. Большинство выступало против всякой реформы, остальная часть, соглашаясь на реформу, выдвигала различные условия.
Подготовка реформы шла в период общественно-политического подъема в стране. В конце 50-х г. сложились два идейных центра, возглавивших демократическое направление русской общественной мысли - Герцена и Огарева в Лондоне, Чернышевского и Добролюбова в Петербурге. Герцен выступал с требованиями освобождения крестьян, свободы печати, отмены телесных наказаний и т.д., а также свои обращения к Александру II, выражая надежду на возможность решения социальных и политических проблем мирным путем.
19 февраля 1861г. "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Всё это было обнародовано через две недели.
По
Манифесту крестьяне сразу
Важное место в реформе 1861г. занимало решение аграрного вопроса. Освобождение крестьян без земли провести было нельзя, это было экономически невыгодно и могло вызвать социальный взрыв. Наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещикам. Поэтому ставилась задача предоставить такое количество земли, чтобы они были привязаны к своему наделу, а если этого недостаточно, то к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания собственности помещика на всю землю его имении, в том числе и на крестьянскую, надельную. Крестьяне получали свой надел не в собственность, а в пользование, за установленную законом повинность в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен выкупить ее у помещика, уплатив весь выкуп сразу, что было практически невозможно. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам выкупную сумму, а затем взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет.
Обманутые надежды крестьян на "полную волю" вызвали взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861г. В течение года по стране прокатилось около 2-х тысяч волнений, при этом больше половины были подавлены с применением военной силы. В течение последующего года вновь возникали волнения, но правительство подавило крестьянское недовольство. С 1863г. крестьянское движение резко пошло на убыль.
Крестьянская реформа 1861г. явилась актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок к интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам имущественных и определенных гражданских прав способствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.
Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. До Александра II все органы самоуправления имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.
Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления – земская реформа. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
В уездные земские собрания выбирались депутаты от землевладельцев – помещиков и зажиточных крестьян, от богатых горожан – купцов и промышленников, а также от остальных категорий крестьян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, избирали членов губернской земской управы.
Депутаты земских собраний назывались «гласными» - имевшими право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность, в отличие от членов земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вторым элементом» земства.
Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих, которые назывались «третьим элементом» земства. Для содержания земских служащих существовали определённые налоги с населения. В ведения земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел.
Земская реформа была проведена не по всей стране, а всего лишь в 34 губерниях, там где проходила отмена крепостного права.
В целом для России создание местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.
2.2 Городская реформа.