Экономические реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:29, контрольная работа

Описание

Аграрная реформа 1861 года.
Земская, городская, судебная реформы.
Земская реформа.
Городская реформа.
Судебная реформа.
Реформа в сфере образования. Военная реформа.

Работа состоит из  1 файл

История экономики.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)
"justify">    Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор.

    Устанавливалось предельное число лиц нехристианского  исповедания, допускавшееся в состав управы - оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

    В пользу города дума могла устанавливать  следующие сборы: с недвижимых имуществ (оценочный сбор), с документов на право торговли и промышленности, с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, с извозного промысла, с частных лошадей и экипажей, с квартир и жилых помещений, с собак, аукционов. Расходы думы складывались: из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

    Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени  зависели от государственных бюрократических полицейских учреждений. Вместе с тем, создание новых органов управления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

    2.3. Судебная реформа.

    Начиная с 1864года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался  бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана  единая система судебных учреждений, исходя их формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

    В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.

    Председатели  и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и закончилась в основном к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.

  1. Реформа в сфере образования. Военная реформа.

    В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых большее внимание уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.

    В 1863 году был воссоздан университетский  устав 1803 года, урезанный в годы направления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

    1860-1870-х  годах в России была проведена  военная реформа, необходимость которой была обусловлена, прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращён срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчинённым лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава.

    В 1874 году был отменён рекрутский набор  и установлена всеобщая воинская обязанность, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-ти летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе; на флоте – 7 и 3 года, соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действия службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию – 1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. По-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства.

    В истории России сложилось так, что  ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно  до логического завершения. Более того, незавершенные преобразования осложнялись различными контрреформами, и последующим поколениям приходилось порой начинать всё сначала. Дальнейшая судьба прогрессивных преобразований была достаточно сложной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы:

    1. Гусейнов Р. История экономики Россию Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 1998.
    2. Конотопов М.В. История экономики России: Учебник для вузов по экон.спец./М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – М.:Логос, 2005.
    3. Лойберг М.Я. История экономики: учебн.пособие. – М.: ИНФРА – М., 1998
    4. Реформы и рынок в России: исторические и теоретические предпосылки: Учебное пособие/Под ред. Д.н.э. проф. Худокормова А.Г. – М.:Мосгорархив, 1995. – 224с.
    5. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб.пособие. – 11 изд. Стер. – М.: Юстицинформ, 2004.- 412 с.
    6. Хозяйственные реформы в России (IX – XX вв.): Учебное пособие/Под ред. Проф. Романова А.Н., Макаровой А.Н. – М.: ВЗФЭИ, 1993. – 159с.

Информация о работе Экономические реформы Александра II