Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:29, контрольная работа
Экономические взгляды Вернадского формировались в период подготовки и проведения реформы 1861 г. Он был ярым сторонником свободы предпринимательства и отмены крепостного права.
Задачу политической экономии он видел в том, чтобы открывать «естественные законы», которые отражают состояние и развитие экономики и не подчиняются «произволу власти».
Затронув чрезвычайно важный для экономической науки тех лет вопрос о приспособлении форм земельной собственности к характеру земледельческого производства, Д.М. Струков на многочисленных примерах из аграрной истории Англии, Германии и Франции доказывал полную несостоятельность помещичьего землевладения в условиях капиталистического развития.
Гуманистическая, антикрепостническая позиция Д.М. Струкова, полностью отвечавшая мировоззренческим позициям И.В. Вернадского, как ученого и как редактора "Экономического указателя", нашла сочувствие даже в рядах левых радикалов. Составляя для "Современника" обзор первых семи номеров "Экономического указателя", Н.Г. Чернышевский не преминул отметить, что "такие исследования будут всегда читаться с
интересом, и только они
могут действительно быть полезны
делу распространения здравых
Однако не все позиции
автора "Экономического указателя"
Н.Г. Чернышевский принял с восторгом.
В статье Д.М. Струкова он нашел место,
которое явно не соответствовало
его убеждениям. В этом месте Д.М.
Струков негативно отзывался
об общинном землепользовании, с которым
Н.Г. Чернышевский и его соратники
связывали будущее
Этот факт послужил началом длительное полемики между "Современником" и "Экономическим указателем", а точнее, между Н.Г. Чернышевский и И.В. Вернадским. Кульминационным моментом при этом стала статья И.В. Вернадского "О поземельной собственности", которая была опубликована в 22, 25, 27 и 29-м номерах "Экономического указателя" за тот же 1857 год. В статье в категорической форме отвергалась идея искусственного сохранению крестьянской общины, которая рассматривалась как существенный тормоз на пути развития хозяйственной инициативы в российской деревне.
"Современник" обвинил
И.В. Вернадского и его журнал
в односторонности и
Стре*мясь связать в единую систему взгляды на русскую поземельную общину и артель с идеалами, выработанными западной социалистической мыслью (прежде всего со школой Ш. Фурье), Н.Г. Чернышевский утверждал в работе "Критика философских предубеждений против общинного землевладения" и других своих сочинениях, что община и артель являются прочным фундаментом для прогресса отечественного народного хозяйства в направлении реализации социалистических идеалов общественного устройства. Н.Г. Чернышевский утверждал, что, несмотря на экономическую отсталость, Россия стоит гораздо ближе к осуществлению социалистических идеалов, чем многие западноевропейские страны. Этим она обязана именно указанным коллективным формам организации хозяйства. В основу своей аргументации Н.Г. Чернышевский клал тезис, согласно которому "высшая форма развития всегда бывает сходна по форме с началом, от которого развитие отправляется". Так как развитие человечества начинается с коллективных форм владения землей, то и закончится оно должно такими же коллективными формами. Нет, однако, необходимости для каждой страны проходить все фазисы развития: средние фазисы могут выпасть, существовать лишь логически, и в таком случае последний фазис может непосредственно следовать за первым. Именно в таком положении, утверждал Н.Г. Чернышевский, находится Россия.