Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 04:37, реферат
Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском университете (1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском (1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах. С 1257 доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».
ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова".
Институт математики и информатики
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « экономическая теория»
на тему: «Экономические взгляды Фомы Аквинского»
Выполнила студентка:
1 курса группы ПИ-11-2
Табунанова Туйаара
Биография Ф.Аквинского
Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском университете (1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском (1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах. С 1257 доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».
В основных монументальных трудах
«Сумма теологии» (около 3 тыс. статей,
не окончена) и «Сумма против язычников»
подведены итоги теологическо-
В основе онтологии Фомы Аквинского
– восходящая к Аристотелю антитеза
«потенциального» (возможного) и «актуального»
(действительного).»
Антропология Фомы Аквинского,
особенно связанная с острыми
идеологическими конфликтами
Для этики Фомы Аквинского характерно учение о «естественном законе», вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается «божественый закон», который превосходит «естественный закон», но не может ему противоречить. В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т.д. с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете римского папы. Фома Аквинский с оговорками признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.
Философскотеологическая система Фомы Аквинского стала с 14 в. знаменем доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом и францисканским «скотизмом» (системой Иоанна Дунса Скота). С 16 в. томизм энергично насаждается иезуитами; их теологи (Ф. Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Фомы Аквинского. Со 2й половины 19 в. учение Фомы Аквинского становится основой неотомизма.
Экономические взгляды Ф. Аквинского
Святой Фома Аквинский являлся выдающимся богословом средневековья. получившим титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris (4 августа 1879) объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.
Будучи членом доминиканского ордена и учеником Альберта Великого (1206-1280), св. Фома преподавал во многих центрах образования, включая Париж, Анагни, Орвието, Рим, Витербо и Неаполь. В своих изысканиях он использовал огромное количество источников, начиная от христианской традиции (основанной на св. Писании, отцах Церкви и римских авторах) и кончая греческой философией, включая систему "заново открытого" Аристотеля. Работы св. Фомы посвящены самым разным темам, и среди них есть даже комментарии к "Политике" и "Этике" Аристотеля. Наиболее знаменитым среди его главных произведений является Сумма теологии, написанная в период времени между 1265 и 1273 гг.
Для этики Фомы Аквинского характерно учение о "естественном законе", вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божественый закон", который превосходит "естественный закон", но не может ему противоречить.
Во второй части "Суммы теологии" содержатся экономические взгляды Фомы Аквинского, которые являлись для автора составной частью моральной философии и были изложены ради установления норм поведения людей.
Фома Аквинский признает, что торговля и торговцы необходимы в государстве. Конечно, было бы лучше, если бы каждое государство производило все то, что ему нужно, но так как это редко возможно, то нельзя не считаться с деятельностью купцов, даже иностранных.
Но торговая деятельность, направленная к справедливому обмену, должна сообразовываться с требованиями христианской этики. Семьдесят седьмой раздел второй части второй книги "Суммы теологии" содержит любопытный анализ понятия ценности и его применения к практике купли и продажи. Не останавливаясь на схоластической форме изложения и на чисто богословских соображениях, отметим мысли, интересные с точки зрения развития экономических идей.
Само собой разумеется,
что строгому осуждению подвергаются
все разновидности обмана. Устами
святого Фомы церковь требует, чтобы
продавец обнаруживал недостатки товара,
и чтобы покупатель не пользовался
ошибкой или незнанием
Труднее и интереснее вопрос и закономерности сделок, в которых явного обмана (скрытых дефектов товара) нет. В какой мере может продавец искать прибыли и повышать цену, а покупатель стараться купить дешевле обычной цены?
С точки зрения христианской
морали, искание прибыли само по
себе недопустимо. Но в зависимости
от обстоятельств открывается
Возможна и другая мотивация добавочной прибыли - именно как вознаграждения за особые выгоды, проистекающие для покупателя из предмета продажи - lucrum cessans. Но этой квалификации Фома Аквинский не признает, потому что никто не может продать то, что ему не принадлежит, а в данном случае особая выгода является условием привходящим, не зависящим от продавца.
Помимо этого субъективного момента, возвышающего ценность вещи, Фома Аквинский допускает и другие весьма существенные условия, но, к сожалению, не развивает подробнее своих мыслей в этом направлении и ограничивается тем, что отмечает руководящие соображения. Таким образом, становится ясно, что для Фомы главное дело в цели любого дела. Ради помощи бедным, или поддержания домохозяйства, или пользы общественной можно искать прибыли в торговом деле. Нет надобности распространяться, какую брешь пробивает это допущение в учении о строгом равновесии эквивалентов. Еще значительнее второе допущение - труд дает право купцу искать, вознаграждения - в данном случае прибыли. Фома Аквинский не разъясняет, однако, условий такого рода труда. Остается также в тени существенный вопрос о способах определения справедливой цены.
Другой вопрос, по которому "Сумма теологии" содержит любопытные рассуждения, это вопрос о кредите. С точки зрения учения о справедливой цене Фома Аквинский не допускает возвышения цены в зависимости от отсрочки платежа или уменьшения его вследствие преждевременного платежа. С точки зрения нашего схоластика нельзя торговать временем, которое одинаково принадлежит всем. Что же касается пользования капиталом, будь то деньги или другие предметы, оно не может быть отчуждено отдельно от самого предмета, и потому всякая продажа в кредит является ростовщичеством.
В схоластической мотивировке
главная причина запрещения продажи
в кредит лежала еще глубже. Она
стояла в связи с общим запрещением
займа под проценты, опиравшимся
на учение о бесплодности денег. Усвоив
взгляд Аристотеля, по которому деньги
являются лишь мерилом ценности и
заем рассматривается главным
"В-пятых, следует сказать,
что тот, кто дает взаймы
деньги, переносит право собственности
на деньги на того, кому дает;
поэтому тот, кому даются
"получать проценты на данные взаймы деньги есть само по себе (secundum se) несправедливость, ибо продается то, чего нет; и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости".
"Для очевидности этого
нужно знать, что есть вещи,
употребление которых означает
их потребление, например, вино
мы потребляем, пользуясь им для
питья, и пшеницу мы
Отметим характерное различение между займом денег и наймом дома или земли. В последнем случае плата за пользование законна, потому что собственность имущества остается в руках землевладельца и таким образом хозяйственное значение предмета раздвояется. Фома Аквинский, однако, не упоминает об известном феодальном различении между dominium directum и dominium utile, а пользуется термином dominium в римском значении полной собственности, которой противополагается usus, пользование.
Из этого различения между деньгами и недвижимостью могла бы развиться косвенным образом теория роста в смысле взимания плодов. Как известно, в древне-русском праве возникли зачатки такого учения в связи с отношением к приплоду животных. Однако, хотя средневековая практика, особенно после 1000 г., была богата примерами прибыли и роста, схоластическая теория отказывалась провести выводы из предпосылок, узаконивавших отношения найма и чинша. Мало того, под влиянием учения о греховности роста и справедливой цене схоластика и папская курия заняли враждебное положение по отношению к так называемому mortuum wadium (mortgage), которое обеспечивало кредитору плоды залоденного должником имения. Фома Аквинский так высказывается по этому поводу: