Экономические взгляды Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 04:37, реферат

Описание

Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском университете (1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском (1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах. С 1257 доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».

Работа состоит из  1 файл

экономические взгляды Фомы Аквинского.docx

— 29.77 Кб (Скачать документ)

"В шестых, должно сказать,  что если кто-нибудь за данные  ему взаймы деньги отдаст в  залог какую-либо вещь, использование  которой может быть выражено  определенной ценностью, то заимодавец  должен включить этот доход  в погашение долговой суммы;  в противном случае, если он  хочет оставить себе пользование  этой вещью как бы даром,  получается такое же взимание  денег за заемную помощь, то  есть деяние ростовщическое".

Это разрешение вопроса, несомненно, стоит в связи с декретом Александра III, запрещавшим wadium mortuum, несмотря на то, что практика этого отношения развилась на почве монастырского хозяйства.

Наконец, нельзя не отметить уступок, которые делала схоластика в лице Фомы Аквинсткого и других в пользу сделок с обусловленным вознаграждением. Теория damnum emergens приходилась в этом случае как нельзя более кстати, точно так же как это имело место в случае продажи.

В общем развитие экономических взглядов за время, предшествовавшее XIV веку, представляет любопытный пример кристаллизации воззрений, соответствовавших в значительной степени условиям раннего средневековья, но стоявших в противоречии с потребностями и практикой хозяйственного возрождения, наступившего в XII и XIII веках.

 

 

 

Теоретическая система Фомы Аквинского

Фома Аквинский (Аквинат) (1332-1406). Этот итальянский монах считается наиболее заметной фигурой школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно различаются с положениями основателя канонизма. При этом на первый взгляд Аквинат опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального  неравенства в условиях более  дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в  работе «Сумма теологии» он оперирует  уже не единичными, а массовыми  проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших  числом и своим могуществом городах. В отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

Ф. Аквинский проводит различие между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду  осуждается, она незаконна, плата  за аренду земли – приемлема и  справедлива.

Последователи Ф. Аквинского – средневековые схоласты – опирались  не на опыт, практику, а на авторитет  источников, каковыми являлись писания  отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики. Положительным  в наследии представителей этой школы  является стремление представить не разрозненные понятия, а систему  категорий, хотя и не связанных органично  с действительностью.

Автор трактата «Суммы теологии»  почти полностью соглашается  с ранними канонистами. Однако если они придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить сущность первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

 

 


Информация о работе Экономические взгляды Фомы Аквинского