Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:04, контрольная работа
Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
План
Введение 3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля 4
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима 10
3. Покажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей 13
Заключение 15
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙЙ
Контрольная
работа на тему:
«Экономические
взгляды мыслителей
Древней Греции и Древнего
Рима»
Студентка: Сатаевой А.Ф.
Факультет: ФНО 1 поток
Специальность: «Экономика» (бакалавр)
УФА 2011
План
Введение
1. Экономические
взгляды древнегреческих
2. Проблематика
экономической мысли Древнего
Рима
3. Покажите,
как специфика экономики
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.
Первые
зачатки экономической теории проявляются
в экономической мысли
Таким
образом, классовый характер экономической
мысли этой эпохи выражен очень
наглядно. Отсюда историческая ограниченность
и противоречивость взглядов античных
авторов по экономическим вопросам. Так,
высказав некоторые научные положения
относительно разделения труда, обмена
и денег, они вместе с тем выступали в защиту
натуральных форм хозяйства, считали рабовладельческий
строй вечным, абсолютным.
1.
Экономические взгляды
Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII –VI вв. до н. э. полис – город – государство, представлявший собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управление государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами этим правом не обладали.
Исторические условие возникновения. В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. В Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.
Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе хозяйственного характера.
Кризис полиса, разложения его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлеки проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.
Предмет и метод. Предмет исследования античных авторов это частное хозяйство. В методе присутствует нормативный подход: авторы опираются на концепцию естественного порядка, на морально-этнические оценки. Хозяйственная деятельность людей существует столько сколько и человеческая цивилизация. Параллельно с возникновением этого вида деятельности началось формирование представлений человек о нем. В древности экономические идеи тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми, нравственными представлениями людей излагались в юридических документах, философских и богословских трактатах. Пример такого положения вещей находим в Древней Греции, которая и подарила миру слово «экономика» (oikonomike (от oikos — дом, nomos — закон) — искусство ведения домашнего хозяйства). Экономические проблемы мало занимали образованных Греков: их внимание еще останавливалось на вопросах распределения и потребления материальных ценностей, но никогда — на вопросах производства.
Основные теоретические положения. Богатство: речь идет не о богатстве государства, а человека. Богатство является предметом потребления. Аристотель говорил о совокупности накопления средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и смешанной общины
Разделение труда: Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) обратил внимание на связь разделения труда с размером рынка и качества продукции. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труда, – земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет её наилучшим образом».
Рассматривая торговлю, Ксенофонт касался и роли денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления. Накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет.
Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.
Платон (427—347гг. до н.э.) - греческий философ, ученик Сократа. Жил в период, когда экономика Греции и афинская демократия переживали кризис, сопровождавшийся резким обострением классовой борьбы между рабами и рабовладельцами. Платон был идеологом крупных рабовладельцев.
Свое сочинение «Государство» Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда.
Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство — сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.
Платоновское
идеальное государство
Высшие сословия, по мнению Платона, не должны иметь частной собственности. Мотивируется это положение тем, что задачей высших сословий является управление государством, а потому они должны быть свободны от житейских забот и от собственнических инстинктов, которые порождают алчность, эгоизм, препятствующие идеальному управлению государством.
Платон
считал экономической основой
Аристотель (384—322гг. до н.э.) – философ, ученик Платона. Жил Аристотель в эпоху огромных политических потрясений и жестоких войн, закончившихся объединением под властью Македонии всех государств античного мира. Начавшийся кризис рабовладельческого строя еще более обострил классовую борьбу между рабами и рабовладельцами.
Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима