Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание

Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме них существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.
Для античного мира характерно уже наличие мастерских с зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Но товарное производство еще находилось в начальной стадии своего развития. В обращение поступали главным образом излишки, возникавшие в хозяйстве рабовладельца. Характерным для античного мира явлением было ростовщичество. Эти экономические явления и процессы нашли свое отражение в сочинениях мыслителей этой эпохи.

Содержание

План
Введение 3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля 4
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима 10
3. Покажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей 13
Заключение 15
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

история экономических ичений.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

    Аристотель  считал, что политическая борьба и  общественные потрясения обусловлены  имущественным неравенством. Он отверг утопию Платона об «идеальном государстве», и разработал теорию «лучшего государства», которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка. Но и это «лучшее государство» по своей природе рабовладельческое, поскольку там сохранялось рабство и власть в нем принадлежала рабовладельцам.

    Экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился  оправдать и упрочить рабовладельческий  строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять физическую работу, а управление государством дело свободных людей.

    Для экономических взглядов Аристотеля характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени  товарно-денежные отношения достигли заметного развития, то Аристотель устанавливал два вида богатства - богатство  как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей.

    Различая  два вида богатства, Аристотель делил  науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией  он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество.

    В анализе товарно-денежных отношений  Аристотель шел значительно дальше своих предшественников. Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров. Он не мог понять, что в основе равенства товаров как стоимостей лежит общественный труд, представляющий собою затрату рабочей силы в физиологическом смысле. Но его заслуга в том, что в основе обмена различных вещей он увидел равенство. Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена - стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями.

    Рассматривая  торговлю, Аристотель считал, что ее исходной формой была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары без денег. Деньги – искусственная вещь созданная для удобства торговли. С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег.  По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли. Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или делать деньги, и считает, что она противоречит интересам натурального хозяйства.

    За  деньгами Аристотель признает функцию  средства обращения и средства измерения. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. 
 

    2. Проблематика экономической мысли  Древнего Рима. 

    Исторические  условия возникновения теории. Римская  экономика в основных чертах похожа с греческой. Для нее характерны полисная собственность на землю  и классическое рабство, достигшее  в Риме расцвета в III-I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле, но и в сельском хозяйстве. Кроме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей честная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловил специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства.

    Основные  теоретические положения:  Катон  Старший (234—149 гг. до н.э.) - крупный землевладелец. В своем сочинении «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось имение, объединяющее в себе как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «Хозяину любо продавать, а не покупать».

    Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон отмечал, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

    Марк  Терренций  Варрон (116 - 27 вв. до н.э.) –  писатель и ученый-энциклопедист. Экономические вопросы освещены Варроном в работе «О сельском хозяйстве», которые представляли собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, о пчеловодстве.

    Главной целью производства Варрон считал получение  прибыли, также отмечал необходимость  повышения товарности производства. По его мнению, для получения большего дохода следует учитывать колебание  цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.

    В хозяйстве должен использоваться наемный  труд, однако основным является труд рабов, которых он относил к орудию труда. «Рабы – это говорящее орудие труда; скот – это орудие труда, издающее нечленораздельные звуки; инвентарь – немое орудие труда»

        Колумелла. Представителем экономической  мысли древнего Рима периода  упадка и разложения рабовладельческого  строя был Луций Колумелла  (I в. н.э.). В своей трактовке  «О сельском хозяйстве» он подчеркивал низкую производительность труда рабов. Он заявлял, что рабы    плохо обрабатывают землю и не заботятся о том, чтобы земля давала высокие урожаи. Чтобы лучше организовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла предлагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квалифицированным рабам  применить самые строгие меры, в частности приводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами. Большое место отводиться вилику (управляющему). По мнению Колумелла он должен быть не грамотный, чтобы не смог нажиться на хозяине. Подделывать отчеты, счета.

    Рабы, составлявшие исключительно важный для античного Рима класс непосредственных производителей материального богатства, подвергались самой жестокой, бесчеловечной эксплуатации. Это заставляло их становиться на путь борьбы со своими эксплуататорами - рабовладельцами. Восстания рабов происходили на протяжении всего существования древнего Рима, принимая все более острые формы. Экономическая мысль рабов находила свое выражение в тех требованиях, которые выдвигались ими во время восстаний. Освобождение рабов было главной целью этих восстаний.

    Не  отрицал Колумелла и возможности  сдавать землю в аренду, ведь колоны (арендаторы) работают на себя, а значит они обладают большей производительностью труда, чем рабы.

    Цицерон (106—43 до н.э.) - государственный деятель, знаменитый оратор. Жил он в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения римской знати. Цицерон был один из тех, кто рассматривал теоретические вопросы сельского хозяйства.

    Цицерон, выступая сторонником сельского  хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.

    Создание  огромных латифундий в Римской империи проводилось за счет изъятия земли у крестьян, в результате чего исчезало свободное римское население и многие крестьяне и солдаты римской армии оказывались безземельными. Обезземеление крестьян вело к классовой борьбе между патрициями - крупными землевладельцами и плебеями — крестьянством.

    Цицерон вслед за греками считал, что естественным свойством природы является справедливость. Справедливость должна распространяться на все категории населения, даже на рабов. Цицерон не был уверен в  справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению справедливость должна быть соединены с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу. 
 

    3. Покажите, как специфика экономики  Древней Греции и Древнего  Рима отражалась в трудах древнегреческих  и древнеримских мыслителей. 

    Важнейшими  экономическими проблемами периода  античности, нашедшими отражение  в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства.

    Наиболее  глубоко и полно экономическая  мысль античности была выражена в  трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

    Ксенофонт свои экономические воззрения выразил  в трактате "Экономикос", что  в переводе на русский язык означает "Домострой". Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.

    Платон  свои экономические воззрения он изложил в сочинениях "Государство" и "Законы".Для экономических  взглядов Платона характерна натурально-хозяйственная  концепция.

    Аристотель. целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных, необходимых людям вещей. Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребности и для обмена, открыл потребительную и меновую стоимость товара.

    В целом экономическая мысль Древней  Греции была своеобразной и довольно зрелой. В анализе экономических  явлений древнегреческие мыслители  обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубо обработанные камни в фундамент мировой экономической науки. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

    Заключение 

    Экономическая мысль древнего мира развивалась  неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Общая характеристика экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

    В античных странах вопросы, связанные  с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее  внимание здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активно разрабатывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функция и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством признанным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелены, на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

    Таким образом, экономическая мысль Древнего мира,  хотя и не сформировалась в  самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.       
 
 
 

Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима