Экономический анализ действующей системы финансирования ДОУ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:44, реферат

Описание

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Работа состоит из  1 файл

Система финансирования ДОУ в России.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

1.3. Экономический анализ  действующей 

системы финансирования ДОУ  в России 

     Современное состояние образования обычно характеризуется  в первую очередь с позиций  недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения  функционирования данной сферы деятельности.

     Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

     Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.

       Реализация государственных гарантий  права граждан на образование  обеспечивается путём создания  системы и соответствующих условий  для получения образования. В  настоящее время понятие «система  образования» трактуется как  совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления.

       Содержание образования определённого  уровня и направленности определяют  образовательные программы, которые  подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

     К общеобразовательным относятся:

  • программы дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

    Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе,  создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    С помощью профессиональных образовательных  программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и  решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов.

    К профессиональным относятся:

  • программы начального образования;
  • среднего образования;
  • высшего образования;
  • послевузовского профессионального образования.

       Образовательные учреждения по свои организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям.

     В зависимости от реализуемой образовательной  программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

        - дошкольные;

        - образовательные, включающие в  себя три ступени: начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

        - начального, среднего, высшего и  послевузовского профессионального образования;

        - дополнительного образования взрослых;

        - дополнительного образования детей;

        - специальные (коррекционный) для  обучающихся воспитанников с  отклонениями в развитии;

        - для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных представителей);

        - другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

        Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

       Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др.

       Каждое образовательное учреждение  создаётся одним или несколькими  учредителями, которые финансируют его деятельность.

     В соответствии со ст.120 ГК РФ «учреждением признаётся организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично».

     Собственником государственных и муниципальных  образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов  управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование.

     Объём бюджетных средств выступает  одним из главных показателей, характеризующих  масштаб государственного регулирования  сферы образования. В настоящее  время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.     

       Степень участия бюджета того  или иного уровня в финансировании  расходов зависит от целого  ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

        - на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждении профессионального образования;

        - на реализацию федеральных образовательных  целевых программ, таких как «Дети-сироты»,  «Молодёжь России», Программа  развития образования и т.п.

       В последние годы наметилась  тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

       Региональный и местный уровни  аналогичны федеральному. В территориальных  бюджетах предусматриваются средства  на проведение мероприятий и  содержание учреждений, находящихся  в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

       Правовой базой для привлечения  внебюджетных источников финансирования  в образовательную отрасль явилась  целая серия законодательных  актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

       В настоящее время система  частного предпринимательства в  образовании отражает общественную  реакцию на новые направления  развития экономики государства.  Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями,  но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

        - предпринимательской, условно-предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

        - взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

     Рассмотрение  вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчётный счёт, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объём финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

       В действительности нормативы  финансирования отсутствуют. Использовать бюджетные средства по своему усмотрению бюджетные учреждения не в праве из-за целевого финансирования расходов казначейством по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ обслуживаются органами казначейства через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объёма учётной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии. Какую бы учётную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счёт средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.

       Федеральный центр определяет  общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования.

Информация о работе Экономический анализ действующей системы финансирования ДОУ в России