Государственный заказ ограничен
возможностями бюджетного финансирования
и рамками государственных стандартов,
он формируется федеральными, региональными
и муниципальными органами власти
и управления. В этой связи
дефицит бюджетного финансирования
и недостаточная гибкость государственной
системы явились главными факторами создания
негосударственных образовательных учреждений
(НОУ), включая сеть корпоративных учреждений
профессионального образования.
В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» НОУ имеют
право после получения государственной
аккредитации на бюджетное финансирование.
В России негосударственные учреждения
включены в схему бюджетного финансирования
по установленным для государственных
учреждений нормативам.
Основными документами, регулирующими
ответственность и права учредителя и
образовательного учреждения, являются
договор о взаимоотношениях между ними
и устав образовательного учреждения.
Учредитель берёт на себя обязательства
по финансированию учреждения
в соответствии с утверждённой
сметой расходов. Если учреждение не имеет
самостоятельной бухгалтерии, то учредитель
обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское
обслуживание его деятельности через
централизованную бухгалтерию. Учредитель
обязан регулярно контролировать соблюдение
условий договора и анализировать итоги
финансово-хозяйственной деятельности
учреждения.
Обязанностью образовательного
учреждения является своевременное
представление учредителю программы
развития, обоснований потребности
в бюджетных средствах, а также
объёмах предполагаемого поступления
внебюджетных источников финансирования,
расходование бюджетных средств по целевому
назначению и эффективное использование
закреплённых за учреждением объектов
собственности. Такая регламентация позволяет
образовательному учреждению в пределах
выделенных средств на оплату труда самостоятельно
устанавливать штатное расписание и структуру
управления деятельностью, осуществлять
выплату надбавок, доплат и других выплат
стимулирующего характера работникам;
привлекать дополнительные источники
финансирования.
Общий порядок финансирования расходов
по всем отраслям регламентирован Бюджетным
кодексом РФ. В соответствии с ним все
учреждения и организации, финансируемые
за счёт бюджета, называются получателями
бюджетных средств, а их учредители в лице
органов управления – главными распорядителями
средств бюджета. Они утверждают сметы
доходов и расходов, составляют бюджетную
роспись в разрезе подведомственных учреждений
и вносят в неё коррективы, составляют
сводную отчётность, контролируют деятельность
учреждений.
Суть казначейской схемы исполнения
бюджета заключается в полном
переводе оплаты расходов бюджетополучателей
напрямую поставщикам услуг и исполнителям
работ (кроме денежных выплат работникам
и студентам). Если раньше средства бюджета
поступали на счёт учреждения, а затем
использовались им по своему усмотрению
(безусловно, с соблюдением законодательства),
то в настоящее время для всех учреждений
в казначействе открыты лицевые счета
с указанием постатейного и поквартального
распределения средств. В рамках указанной
росписи казначейства могут выполнить
поручения учреждений на оплату тех или
иных расходов. Движению средств через
органы казначейства предшествует санкционирование
расходов, включающее в себя ежемесячное
лимитирование затрат, фактическое принятие
бюджетных обязательств и осуществление
платежа.
Порядок финансирования бюджетных
расходов через казначейства прогрессивен
по своему характеру и экономически целесообразен.
Он может дать положительные результаты
для государства не только в части совершенствования
методов управления финансовыми ресурсами,
но и в части получения оперативной информации
о кассовых расходах, перечисления средств
по назначению, контроля за финансовыми
операциями бюджетополучателей. Однако
с внедрением казначейских технологий
значительно затрудняется решение повседневных
хозяйственных вопросов у исполнителей
бюджетных услуг.
Определённые трудности возникают
из-за необходимости учёта средств,
полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
на лицевых счетах в органах
казначейства. Законодательством установлено,
что такие средства наряду
с бюджетными поступлениями расходуются
в строгом соответствии со сметами доходов
и расходов, подлежат контролю со стороны
казначейств и главных распорядителей
бюджетных средств, а это в определённой
степени лишает руководителей учреждений
оперативности.
Финансирование
образовательных учреждений представляет
собой процесс, направленный на решение
его текущих задач и задач развития. В
целом объём бюджетных ассигнований на
реализацию государственных гарантий
в области образования в современной российской
практике определяется на основе применения
элементов стандартизации процесса обучения,
финансового нормирования расходов, формирования
государственного (муниципального) заказа
по видам бюджетных услуг. Однако нельзя
не сказать, что при любой системе финансирования
экономическая эффективность и социальная
справедливость в образовании должны
дополнять друг друга.
В
соответствии с Федеральным законом
от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
государство гарантирует ежегодное
выделение финансовых средств на
нужды образования в размере не менее
10% национального дохода, а также защищённость
соответствующих расходов федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Доля расходов на финансирование
высшего профессионального образования
не может составлять менее 3% расходной
части федерального бюджета. Закон предусматривает
единые принципы формирования бюджетных
средств на образование на всей территории
РФ на основе государственных экономических
нормативов на единицу контингента обучаемых,
которые ежегодно должны утверждаться
федеральным законом одновременно с законом
о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная
индексация выделяемых средств в соответствии
с темпами инфляции. Таковы требования
законодательства, но реальная практика
формирования бюджетов свидетельствует
о том, что эти положения не выполняются.
Далеки
от провозглашённого уровня и показатели,
характеризующие систему образования.
К примеру, не обеспечен установленный
законодательством размер оплаты труда
работников учреждений образования, превышающий
уровень средней заработной платы в
РФ; не реализуется система льгот различным
категориям обучающихся, а также видов
и норм материального обеспечения учащихся
и студентов; не введён механизм предоставления
гражданам личного государственного образовательного
кредита; устарели требования к образовательным
учреждениям в части строительных и санитарных
норм и правил, оснащённости учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
не созданы соответствующие фонды развития
образования; отсутствуют научно обоснованные
федеральные и региональные нормативы
финансирования; недостаточно чётко определена
система налоговых льгот, стимулирующих
развитие образования, и др.
Суммарные расходы муниципального, регионального
и федерального бюджетов на образование
определяются в соответствии с сетью учреждений
и предполагаемым её развитием в планируемом
году, а также показателями по контингентам
детей, учащихся воспитанников, студентов.
Финансированию подлежит не только образовательная
деятельность, но и ряд социозащитных
функций отрасли: выплата стипендий студентам,
питание школьников из малообеспеченных
семей, содержание сирот, воспитание детей
в дошкольных образовательных учреждениях
(ДОУ).
Дошкольный уровень является
начальным звеном образования.
В дошкольных образовательных
учреждениях обеспечиваются воспитание,
обучение, присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от двух месяцев до семи
лет. В соответствии с функциями существуют
следующие виды дошкольных образовательных
учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего
вида с одним или несколькими приоритетными
направлениями развития воспитанников
(интеллектуального, художественно-эстетического,
физического и др.); детский сад компенсирующего
вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников; детский сад присмотра
и оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиенических, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в
состав комбинированного детского сада
могут входить общеразвивающие, компенсирующие
и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребёнка – детский
сад с осуществлением физического и психического
развития, коррекции и оздоровления всех
воспитанников.
Бесплатное содержание, обучение и
воспитание детей в ДОУ государством не
гарантируется. Для этого типа учреждений,
как и для дополнительного образования
детей, предусмотрено оказание финансовой
поддержки за счёт бюджетов местного звена.
Под влиянием демографических факторов
контингент воспитанников ДОУ за последнее
десятилетие снизился вдвое (с 9 млн детей
до 4,5 млн). При этом сократилась и сеть
детских садов.
Основными расчётными показателями
для определения расходов бюджета
на дошкольное образование в
целом и конкретно ДОУ являются количество
воспитанников и количество групп. В типовых
положениях о том или ином виде ДОУ установлены
нормы наполняемости групп, которые зависят
не только от возраста детей, но и от их
состояния здоровья. Например, в детском
саду обычного назначения норма наполняемости
групп составляет 20 воспитанников от 3
до 7 лет, а в группах для детей с тяжёлыми
нарушениями речи – от 6 до 10 детей. Стоимость
содержания одного ребёнка в садах компенсирующего
вида значительно превышает расходы по
содержанию здоровых детей, поскольку
количество штатных единиц воспитателей,
нянь и обслуживающего персонала зависит
от количества групп. Существенное влияние
на объём ассигнований на заработную плату
и питание оказывает временной режим функционирования
ДОУ: 10,5 часов в день, 12 часов, круглосуточное
пребывание детей. Расходы на питание
зависят от количества воспитанников,
среднего числа дней посещения ребёнком
дошкольного учреждения в год и нормы
питания в день. При определении денежных
норм питания за основу принимаются натуральные
нормы и средние цены продуктов питания
в каждом субъекте РФ. Так, на федеральном
уровне регламентировано, что в среднем
в день ребёнок в тубинфицированном детском
саду должен получить 60 г сахара, 90 г хлеба
пшеничного, 300 г овощей и т.п.
Главная особенность финансового
обеспечения ДОУ заключается
в том, что часть расходов
по содержанию детей должна покрываться
за счёт средств родителей. На федеральном
уровне установлен предельный размер
доли родительских средств в общих расходах
ДОУ, который не должен превышать 20%. В
реальности в каждом субъекте РФ установлена
собственная шкала платы. Например, в Санкт-Петербурге
размер оплаты установлен на уровне 0,25-1,5
МРОТ в месяц в зависимости от количества
детей в семье, вида учреждения, наличия
у ребёнка одного или обоих родителей
и т.д. В среднем по городу доля родительских
средств составляет около 5% от общего
объёма расходов на содержание ДОУ.
При
финансовом планировании учитываются
не только показатели на начало и конец
финансового года, но и среднегодовые,
которые зависят от сроков комплектования
(приёма), выпуска, отсева в процессе обучения.
Формула расчёта среднегодовых показателей
имеет следующий вид:
Кср = К1М1 + К2М2 /12
Где Кср – среднегодовой контингент;
К1 – контингент на начало планируемого
года; М1 – число месяцев функционирования
учреждения с переходящим контингентом
на начало года; К2 – контингент планируемого
года; М2 – число месяцев функционирования
учреждения с новым контингентом на конец
года; 12 – число месяцев в году.
Расчёт среднегодовых величин
можно также производить путём
суммирования показателей на
каждое первое число месяца и
деление полученной суммы на 12. При расчёте
среднегодового числа воспитанников по
дошкольным образовательным учреждениям
этот метод предпочтительнее, так как
позволяет точно определить требуемый
для исчисления расходов контингент.
Ещё один показатель, используемый
в процессе планирования расходов
ДОУ - количество педагогических ставок.
Норма нагрузки воспитателя на ставку
установлена 36 часов в неделю. Поэтому
число педагогических ставок определяется
отдельно по группам.
Фонд оплаты труда воспитателей
определяется, исходя из количества педагогических
ставок и средней ставки воспитателя в
месяц по тарификации. Тарификационные
списки позволяют определить общую сумму
фонда заработной платы воспитателей
за один месяц. Исходя из этих данных и
зная число групп на 1 января и 1 сентября,
нетрудно рассчитать среднюю ставку воспитателя
в месяц и фонд заработной платы за месяцы
текущего и нового учебного года, приходящиеся
на планируемый финансовый год. Для определения
средней ставки воспитателя месячный
фонд оплаты труда по каждой группе, установленный
на базе тарификационного списка, делится
на соответствующее этим группам количество
педагогических ставок.
Фонда оплаты труда учебно-вспомогательного
и административно-хозяйтвенного
персонала определяется на основе
штатного расписания и установленных
должностных окладов. Число штатных
единиц зависит от количества
групп и индивидуальных особенностей.
В настоящее время типовые штаты отменены,
однако они всё ещё служат основой для
выделения средств на оплату труда. После
согласования с учредителем объёма финансирования
на оплату труда учреждение самостоятельно
определяет структуру управления деятельностью,
штатное расписание, распределение должностных
обязанностей.
Расходы на оплату труда планируются
отдельно по педагогическому,
административно-хозяйственному и
учебно-вспомогательному персоналу.
Этот фонда зазывается тарифным.
Кроме того, предусматривается надтарифный
фонд заработной платы заработной платы
на установление за дополнительные виды
работ и надбавок за высокое качество
работы. При исчислении надтарифного фонда
оплаты труда применяется следующая методика:
тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный
по ДОУ должен составлять не более 12%. Следовательно,
чтобы исчислить его объём, необходимо
тарифный фонд разделить на 75 и умножить
на 12.