Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа
Актуальность данной темы в том, что рассмотрение экономических циклов, является одной из важнейших задач современной экономии, они дают возможность предвидеть последствия того или иного фактора, дать прогноз возрастания или спада экономической активности.
В наше время преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства.
Введение
1. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики
1.1 Экономический цикл: содержание, фазы, характерные черты
1.2 Теории экономического цикла: показатели и причины
1.3 Антициклическая политика
2. Циклическое развитие в экономике России
2.1 Характеристика экономики России
2.2 Антикризисная политика России
Заключение
Список литературы
Приложение
Сложности в крупнейшей мировой экономике вызвали эффект «снежного кома» в других частях света, невозврат платежей по кредитам и проблемы с ликвидностью привели к проблемам в реальных секторах экономики.
Кризис, пусть и в разной степени, затронул все отрасли мировой хозяйственной системы. Однако, в каждой стране есть своя специфика, и причины его возникновения в разных странах также существенно разнятся. Для наиболее развитых экономик они одни, для развивающихся стран — другие. В свою очередь, эти различия определяют выбор мер по преодолению возникших проблем.
Вопрос об истинных причинах кризиса является предметом острой дискуссии, а мнения экспертов по этому вопросу порой диаметрально противоположны.
Но значение этой дискуссии трудно переоценить — ведь только правильное понимание вопроса может позволить экономистам выработать эффективные рекомендации по преодолению кризиса.
Вот некоторые яркие примеры наступившего экономического кризиса в России: ГАЗ останавливает конвейер, КАМАЗ, сокращают рабочую неделю до 4 дней, Магнитка снижает производственные планы на 20%, остановил производство Агромашхолдинг. Крупнейшие российские компании сокращают или ликвидируют свои инвестпрограммы. Объем ввода жилья в России будет ниже запланированного. Зафиксировано сокращение ВВП на 0,4% в октябре по сравнению с сентябрем. Правительство РФ публикует список стратегических предприятий, которым будет оказана поддержка во время экономического кризис в 2009 году.
О приближении мирового экономического кризиса свидетельствовал целый ряд фактов. Рост производства в «новых промышленных странах» должен был, прежде всего, обслуживать потребление в богатых США и ЕС. Однако в связи с выносом из этих «старых промышленных стран» многих производств в них неуклонно снижалась реальная заработная плата, усиливалась тенденция к неполной и нестабильной занятости. «Хорошие рабочие места» в «первом мире» заменялись низкооплачиваемыми в странах периферии, где не имелось профсоюзов, социального и трудового законодательства. Если во времена «социального государства» периода 1949-1973 годов политика занятости, проводимая правительствами, в сочетании с высокими пособиями по безработице обеспечивала устойчивый спрос при стабильном жизненном уровне, то в современной западной экономике даже в работающих семьях характерна тенденция к нестабильности доходов. Так, если средний американец тратил в начале 1990-х годов на жилье 25% своих доходов, то в 2005 году эта доля возросла до 50-60%. Рабочие организации Запада, гарантировавшие людям в 1949-1973 годах относительно высокий уровень жизни, были ослаблены (профсоюзы) или деградировали (социал-демократия), а их социальная база сузилась в результате выноса целых отраслей в страны периферии.
Как выразился Степан Демура о причинах кризиса: "Причины кризиса в перепроизводстве долгов. Кризис был создан путём наращивания долговых обязательств последние 20 лет. Получилось так, что весь мир доходы будущих периодов уже потратил вчера и сегодня. Прорывов технологических пока что не видно. Как можно повысить потребление американцев?! Последний путь, – все говорят, – это вертолёт Кейнса: разбрасывать деньги. Вот вы разбросали деньги – бензин стоил доллар, теперь стоит 10, ваши доходы увеличились ровно на столько же, но это равновесие"[9].
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов, рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов.
Неожиданностью для мировой финансовой системы в 2008 году стало ускорение инфляции, прежде всего выразившееся в росте цен на продовольствие и топливо. В качестве причины инфляции большинство аналитиков называют рост цен на продукты питания и энергоносители, т.е. саму инфляцию. Невзирая на неадекватность подобных объяснений, мировая инфляция имеет объективные причины, связанные с общим кризисом модели глобальной экономики. Рост товарных цен – не причина, а следствие инфляции. Несмотря на то, что инфляция ускорила темп еще до цепи январско-мартовских биржевых обвалов, именно они позволяют лучше всего понять ее причины.
Дискуссия по проблемам современного кризиса вращается вокруг исторических прецедентов и генетических страхов, ими порождаемых. Прежде всего, это Великая депрессия с длительной дефляцией и двузначной безработицей, полностью преодолеть которую удалось только в результате мировой войны. Несколько реже упоминается кризис 1970-х гг., в ходе которого возник новый феномен — стагфляция. Собственно, между этими двумя историческими прецедентами и имеет смысл рассуждать о современной экономической ситуации. Хотя, разумеется, отдавая себе отчет в том, что исторические прецеденты являются лишь удобными инструментами для анализа, но вовсе не дают исследователю каких-либо решений.
У текущего кризиса есть положительные стороны для развивающихся стран. Пройдя его, они обретут гораздо больший вес в международных экономических организациях. Китай, Бразилия, Россия и др. получат больше возможностей добиваться изменений мировой политики в своих интересах.
Для этого есть две взаимосвязанные причины. Во-первых, финансовый кризис ослабил США и Европу. У них не хватит возможностей или желания тратить ресурсы на поддержание миропорядка, сложившегося после второй мировой войны. Заполнять этот пробел придется развивающимся странам. Во-вторых, вес и влияние развивающихся экономик еще больше укрепятся. Многие ведущие финансовые организации и предприятия Запада, которые не будут национализированы, окажутся во власти капитала из Китая или стран Персидского залива. А текущий раунд глобальных переговоров демонстрирует, что ради сотрудничества с развивающимися странами развитые государства готовы позволять им участвовать в определении правил международной торговли.[10]
В I квартале 2009 года в экономике продолжится спад. В январе-феврале ситуация останется негативной, соглашается экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров, отрицательные темпы может показать даже розничная торговля: скажутся рост безработицы и сокращение доходов населения.[11]
Физический объем ВВП России во втором квартале 2009 года вырос по сравнению с первым кварталом на 7,5 процента. Как показано в приложении 1 по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели все отрицательные.
Связано это с тем, отмечает глава аналитической группы агентства по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой Эдвард Паркер, что "российская экономика и государственный баланс испытывают на себе серьезное негативное воздействие глобального финансового кризиса и, несмотря на признаки экономической и финансовой стабилизации с марта, риски для кредитоспособности сохраняются"[12].
Влияние кризиса на Россию идет по трем направлениям. Первое - это зависимость от потрясений в плане цен на сырьевые товары. Второе - слишком мягкая денежно-кредитная политика и, как следствие, перегрев экономики накануне кризиса. И, наконец, третье - наличие структурных недостатков, включая недиверсифицированную экономику, слабый банковский сектор, высокую инфляцию.
По мнению экспертов, реальный ВВП России сократится на 7% в текущем году, прежде, чем произойдет рост на 3,5% в 2010 году, чему "будут способствовать товарный цикл, базовые факторы, более высокие цены на нефть и значительные меры фискального стимулирования.
Эксперты рассматривают в качестве ключевого неблагоприятного фактора кредитоспособности банковский сектор. По их подсчетам, к концу года произойдет увеличение обесценившихся кредитов до 25%, что потребует рекапитализации в размере 22 млрд долл. В качестве дополнительного вливания к предыдущей порции в 24 млрд, которую банки получили от ЦБ в конце 2008 года. Таким образом, отмечают эксперты, перед ЦБ стоит непростая задача наполнить банки ликвидностью, снизив инфляцию до уровня однозначных чисел. И при этом избежать чрезмерной волатильности рубля[13].
Что касается российского частного сектора, которому предстоит погасить долг в 137 млрд долл., то может случиться так, что рефинансирование в текущих рыночных условиях окажется довольно сложной задачей. По оценкам агентства, уровень пролонгаций в I квартале 2009 года составил 64%. Отток капитала и долларизация банковских вкладов населения ослабли после завершения процесса девальвации рубля в феврале, однако, если финансовый стресс продолжится, процесс может возобновиться. Тем не менее страна в целом имеет сильную внешнюю позицию ликвидности с золотовалютными резервами - более 300 млрд. долл.
Ключевым благоприятным рейтинговым фактором является ситуация в сфере госфинансов. На конец 2008 года госдолг находился на уровне 8% ВВП, что значительно ниже показателя 10-летней давности в 35%. Россия располагает запасами в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния в сумме 184 млрд долл., что эквивалентно примерно 15% прогнозного ВВП за 2009 год. И это обеспечивает сильную позицию ликвидности для финансирования дефицита бюджета и проведения фискальной политики в условиях текущего цикла. Однако рецессия, снижение цен на нефть и антикризисные меры приведут к тому, что вместо профицита в объеме 4,1% ВВП в 2008 году бюджет будет исполнен с дефицитом на уровне 8,5% в 2009 году[14].
На вопрос, какие возможны сценарии в 2009 г., частично отвечает прогноз, подготовленный Минэкономразвития. По оптимистичному сценарию, ВВП страны вырастет на 2,4%, а промышленное производство сократится на 3%. Между тем масштабы спада или роста экономики определяются отнюдь не только ценой на нефть и состоянием мировой экономики, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство.
Эксперты ФБК полагают, что экономика России не выйдет на траекторию роста и в 2010 году. «Оживления можно ожидать не ранее 2011 года, а полного восстановления до предкризисного уровня – не ранее 2012-2013 годов», - отмечается в прогнозе ФБК.
Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.
Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.
Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (и России) их внедрять. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
1. Курсовая политика;
2. Поддержка банковской системы;
3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
4. Налоговая и бюджетная политика;
5. Тарифная политика;
6. Содействие занятости населения;
7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
9. Нефтяная промышленность;
10. Автомобилестроение;
11. Сельхозмашиностроение;
12. Оборонно-промышленный комплекс;
13. Малый и средний бизнес;
14. Авиационные перевозки;
15. Розничная торговля;
16. Аграрно-промышленный комплекс;
17. Инфраструктурные проекты;
18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
На мой взгляд, особое внимание необходимо обратить на последний пункт, т.к. с него и начинается реализация упомянутых выше мер.
Во-первых, была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, в данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:
совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
совершенствование залоговых правоотношений;
расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;