Экономический цикл и его влияние на динамику ВНП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла и его роли в экономическом развитии, а также в необходимости характеристики механизмов его влияния на динамику ВНП. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать и проанализировать работы отечественных и западных экономистов по данному вопросу;
Раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
Рассмотреть характер и закономерности развития различных типов циклов;
Проанализировать возможность антициклического регулирования;
Обозначить тенденции современного экономического цикла;
Исследовать роль циклического развития в экономике Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Причины цикличности развития экономики………………………….…………6
1.2 Система индикаторов цикличности………………………………………….….11
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ…………………..……….…….15
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………………...……21
4. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ЦИКЛА……………………………………………………………………….………26
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В УСЛАВИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….……31
6. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ……………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Моя готовая курсовая.docx

— 155.69 Кб (Скачать документ)

Как следствие, с IV квартала 2008 г. начали проявляться негативные тенденции в развитии белоруской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения валютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового внешнего долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели. [31, с 30-45]

Таким образом, учитывая масштабность и затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса, уязвимость белорусской экономики во внешнеэкономической сфере, необходимы более существенные корректировки экономической политики в части отказа от нереальных целевых параметров и производства продукции на склад, продолжения финансирования масштабных и низкоэффективных госпрограмм и строительства объектов не- первоочередной важности, чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, более существенного сокращения и рационализации расходов секторов экономики (прежде всего государственного), поддержки и сохранения наиболее конкурентоспособных предприятий и производств, трансформации докризисных методов управления в направлении формирования адаптационных механизмов с учетом динамичных изменений в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В УСЛОВИЯХ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Практически одновременно с обретением независимости в результате распада СССР в экономике Республики Беларусь начали проявляться кризисные явления.

Фактически ни одной стране Центральной  и Восточной Европы, а также  Азии из известной трансформационной  группы не удалось избежать значительного  снижения объемов национального  производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.

В большинстве постсоциалистических стран кризисный спад составил примерно 20 - 30% от ВВП и продолжался 2-3 года. Завершился обновлением основного  капитала, реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией  государственной собственности.

В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.

Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

прямое наследование от административно-командной  экономики системного кризиса;

потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);

усложнение социально-экономических  условий переходного периода к рыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамках СССР, СЭВ);

обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;

разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.

Таким образом, кризис переходного  периода первой половины 1990-х гг. - это системный экономический  кризис, а не кризис перепроизводства.

С системным кризисом Республика Беларусь столкнулись на заключительном этапе  существования административно-командной  экономики.

Основное содержание системного кризиса  сводится к тому, что устарелые  производственные отношения технократического  и административного типа выступили  тормозом для развития современных  производительных сил.

В 70 - 80-е годы прошлого века командная  экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в  полном объеме разрешать возникающие  проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как  отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с  одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.

В СССР из-за низкой эффективности  производства отраслевая структура  административной экономики деформировалась  в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого  комплекса. Ради получения крайне необходимой  валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами  неизбежно превращалась в сырьевой придаток развитых стран западной Европы и США. В условиях торможения НТП  была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры  и т. п.), но далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей населения.

Нерациональное использование  экономических ресурсов усиливало  их дефицит. Наращивание объемов  выпуска сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии ит.п. осуществлялось в ущерб производства потребительских  благ. Попытка преодолеть дефицит  инвестиционных товаров за счет ограничения  потребительского спроса загоняло командную  экономику в макроэкономическую ловушку. [13, с 233-234]

В начальной стадии переходного периода экономики Республики Беларусь под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдался резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождалось ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.

Одновременно имеет место сдвиг  кривой совокупного предложения вправо и вверх. [18, с 324]

Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует  прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

Общим проявлением кризисного состояния  национальной экономики выступает  резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве  аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.

Активно формирующаяся теория переходного  периода в качестве особой формы  проявления кризиса национального  производства рассматривает его  продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса.

Поэтому на практике важно не допустить  трансформации кризиса в состояние  затяжной депрессии.

Таким образом, основная сложность  ситуации переходного периода состоит  в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением  докризисного объема производства, будет  означать реальное преодоление кризиса.

Стабильный выход из кризиса  означает, что в национальной экономике  возникают новые точки экономического роста - в виде модернизированных  цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии.

Можно говорить о том, что со второй половины 1996-го г. белорусская экономика  перешла в фазу роста экономического цикла. Поэтому чрезвычайно важной задачей являлось сформировать национальную модель экономического роста.

Модель экономического роста национальной экономики является составной частью общей модели национальной экономики  и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития.

В качестве указанных факторов могут  выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая  модель содержит значительные упрощения  и не может быть непосредственно  применена на практике. В экономике  существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и  включить в конкретную модель экономического роста страны.

На государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью  выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены  прежние экономические связи; резко  снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные  предприятия утратили оборотные  средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных  фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.

В этих условиях правительство приняло  меры по кредитованию реального сектора  экономики, восстановлению управляемости  государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции  и стабилизация валютного курса  способствовали укреплению финансового  состояния предприятий, повышению  их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного  оборота посреднических структур привело  к перераспределению национального  дохода в пользу реального сектора  экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить  позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в  России. Открывшийся доступ к внешним  источникам финансирования активизировал  деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей  привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен. [26]

Начиная с 1996 г. экономика Беларуси находится в фазе устойчивого экономического роста. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.

На динамику роста валового внутреннего  продукта активно влияют потребление  домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного  спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается  за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются  также проблемы существенного повышения  качества отечественной продукции  в результате усиления конкуренции  на внутреннем и внешнем рынках и  формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

Условия перехода к социально ориентированной  рыночной экономике требуют совершенствования  модели экономического роста, учитывающей  общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую  эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в  мировое хозяйство.

В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны  административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного  типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных  ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию  населения.

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько  высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной  системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Актуальна проблема перевода экономики  на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный  процесс. Как показывает экономическая  история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными  задачами здесь являются институциональное  строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления. [13, 239]

Информация о работе Экономический цикл и его влияние на динамику ВНП