Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла и его роли в экономическом развитии, а также в необходимости характеристики механизмов его влияния на динамику ВНП. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать и проанализировать работы отечественных и западных экономистов по данному вопросу;
Раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
Рассмотреть характер и закономерности развития различных типов циклов;
Проанализировать возможность антициклического регулирования;
Обозначить тенденции современного экономического цикла;
Исследовать роль циклического развития в экономике Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Причины цикличности развития экономики………………………….…………6
1.2 Система индикаторов цикличности………………………………………….….11
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ…………………..……….…….15
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………………...……21
4. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ЦИКЛА……………………………………………………………………….………26
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ В УСЛАВИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….……31
6. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ……………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………46
Как следствие, с IV квартала 2008 г. начали проявляться негативные тенденции в развитии белоруской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения валютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового внешнего долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели. [31, с 30-45]
Таким образом, учитывая масштабность и затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса, уязвимость белорусской экономики во внешнеэкономической сфере, необходимы более существенные корректировки экономической политики в части отказа от нереальных целевых параметров и производства продукции на склад, продолжения финансирования масштабных и низкоэффективных госпрограмм и строительства объектов не- первоочередной важности, чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, более существенного сокращения и рационализации расходов секторов экономики (прежде всего государственного), поддержки и сохранения наиболее конкурентоспособных предприятий и производств, трансформации докризисных методов управления в направлении формирования адаптационных механизмов с учетом динамичных изменений в мировой экономике.
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Практически одновременно с обретением независимости в результате распада СССР в экономике Республики Беларусь начали проявляться кризисные явления.
Фактически ни одной стране Центральной
и Восточной Европы, а также
Азии из известной трансформационной
группы не удалось избежать значительного
снижения объемов национального
производства. Это обстоятельство подтверждает
объективную обусловленность
В большинстве
В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.
Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:
прямое наследование от административно-командной экономики системного кризиса;
потери, связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спад из-за закрытия вредных производств, демилитаризация промышленности и т. п.);
усложнение социально-
обесценение вкладов населения и снижение его платежеспособного спроса;
разного рода ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике.
Таким образом, кризис переходного периода первой половины 1990-х гг. - это системный экономический кризис, а не кризис перепроизводства.
С системным кризисом Республика Беларусь
столкнулись на заключительном этапе
существования административно-
Основное содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил.
В 70 - 80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.
В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток развитых стран западной Европы и США. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей населения.
Нерациональное использование экономических ресурсов усиливало их дефицит. Наращивание объемов выпуска сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии ит.п. осуществлялось в ущерб производства потребительских благ. Попытка преодолеть дефицит инвестиционных товаров за счет ограничения потребительского спроса загоняло командную экономику в макроэкономическую ловушку. [13, с 233-234]
В начальной стадии переходного периода экономики Республики Беларусь под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдался резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождалось ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.
Одновременно имеет место
Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.
Снижение управляемости и
Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.
Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса.
Поэтому на практике важно не допустить
трансформации кризиса в
Таким образом, основная сложность
ситуации переходного периода состоит
в том, что причины кризисного
спада имеют комплексный
Стабильный выход из кризиса
означает, что в национальной экономике
возникают новые точки
Можно говорить о том, что со второй половины 1996-го г. белорусская экономика перешла в фазу роста экономического цикла. Поэтому чрезвычайно важной задачей являлось сформировать национальную модель экономического роста.
Модель экономического роста национальной экономики является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития.
В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны.
На государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.
В этих условиях правительство приняло
меры по кредитованию реального сектора
экономики, восстановлению управляемости
государственными предприятиями, укреплению
налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции
и стабилизация валютного курса
способствовали укреплению финансового
состояния предприятий, повышению
их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного
оборота посреднических структур привело
к перераспределению
Начиная с 1996 г. экономика Беларуси находится в фазе устойчивого экономического роста. Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.
На динамику роста валового внутреннего
продукта активно влияют потребление
домашних хозяйств и внешний спрос,
менее заметно воздействие
Условия перехода к социально ориентированной
рыночной экономике требуют
В переходный период предстоит преодолеть
те негативные черты, которые были свойственны
административно-командной
Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.
Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления. [13, 239]
Информация о работе Экономический цикл и его влияние на динамику ВНП