Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:27, доклад
По основным показателям экономического развития Франция входит в первую пятерку стран. По объему ВВП она делит с Великобританией 4-е и 5-е места. В 2003 г. ВВП Франции по ППС в ценах 1999 г. равнялся 1530,3 млрд. долл., в то время как у Великобритании – 1531,2 млрд. долл., а, например, в 2000 г. ВВП Франции составил 1445,5 млрд. долл., оттеснив Великобританию с ее 1443,0 млрд. долл. на 5-е место.1
По основным показателям экономического развития Франция входит в первую пятерку стран. По объему ВВП она делит с Великобританией 4-е и 5-е места. В 2003 г. ВВП Франции по ППС в ценах 1999 г. равнялся 1530,3 млрд. долл., в то время как у Великобритании – 1531,2 млрд. долл., а, например, в 2000 г. ВВП Франции составил 1445,5 млрд. долл., оттеснив Великобританию с ее 1443,0 млрд. долл. на 5-е место.1
Франция является четвертой промышленной державой мира, а по некоторым показателям занимает и более высокие места. В мировой автомобильной и химической промышленности Франция удерживает 4-е место, в электротехнической – 3-е. Французский ВПК находится на 2-м месте в мире после американского. Франции принадлежит 2-е место в мире по величине военных расходов, в том числе на военные НИОКР.2 Франция занимает 1-е место в мире по доле выработки электроэнергии на АЭС, которая в 1999 г. составила 84%3. По абсолютному объему выработки атомной электроэнергии Франция уступает только США. Страна также является лидером европейской аэрокосмической промышленности.
По
объему сельскохозяйственного
Франция занимает лидирующие позиции в строительстве и эксплуатации скоростных железных дорог. По протяженности автомобильных дорог она стоит на 2-м месте после США, а по густоте автодорожной сети более чем вдвое превосходит США. Франция также является самой посещаемой страной в мире: в 1996 г. в ней побывали 61,5 млн. туристов4. Правда по размерам дохода от туризма Франция уступает США, а в отдельные годы – Испании.
В начале ХХ века французская экономика в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900 г. доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии – 23,4%, у Великобритании – 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.5 В стране господствовал ростовщический и колониальный тип капитализма. Норма накопления находилась на низком уровне, а французский капитал стремился к возрастанию непроизводственным путем. Основным источником доходов был неэквивалентный обмен с колониями и внешние ссудные операции.
После первой мировой войны Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Ос6новная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 – 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы”6 сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год7. Тем не менее в этот период наблюдалось отставание от Германии и Японии по динамике доли промышленности в ВВП и концентрации капитала. Все это вместе с относительной структурной слабостью экономики обусловило недостаточную конкурентоспособность Франции, которую обнажил энергетический кризис 1973 г. В результате среднегодовые темпы прироста ВВП снизились в 70-х гг. до 2,6%, в 80-х – до 2,4%, а в 90-х – до 1,8%8. Наблюдалось резкое падение прибыли компаний и рост безработицы. Чистая прибыль на вложенный капитал в 1986 г. составила минус 1,7 млрд. долл., в 1990 г. – минус 1,6 млрд. долл., а в 1995 г. – минус 8,4 млрд. долл. 9 Среднегодовые темпы инфляции в 1979 – 1989 гг. составили 7,0%10. Период с 1974 по 1996 г. получил название “тридцати горестных лет”. Несмотря на негативные последствия в краткосрочном периоде, он имел положительные долгосрочные результаты. Жесткие условия выживания стимулировали рост эффективности инвестиций, снижение издержек, структурную перестройку экономики в пользу высокотехнологичных производств, и, следовательно, повышение конкурентоспособности Франции. Это создало предпосылки для нового экономического подъема, начавшегося в 1997 г.
За последние 100 лет Франция сделала значительный рывок в экономическом развитии, переместившись из разряда отстающих стран в пятерку мировых лидеров.
Особенности социально-экономической модели Франции
Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство)11. Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.
После национализации 1945 – 47 гг. в состав государственного сектора вошли предприятия не только инфраструктуры, но также ключевых отраслей экономики. Государству принадлежало 100% предприятий угольной и нефтегазовой промышленности, а также электроэнергетики, 40 – 80% предприятий черной металлургии, автомобилестроения и авиационной промышленности и 20 – 40% предприятий химической промышленности и бытовой электроники.12 Государство владело 96% кредитно-финансовых учреждений, на долю которых приходилось около 90% депозитов и 85% распределенных кредитов.13 Государство выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Государство поддерживало “национальных чемпионов”, предоставляя субсидии и льготы за слияния и поглощения. В автомобильной промышленности это Renault, а также Pegeot и Sitroën, которые в 1974 г. объединились в единую группу во главе с холдингом Pegeot-Sitroën Anonyme14. В электротехнической промышленности “чемпионами” являются Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. Государственной поддержкой также пользовались такие крупные проекты, как масштабная ядерно-энергетическая программа и проект ракеты “Ариан”.
Административное
регулирование экономики
После второй мировой войны государство играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Например, пришедшее в 1997 г. к власти правительство Л. Жоспена объявило о создании 350 тыс. рабочих мест для молодежи в форме пятилетних трудовых контрактов.17
Одной из причин сильного государственного вмешательства во французскую экономику может служить исторически сложившееся соотношение сил между бизнесом и государством в пользу последнего. Еще в XVIII веке, на этапе мануфактурного производства, государство захватило ключевые позиции в промышленности. После Великой французской революции основное влияние в обществе закрепилось за мелкими собственниками и в известной степени за сохранившей свои позиции аристократией. При этом крупной буржуазии не нашлось достойного места в новой социально-экономической системе. Менталитет мелких собственников характеризуется консервативностью и стремлением к стабильности, поэтому они всегда поддерживали сильное государство. Дополнительным фактором, способствовавшим усилению государственного вмешательства в экономику, стала Великая Депрессия.
Не последнюю роль в доминировании государства над бизнесом сыграла традиционно существовавшая во французском обществе католико-феодальная система ценностей. Крае6угольным камнем католической этики является коллективизм и милосердие при одновременном неприятии быстрого обогащения и успеха. Подобные установки способствуют развитию патронско-клиентских связей в ущерб свободной конкуренции. В феодальной системе ценностей государственная служба и владение землей считались более почетным занятием, чем частное предпринимательство. В результате даже во второй половине XX века большинство французов отрицательно относились к бизнесу, конкуренции и вообще к “дикому капитализму” англосаксонского образца.18
Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции – отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes19, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских – 9, немецких – 11 и британских – 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial – 2-е, немецкая Allianz Worldwide – 6-е, британская Barclays – 10-е, а французская BNP Paribas – только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.
Роль профсоюзов в социально-экономической сфере незначительна. Во Франции нет единой влиятельной профсоюзной организации. Среди профсоюзов можно выделить Всеобщую конфедерацию труда, Французскую демократическую конфедерацию труда, Французскую конфедерацию христианских трудящихся и некоторые другие, но, пожалуй, ни один из них не является мощным профсоюзным центром национального масштаба. Профсоюзы имеют довольно слабые позиции на предприятиях. Например, в 70-х гг. большинство предпринимателей вводили новые формы организации труда в одностороннем порядке, без коллективных переговоров с профсоюзами.20 Во Франции самый низкий уровень профсоюзного членства в Европе (всего 9%), причем за последние десятилетия он постоянно снижался. Для сравнения в Германии этот показатель равен 24%, в Великобритании – 33%, а в Швеции – 90%.21 О низкой популярности профсоюзов свидетельствует проведенный в 1985 г. опрос, в ходе которого хотя бы минимальное доверие профсоюзам выразили всего 24% опрошенных, тогда как 61% респондентов заявили о полном недоверии.22 Не имея эффективных институциональных средств давления, при защите своих интересов французские профсоюзы обычно прибегают к организации акций протеста. Однако несмотря на то, что уровень забастовок во Франции выше, чем в других странах Европы23, подобная тактика не прибавила профсоюзам веса в социально-экономической системе. Мощное централизованное государство регулирует трудовые отношения административным путем, а это исключает возможность сильного влияния профсоюзов. Государство традиционно принимает участие в коллективных договорах в качестве третьей стороны. Еще в 1950 г. оно установило минимальную зарплату и с тех пор регулирует темпы ее роста. Французский трудовой кодекс является одним из наиболее детализированных. Именно государство привлекает профсоюзы к решению различных задач, а не наоборот.24 Кроме того, государство проводит активную социальную политику, организуя курсы повышения квалификации и создавая рабочие места для молодежи. Интенсивное государственное регулирование и жесткая промышленная политика приучили работников в случае трудового конфликта обращаться в первую очередь к государству и законодательству, а не в профсоюзы.
Для
французской экономики
Этатистская модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. – 5,8%, в 70-е гг. – 2,6%26. Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990 г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946 г., 7 875 долл. в 1961 г., 15 183 долл. в 1981 г. и 21 092 долл. в 2001 г.27 Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.
Тем
не менее, французская социально-