Экономика Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:27, доклад

Описание

По основным показателям экономического развития Франция входит в первую пятерку стран. По объему ВВП она делит с Великобританией 4-е и 5-е места. В 2003 г. ВВП Франции по ППС в ценах 1999 г. равнялся 1530,3 млрд. долл., в то время как у Великобритании – 1531,2 млрд. долл., а, например, в 2000 г. ВВП Франции составил 1445,5 млрд. долл., оттеснив Великобританию с ее 1443,0 млрд. долл. на 5-е место.1

Работа состоит из  1 файл

france.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Современные изменения в социально-экономической  модели Франции

  Во  второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической  модели, направленное на либерализацию  экономики. В 1986 г. началась широкомасштабная приватизация, которая длилась полтора десятилетия. Она проходила в условиях жесткого контроля государства, которое определяло цену и структуру распределения активов среди акционеров, причем доля иностранного капитала в акциях не должна была превышать 20%35. Государство также определяло “твердые ядра” акционеров, которые давали обязательство не продавать свою долю акций в течение определенного периода (обычно двух лет). Таким образом создавалась система перекрестного участия в капитале, при этом сама компания могла входить в “твердое ядро”, владея собственными акциями через дочерние структуры. В такой ситуации роль частной собственности становится менее заметной.36 Была проведена практически полная приватизация кредитно-банковской системы. Приватизация не затронула авиационно-космическую промышленность и отрасли инфраструктуры: электроэнергетику, газовую и угольную промышленность и железнодорожный транспорт.

  Еще одним направлением реформ стало  ослабление государственного регулирования  экономики. Одновременно с приватизацией произошло открытие национального рынка для иностранных производителей электроэнергии и газа. В 1986 г. был отменен существовавший с 1945 г. административный контроль над ценами. Одновременно осуществлялось дерегулирование кредитно-финансовой системы. Государство отказалось от жесткой специализации банков и от регламентирования процентной ставки. Произошла отмена валютного контроля. Государство перестало играть роль главного кредитора и стимулировало возврат экономики к самофинансированию. Целый ряд мер был направлен на активизацию биржевого рынка и рынка финансовых услуг. Были введены налоговые льготы на покупку акций, облигаций, других ценных бумаг и заключение договоров страхования жизни. В 1987 г. была принята Программа пенсионных сбережений, которая предусматривала развитие пенсионной системы, основанной на капитализации. Эта программа способствовала подготовке финансового рынка долгосрочных сбережений.37

  В результате осуществленных преобразований этатистские черты французской  экономики несколько смягчились. Произошло разгосударствление таких крупных компаний, как France Télécom, Thomson, Air-France и Renault. В результате в составе государственного сектора остались в основном только предприятия инфраструктуры, включая Eléctricité de France, Gaz de France, Société nationale des chemins de fer и Charbonnage de France. Первые три компании были интегрированы в систему рыночных отношений. По отношению к ним государство является акционером и гарантом их выполнения своих общественных функций.38 Что же касается Charbonnage de France, то здесь государство решает сложную задачу ликвидации убыточной угольной промышленности при минимальных социальных потрясениях. В частности, оно финансирует досрочный уход шахтеров на пенсию в возрасте 45 лет, благоустройство территорий, на которых находились шахты, и погашение дефицита бюджета компании. Часть шахтеров обеспечивется работой на электростанциях компании Eléctricité de France.39 Переход от управляемых финансов к рыночным сделал возможным формирование модели финансового оборота, близкой к американской.

Структура экономики

  В целом структура французской  экономики отражает ее постиндустриальный характер. В 2000 г. на долю услуг приходилось 64,7% ВВП, в том числе на сферу  обращения – 20,0%, на транспорт – 9,0%, на финансовые услуги – 1,3%. Материальное производство составило 35,3% ВВП, в том числе промышленность –24,3%, строительство – 5,9%, сельское хозяйство – 5,1%.40 Следует отметить, что доля в ВВП сельского хозяйства, транспорта и сферы обращения превышает соответствующие средние западноевропейские показатели, а доля сферы услуг в целом и финансовых услуг в частности наоборот несколько ниже среднеевропейской.41

  Наиболее  динамично развиваются услуги консультативного характера, включая информационное обеспечение, рекламу и маркетинг, а также инженерно-строительные услуги. Еще один полюс роста – это операционные услуги, к которым относится аренда и лизинг машин и оборудования, а также различные виды технической помощи. Широкое распространение получили услуги в области рекрутинга и подготовки персонала. Быстро увеличивается сектор услуг, связанных с обеспечением безопасности, поскольку резко возросла значимость данной проблемы в общественной жизни Франции.

  В секторе финансовых услуг растет значение небанковских кредитно-финансовых учреждений, прежде всего страховых компаний. Особенное распространение получило личное и имущественное страхование от ущерба, вызванного пожарами и несчастными случаями. Немаловажную роль играют инвестиционные компании, которые покупают ценные бумаги, а потом распределяют дивиденды среди своих акционеров. Франция обладает разветвленной сетью сберегательных касс. Аккумулированные средства небанковские кредитно-денежные учреждения используют для нужд инвестирования.

  В сфере транспортных услуг наибольшее развитие получили железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Несмотря на общее сокращение протяженности железных дорог и грузооборота, в сфере железнодорожного транспорта произошли крупные структурные сдвиги. К 1998 г. была практически завершена программа электрификации: примерно половина из имевшихся 32 тыс. км железных дорог была  электрифицирована, и  на долю этих линий приходилось 80% всех перевозок.42 В 80-х гг. началось внедрение на железных дорогах скоростных поездов, производимых группой Alstom. Первая скоростная линия Париж – Лион была открыта в 1981 г. Затем Париж был соединен линиями скоростного сообщения с Марселем, а также Лондоном через тоннель под Ла-Маншем. Заканчивается строительство линии Париж – Страсбург. В последнее время удалось повысить конкурентоспособность железных дорог с помощью их участия в смешанных перевозках в комбинации с другими видами транспорта.

  Около 70%43 грузовых перевозок Франции приходится на автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог Франция занимает второе место в мире, уступая только США, а по их густоте она прочно удерживает первое место.44 После второй мировой войны резко возросла роль авиационного транспорта. Если в 1956 г. его пассажирооборот составлял 2,7 млн. человек, то в 1996 г. пассажирооборот одного лишь парижского узла составил около 60 млн. человек.45 Основная часть французского авиапарка принадлежит компании Air France, которая по своим размерам занимает третье место в мире46. Морской и внутренний водный транспорт не получили большого развития

  В сфере обращения прослеживается увеличение концентрации капитала. В  настоящее время 55% продаж продовольствия и 25% продаж всех других товаров осуществляются через супермаркеты и гипермаркеты47, которые контролируются такими крупными ретейлерами, как Carrefour, Leclerc, Intermarché и некоторыми другими. Быстрыми темпами развивается торговля по каталогам. Ее ассортимент в основном состоит из текстильно-швейной продукции и предметов мебели. Одновременно участились банкротства мелких торговых предприятий. За 60-х – 80-х гг. их число сократилось более, чем в 2 раза48. Тем не менее, 65% занятых в торговле продолжают работать на мелких предприятиях49.

  Важное  место в сфере услуг занимает туризм. Франция является самой посещаемой страной мира, а по доходам от международного туризма уступает только США. Кроме того, большинство французов проводят отпуск за пределами своего дома, превращаясь в туристов. К различным видам туризма относятся кэмпинги, посещение культурных достопримечательностей и приморский туризм. Франция также является центром бизнес-туризма. По количеству международных ярмарок она уступает только Германии.

  Основу  сегодняшней французской промышленности составляют такие базовые отрасли, как автомобилестроение, электротехника и химическая промышленность, а также четыре высокотехнологичные отрасли: ядерная электроэнергетика, электроника и телекоммуникации, авиационная и аэрокосмическая промышленность и ВПК. Производство автомобилей занимает первое место по занятости и по добавленной стоимости в машиностроительном комплексе. 99% производства контролируется двумя компаниями – Renault и Peugeot-Sitroën Anonyme. Второе место среди машиностроительных отраслей занимает электротехническая промышленность. В отрасли господствуют три компании: Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. С целью повышения конкурентоспособности эти компании осуществляют программы реструктуризации и продажи непрофильных активов. На долю химического комплекса приходится около 14%50 оборота французской промышленности. С одной стороны, он представлен основной химией, которая находится в кризисном состоянии, а с другой стороны – динамично развивающейся органической химией. Быстро растет производство этилена, пропилена, пластмасс и химических волокон. Широкое развитие получило производство резиновых изделий, лидером которого является компания Michelin. Примерно четверть оборота химического комплекса приходится на фармацевтическую промышленность, которая контролируется группой Rhône-Poulenc. А французская фирма l’Oréal является мировым лидером в производстве парфюмерии.

  В начале 70-х гг. Франция приступила к реализации программы развития ядерной электроэнергетики. В результате с 1973 по 1995 г. выработка электроэнергии на АЭС выросла более чем в 25 раз и в 1999 г. составила около 84% общего производства электроэнергии.51 По относительной роли атомной электроэнергетики Франция выдвинулась на первое место в мире, кроме того ей удалось значительно усилить свою энергетическую независимость и снизить объем затрат на энергообеспечение.

  Франция занимает неплохие позиции в производстве персональных компьютеров и программного обеспечения, которое осуществляется компаниями Bull и Alcatel-Alstom. Недавно этот сегмент рынка освоила компания Thomson, которая ранее специализировалась на военном электронном оборудовании. Сфера телекоммуникаций контролируется компанией France Télécom. По уровню плотности телефонной сети Франция делит с Германией второе и третье места, уступая только США.52 Однако Франция отстает по уровню развития интернета. Отчасти это можно объяснить наличием собственной компьютерной сети “минитель”, принадлежащей France Télécom.

  Авиационная промышленность Франции занимает ведущие  позиции в Западной Европе. Лидером  гражданского самолетостроения является компания Aérospatiale, которая еще в 70-х гг. обратилась к аналогичным европейским компаниям с инициативой создания консорциума для производства аэробусов, конкурировавших с продукцией американского Boeing. В производстве военной авиатехники лидирует компания Dassault. Одновременно Франция является космическим “локомотивом” Европы. В 1975 г. по ее инициативе был создан европейский концерн Arianespace, в котором Франция владеет 60% акций.53 Его задача состоит в финансировании европейской космической программы, которая началась с производства ракеты “Ариан”. Ее первая и третья ступени изготавливались на предприятиях компании Aérospatiale. Сборка ракет осуществляется во Франции, а потом они переправляются на космодром Куру во Французской Гвиане.

  Франция обладает развитым ВПК. По государственным  расходам на военные НИОКР и по военным расходам на душу населения она занимает второе место в мире после США.54 Наряду с государственным в ВПК активно участвует частный капитал. Примером могут служить компания Dassault, производящая военную авиацию, и Thomson, выпускающая радиоэлектронное оборудование.

  В традиционных отраслях французской  промышленности дела обстоят по-разному. Угольная промышленность пребывает  в затяжном кризисе. К 2005 г. намечена ее полная ликвидация.55 Не лучшие времена переживает и черная металлургия. Кризис вызван появлением материалов – заменителей стали и конкуренцией со стороны развивающихся стран. В отрасли принимаются антикризисные меры, включая расширение производства качественной электростали и повышение концентрации капитала. Цветная металлургия Франции в основном представлена алюминиевой промышленностью. 100% производства алюминия контролирует компания Péchiney. Она укрепила свои позиции на внутреннем рынке за счет диверсификации производства, начав выпуск тары и упаковочных материалов. Около 12%56 стоимости продукции французской промышленности приходится на текстильно-швейное производство. Его роль значительно сократилась, и сейчас данная отрасль находится в кризисном состоянии. Причиной кризиса является конкуренция со стороны развивающихся стран и низкий уровень концентрации производства. Около 80%57 предприятий отрасли относятся к категории мелких и обладают низким уровнем технического оснащения. Стремясь сократить издержки, французские текстильные компании переносят свои производства в страны Азии и Африки, обладающие дешевой рабочей силой. Важным сегментом текстильно-швейной промышленности является “высокая мода”. В настоящее время во Франции существует 21 дом моделей.58 Из-за ухудшения внутренней конъюнктуры наблюдается замедление темпов роста в строительстве и общественных работах. Игроки строительного рынка ответили на этот вызов повышением уровня технического оснащения, концентрацией производства и активным освоением внешних рынков. Весь сектор строительства и общественных работ контролируется тремя компаниями: Générale des eaux, Lyonaise des eaux и Bouygues. Они активно участвуют в строительстве крупных объектов в других странах. Удельный вес зарубежной деятельности составляет 49% в общем обороте Lyonaise des eaux, для Bouygues и Générale des eaux эти показатели равны соответственно 29% и 28%.59

  Франция обладает развитым, высокоэффективным  сельским хозяйством. С конца второй мировой войны наблюдался быстрый  рост производительности. Если в 1950 г. один фермер кормил 7 французов, то сегодня он обеспечивает продовольствием более 30 человек.60 Сельское хозяйство обладает высоким уровнем механизации, в нем используются передовые технологии возделывания культур и откармливания животных. ведущие позиции в сельском хозяйстве занимают крупные фермы: на их долю приходится более 2/3 стоимости товарной продукции, а также подавляющая часть инвестиций и техники.61 Сельское хозяйство Франции отличается диверсифицированной структурой: в 1993 г. 49% продукции приходилось на растениеводство, а 51% – на животноводство.62

  Ведущую роль в растениеводстве играют посевы зерновых, среди которых главнейшими  являются пшеница и овес. Также  растут посевы кукурузы, благодаря  ее высокой рентабельности, и ячменя, который широко используется в качестве корма в животноводстве. Развитой отраслью растениеводства является виноделие. Во Франции производится более 1000 сортов вин, четверть которых является марочными. Динамика производства вина отличается противоречивостью. Франция также является родиной коньяка. В последние годы увеличиваются площади под садами и огородами. Главными плодовыми культурами являются яблоки, груши, сливы, абрикосы, а также цитрусовые, миндаль и олива. Велико разнообразие овощных культур и грибов. Среди технических культур выделяется сахарная свекла, рапс, подсолнечник, хмель и лен. Во Франции также существуют цветочные плантации, продукция которых используется в качестве сырья для косметических и фармацевтических производств.

  Наиболее  развитой отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. На него приходится 1/3 сельскохозяйственного продукта Франции. Крупный рогатый скот составляет половину всего поголовья рогатого скота. Растет как объем производства говядины, так и молочного производства. Франция является мировым центром сыроварения. Также растет производство свинины. Быстрыми темпами развивается птицеводство. Среди процветающих отраслей животноводства следует еще отметить разведение скаковых лошадей. Что же касается французского обцеводства, то оно испытывает хронический кризис из-за конкуренции более качественной импортной шерсти, химических волокон и баранины, произведенной в Великобритании и Новой Зеландии. К животноводству примыкает морское рыболовство, в котором выделяется выращивание форели на морских фермах и разведение устриц.

Информация о работе Экономика Франции