Экономика и организация библиотечного обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:33, курсовая работа

Описание

Для России с ее огромными территориями и распределенными интеллектуальными ресурсами выход только один – максимально быстро развивать библиотеки – насыщать их электронной информацией, создавать базы всех ресурсов, имеющихся в каждой библиотеке, создавать и поддерживать инфраструктуру информационного обеспечения ученых, учителей, менеджеров, медицинских работников. Если мы хотим избежать дискриминации и предоставить всем гражданам страны равные возможности доступа к информации, приоритет должен быть отдан электронным ресурсам.

Содержание

Введение
3
1. Основные принципы организации библиотечного обслуживания населения
4
2. Оптимизация сети библиотек
7
3.Организационно-структурные формы (модели) библиотечного обслуживания муниципальных образований
9
4. Новые подходы к формированию библиотечной системы
11
5. Центральная библиотека муниципального образования
13
6. Общедоступные системы (центры информации и культуры) на территориях муниципальных образований
17
7. Экономические показатели деятельности муниципальной библиотеки
19
Заключение
21
Список литературы
23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ работа

по курсу «ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

на тему: «Экономика и организация библиотечного обслуживания населения»

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 

Ф.И.О.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копейск

2011


Содержание

 

Введение

3

1. Основные принципы организации библиотечного обслуживания населения

4

2. Оптимизация сети библиотек

7

3.Организационно-структурные формы (модели) библиотечного обслуживания муниципальных образований

9

4. Новые подходы к формированию библиотечной системы

11

5. Центральная библиотека муниципального образования

13

6. Общедоступные системы (центры информации и культуры) на территориях муниципальных образований

17

7. Экономические показатели деятельности муниципальной библиотеки

19

Заключение

21

Список литературы

23

 

 


Введение

 

Для России с ее огромными территориями и распределенными интеллектуальными ресурсами выход только один – максимально быстро развивать библиотеки – насыщать их электронной информацией, создавать базы всех ресурсов, имеющихся в каждой библиотеке, создавать и поддерживать инфраструктуру информационного обеспечения ученых, учителей, менеджеров, медицинских работников. Если мы хотим избежать дискриминации и предоставить всем гражданам страны равные возможности доступа к информации, приоритет должен быть отдан электронным ресурсам.

Доступ к открытым информационным ресурсам становится основой осуществления гражданами контроля за деятельностью органов власти, за состоянием экономики, экологии, других сфер общественной жизни, основой для проявления инициативной деятельности граждан. А в целях снижения «информационного расслоения», в результате которого часть населения оказывается отрезанной от благ информационного общества, государство намерено прилагать постоянные усилия по повышению уровня образования населения в условиях быстро развивающихся информационных технологий.

В связи с этим предполагается, в частности, поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров повышения компьютерной грамотности, развитие системы общественного доступа к сети Интернет, внедрение технологий «дистанционного образования» и «дистанционной информационной среды», развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, «электронных библиотек» и «виртуальных музеев», включение их как единую систему информационных ресурсов, доступную в режиме «он-лайн» для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса.


1. Основные принципы организации библиотечного

обслуживания населения

 

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации , ядром новой организации бюджетного процесса становится модель «бюджетирования, ориентированного на результаты». Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности организации.

Предлагаемый Правительством РФ механизм программно-целевого финансирования может стать наиболее эффективным для обеспечения библиотечной деятельности.

Однако его внедрению должно предшествовать внимательное обсуждение показателей, описывающих социальные задания, то есть социальную полезность библиотек: число обслуженных посетителей, состав и объемы качественных услуг, особое внимание к определенным группам населения, другое, т.е. те параметры социального заказа, которые характеризуют именно социальный эффект вложения средств.

Среди основных результатов деятельности, имеющие отношение к библиотекам, выделяются следующие:

- Обеспеченность населения объектами культуры (в расчете на 1000 человек населения).

- Число посещений библиотек (музеев, театров, киносеансов и др.) (чел.).

- Средняя посещаемость объектов культуры на душу населения.

- Число проведенных культурно-досуговых мероприятий (ед.).

- Объем библиотечных (музейных и архивных) фондов (экз.).

- Число выданных книг (тыс.экз.).

- Уровень обеспеченности населения поступлениями книг в библиотеки (число экземпляров на 100 человек).

- Количество отреставрированных объектов культуры (ед.).

- Достижение социальных гарантий культурного обслуживания, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий населения (библиотеки для слепых, обеспечение въезда инвалидных колясок в учреждения культуры и т.п.).

- Объем платных услуг в сфере культуры (ед.).

- Общая площадь помещений (кв.м).

- Численность работников культуры (чел.).

- Бюджетные ассигнования в расчете на 1 жителя, доля бюджетных ассигнования в общих доходах организации.

- Инвестиции.

Этот перечень свидетельствует о том, что библиотеки должны иметь сбалансированную систему показателей, адекватно отражающую установленные цели, задачи и результаты, наиболее значимые с точки зрения общественных потребностей и их удовлетворения.

Показатели, характеризующие особенности библиотечного учреждения, должны включать и такие характеристики, как: функциональная направленность деятельности библиотеки, место в иерархии библиотечной сети (ЦБ, филиал библиотеки, библиотечный пункт и т.п.), объем деятельности (по основным показателям, в том числе по перечню библиотечных услуг и продукции), информативность и обновляемость библиотечного фонда, участие в корпоративных системах, а также режим работы, масштаб распространения воздействия (территория обслуживания) и др.

Разработку системы показателей, характеризующих деятельность муниципальных библиотек и их материально-техническую базу можно осуществлять также и на основе рекомендаций «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» и «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек». При организации библиотечного обслуживания органы местного самоуправления содействуют реализации конституционных прав граждан на доступ к информации, знаниям, культуре и обязаны соблюдать принципы государственной и региональной культурной и библиотечной политики, требования стандартов, норм и правил.

 


2. Оптимизация сети библиотек

 

Изменение территорий и границ муниципальных образований, разделение собственности, а также общее состояние социально-экономической сферы становятся объективными основаниями преобразований механизмов организации и управления библиотечного обслуживания, в частности, оптимизация сети библиотек. Процесс реструктуризации сети библиотек предполагает, прежде всего, установление критериев (нормативных показателей) для жителей отдельных поселений и населенных пунктов доступности библиотечного обслуживания (удаленность от места жительства и время пешеходной или транспортной доступности), а также учет экономической целесообразности функционирования отдельных библиотек. На этом основании, по решению органов местного самоуправления, может осуществляться перемещение или сокращение не эффективных библиотечных единиц и укрупнение отдельных библиотек за счет соответствующего перераспределения ресурсов.

Процесс сокращения небольших маломощных библиотек, наблюдаемый сегодня в российских регионах в большинстве случаев объективно обусловлен. Однако этот процесс должен сопровождаться переходом их функций к более мощным библиотекам, способным качественно обслуживать большую территорию и большее число населения.

Тенденция укрупнения общедоступных библиотек характерна для многих стран мира. Наиболее целесообразной организацией считается библиотека, рассчитанная на минимально предельное число жителей – от 3 до 50 тысяч, в зависимости от характера территории. Это объяснимо не только по экономическим соображениям, но и тем, что более крупные библиотеки, обладающие значительными информационными и материально-техническими ресурсами, способны обеспечивать более высокие темпы развития, лучшие стандарты обслуживания.

Концентрация ресурсов как условие эффективного их использования и применения информационных технологий, диктуется как экономическими соображениями, так и обеспечением доступа к более полной информации как качественному фактору обслуживания.

Оптимизация сети библиотек, проводимая в России на территориях муниципальных образований в форме реструктуризации, рассматривается как один из неизбежных факторов, влияющих на дальнейшую организацию библиотечного обслуживания жителей муниципального образования в целом.

 


3. Организационно-структурные формы (модели) библиотечного обслуживания муниципальных образований

 

Сегодня могут рассматриваться различные варианты организационных библиотечных структур. Однако в любом варианте должны находиться разумные доводы в пользу сохранения библиотечной системы. Целесообразность сохранения библиотечных систем с учетом определенной их реорганизации диктуется соображениями экономичности и сохранения единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах одной или нескольких территорий.

В соответствии с нормой закона «Об общих принципах организации …» (статья 15, п. 4) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Отношения между библиотеками в рамках библиотечной системы одной территории или разных территорий, а также между библиотеками и другими организациями строятся соответственно – на договорной основе. Содержание договоров зависит от предмета договоренности: на проведение работ, предоставление услуг (закупка, обработка, доставка литературы, оказание профессиональной помощи и др.); о сотрудничестве между библиотеками данной системы с другими организациями (создание БД, проведение мероприятий и др.); об исключительном праве на реализацию услуг или проведение работ на определенных условиях (создание методик, разработок, пригодных для внедрения), о передаче производственных фондов или материальных ресурсов (литература, передаваемая во временное пользование по ВСО или МБА, оборудование и технические средства, предоставляемые для проведения мероприятий и др.).

Такие структуры способны, с одной стороны, служить проводниками управляющих воздействий (если осуществляются экономическими методами), а с другой – обеспечивать возможности самоорганизации и саморазвития. В любом случае, создаются лучшие условия доступа жителей к информации, знаниям, культуре. Налаженные взаимосвязи библиотек особое значение приобретают в процессах информатизации и интеграции, создания сетей и систем доступа, включения библиотек различного уровня территорий и форм собственности в единую информационную систему.

 


4. Новые подходы к формированию библиотечной системы

 

Одной из разновидностей библиотечной системы в условиях местного самоуправления становится межпоселенческая библиотека. Такая организационная модель библиотечной системы появляется в отечественной практике впервые.

Информация о работе Экономика и организация библиотечного обслуживания населения