Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:01, контрольная работа
Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.
1. Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. Тарифная система оплаты труда и характеристика ее элементов. Государственное регулирование заработной платы. 3
1.1 Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. 3
1.2 Тарифная система оплаты труда и характеристика ее элементов. 11
1.3 Государственное регулирование заработной платы. 15
Задача 1. 20
Задача 2 22
Задача 3 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Отнесение работников к категории рабочих осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД), а также Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
ЕТКС представляет собой перечень работ и профессий рабочих, имеющихся в организациях. В ЕТКС, состоящем из 68 выпусков, сформулированы необходимые тарифно-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабочим, выполняющим различные по содержанию, степени сложности и профилю работы, в отношении производственных навыков, накопленных знаний, приемов труда, умения организовать рабочее место, а также учитывающие характер ответственности работника за правильное выполнение работы.
На основании ЕТКС:
– устанавливаются наименования профессий;
– определяются разряды работ и осуществляется отнесение работы к той или иной группе оплаты труда в зависимости от сложности, характера и специфических условий труда, в которых она выполняется, а также квалификации, требующейся от работников;
– производится присвоение квалификационного разряда, от чего зависит размер тарифной ставки рабочего;
– составляются учебные планы и программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих во всех отраслях экономики;
– разрабатываются списки работ и профессий по льготному пенсионному обеспечению и т.д.
Основное предназначение ЕТКС состоит в обеспечении межотраслевого единства в проведении тарификации работ.
В Республике Беларусь действовали выпуски ЕТКС, разработанные и утвержденные Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в 1984–1986 гг.
Развитие рыночных отношений, появление различных форм собственности, применение новых технологий и оборудования, совершенствование разделения и кооперации труда потребовали обновления ЕТКС.
Таблица 1 – Основные нормативные документы государственного
регулирования заработной платы.
Документ |
Содержание |
Гарантии оплаты труда | |
Декрет президента от 18.07.2002 года №17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» |
Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС). Данная норма распространяется на все коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд. |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 года №123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 года № 31) |
Определены распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам Единой тарифной сетки Республики Беларусь и порядок применения ЕТС для работников производственных отраслей экономики. |
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.03.2005 года «Об установлении размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями и базовой величины». |
Установлена тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями в размере 51 тыс. рублей. |
Декрет президента от 27.03.1997 года № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию труда работников отраслей экономики» с учетом изменений, внесенных от 30.10.1997 года №22, от 18.07.2002 года). |
Ограничение размера премии (30% заработной платы в расчете на одного работника), выплачиваемой за счет себестоимости. |
Постановление Совета Министров от 16.06.1998 года №937 « О мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики». |
Ограничение размера надбавок за стаж работы (20% тарифной ставки (должностного оклада)), выплачиваемых за счет себестоимости. |
Постановление Совета Министров от 24.12.1998 года №1972 «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». |
Ограничение надбавок руководителей и специалистов (20% от суммы должностных окладов этих категорий), выплачиваемых за счет себестоимости. |
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 27.12.2004 года №1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями). |
Утвержден базовый предельный норматив ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения (БМП, в ценах июня 2005 года 157360 рублей); ограничена доля выплат за счет прибыли в размере не более 30% в общем фонде заработной платы для предприятий, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. введен предельный норматив прибыли, направляемой на оплату труда. |
Постановление Министерства труда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики от 24.02.2005 года №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями) |
Определен одномоментный порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда для предприятий, работающих без убытков и имеющих уровень тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Совмином, до этого уровня; дальнейшее повышение тарифной ставки 1-го разряда осуществляется в зависимости от роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Определен порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от экономических показателей, характеризующих эффективность работы организации (рост производительности труда, прибыли, снижение себестоимости и др.). Обязательными условиями для повышения тарифной ставки 1-го разряда являются: - отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные фонды, в фонд социальной защиты населения; - отсутствие просроченной кредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период; - выполнение условий оказанной государственной поддержки и других преференций; - не превышение установленного базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда. |
Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления. И, прежде всего, это касается обязательного применения единой тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: во-первых, тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Кроме того, единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы, которая согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81 «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по совершенствованию заработной платы работников организаций производственных отраслей и увеличению доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в ее составе» определена в размере не менее 65%, в системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.
На сегодняшний день в РБ Указом № 181 от 10 мая 2011 г. фактически отменено применение ЕТС на предприятиях и организациях. Это мера позволяет более гибко подходить к оценке и соответственно к оплате трудовой деятельности сотрудников. Но на ряду с нововведениями в формировании заработной платы для коммерческих организация и индивидуальных предпринимателей государственное регулирование осталось актуальным для работников бюджетной сферы.
Указ № 181 от 10 мая 2011 г. |
|
О некоторых мерах по
совершенствованию В целях расширения прав нанимателей
по установлению гибких условий оплаты
труда работников, максимально учитывающих
результативность вклада каждого работника
и финансовые возможности субъектов
предпринимательской
1. Предоставить право
2. Установить, что: 2.1. коммерческие организации и
индивидуальные недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения; установление гибких условий оплаты
труда, направленных на усиление материальной
заинтересованности работников в повышении
производительности труда и максимально
учитывающих сложность 2.2. тарифные ставки (оклады) работников
коммерческих организаций 2.3. общая сумма средств, 2.4. порядок использования средств,
3. В подпункте 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 120, 1/9702) слова ”на основании Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и других нормативных правовых актов“ заменить словами ”в соответствии с законодательством“.
4. Признать утратившими силу: Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92 ”О мерах по социальной поддержке населения“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 6, ст.134); Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 617 ” О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92“ (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 36, ст.915); пункт 2 Указа Президента Республики
Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231 ”О Сборнике
действующих нормативных актов
Президента Республики Беларусь (1994 –
1998)“ (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291) в
части утверждения редакционно- Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 ”О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 83, 1/3879); Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 ”О стимулировании работников организаций отраслей экономики“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 1/10424).
5. Совету Министров Республики
Беларусь в трехмесячный срок
обеспечить приведение актов
законодательства в
6. Настоящий Указ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования, за исключением пункта 5 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня подписания данного Указа. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко |
Определите интенсивную, экстенсивную и интегральную загрузки станка в течение месяца при условии, что:
Решение:
Экстенсивная загрузка станка определяется по формуле:
(1)
где – фактическое время работы станка, ч;
– календарный фонд времени работы станка, ч.
Календарный фонд времени работы станка определяется по формуле:
(2)
где Т – время работы станка в сутки, ч;
Др – количество рабочих дней в месяце.
Фактическое время работы станка определяется по формуле:
(3)
где – простои по причине ремонта станка, определяются:
(4)
ч.
– простои по организационным причинам, тогда:
Подставив все полученные значения в формулы (1), получим:
Коэффициент интенсивной загрузки станка определяется по формуле:
(5)
где – фактический объем выпуска в единицу времени;
– максимально
возможный объем выпуска
Фактический
объем выпуска изделий в
(6)
где – плановая трудоемкость одной детали, ч.
Максимально
возможный объем выпуска
(7)
Подставим полученные значения в формулу (5), получим:
Интегральный
коэффициент использования
(8)
Таким образом, интенсивная и экстенсивная загрузка станка в течении месяца составила 0,878, а интегральный коэффициент загрузки станка составил 0,77.
Определите величину производственной мощности цеха и уровень ее использования, если в цехе работают 40 станков, годовой выпуск продукции – 115 500 изделий, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч., число рабочих дней в году – 258, регламентированные простои оборудования – 4% от режимного фонда времени, норма времени на обработку одного изделия – 1,2 ч.
Решение:
Определим фонд работы оборудования:
(9)
где – число рабочих дней работы оборудования в год;
– режим работы оборудования (количество смен);
– продолжительность смены.
Найдем коэффициент,
учитывающий время пребывания оборудования
в планово-предупредительном
(10)
где % - процент планового простоя оборудования в ремонте.
Действительный (эффективный) фонд работы оборудования определяется:
(11)
ч.
Производственная мощность оборудования определяется:
(12)
где n – количество единиц оборудования, шт;
Nв – норма времени на обработку единицы детали, ч.
Определим коэффициент использования производственной мощности:
(13)
где tизд – норма времени на обработку одного изделия.
.
Таким образом, величина производственной мощности цеха составляет 132,1 шт/час, а коэффициент использования производственной мощности составляет 0,96.
Определить
заработную плату рабочего 5-го разряда
по повременно-премиальной
Показатель |
Значение показателя |
Часовая тарифная ставка 1-го разряда, р. |
2500 |
Отработано за месяц, часов |
176 |
Решение:
Определим часовую тарифную ставку рабочего 5-го разряда:
(14)
где – месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливаемая решением правительства или предприятием, р;
– тарифный коэффициент 5-го разряда.
Определяем заработную плату рабочего за месяц:
(15)
Где – фактически отработанное время, ч.
Определяем
размер премии за выполнение установленных
показателей и условий
(16)
где П – процент премии за качественное выполнение задания, %.
р.
Определяем
заработную плату рабочего 5-го разряда
по повременно-премиальной
(17)
р.
Таким образом,
заработная плата рабочего 5-го разряда
по повременно-премиальной
Информация о работе Экономика и управление машиностроительным предприятием