Экономика и управление машиностроительным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание

Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

1. Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. Тарифная система оплаты труда и характеристика ее элементов. Государственное регулирование заработной платы. 3
1.1 Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. 3
1.2 Тарифная система оплаты труда и характеристика ее элементов. 11
1.3 Государственное регулирование заработной платы. 15
Задача 1. 20
Задача 2 22
Задача 3 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная экономика.docx

— 69.24 Кб (Скачать документ)

Отнесение работников к категории  рабочих осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД), а также Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).

ЕТКС представляет собой перечень работ и профессий рабочих, имеющихся  в организациях. В ЕТКС, состоящем из 68 выпусков, сформулированы необходимые  тарифно-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабочим, выполняющим различные по содержанию, степени сложности и профилю работы, в отношении производственных навыков, накопленных знаний, приемов труда, умения организовать рабочее место, а также учитывающие характер ответственности работника за правильное выполнение работы.

На основании ЕТКС:

– устанавливаются наименования профессий;

– определяются разряды работ и осуществляется отнесение работы к той или иной группе оплаты труда в зависимости от сложности, характера и специфических условий труда, в которых она выполняется, а также квалификации, требующейся от работников;

– производится присвоение квалификационного  разряда, от чего зависит размер тарифной ставки рабочего;

– составляются учебные планы и  программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих  во всех отраслях экономики;

– разрабатываются списки работ  и профессий по льготному пенсионному  обеспечению и т.д.

Основное предназначение ЕТКС состоит  в обеспечении межотраслевого единства в проведении тарификации работ.

В Республике Беларусь действовали  выпуски ЕТКС, разработанные и  утвержденные Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в 1984–1986 гг.

Развитие рыночных отношений, появление  различных форм собственности, применение новых технологий и оборудования, совершенствование разделения и кооперации труда потребовали обновления ЕТКС.

 

 

1.3 Государственное регулирование  заработной платы.

Таблица 1 – Основные нормативные  документы государственного

регулирования заработной платы.

 

Документ

Содержание

Гарантии оплаты труда

Декрет президента от 18.07.2002 года №17 «О

некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников»

Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС). Данная норма распространяется на все коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 года №123

(в редакции постановления  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 года № 31)

Определены распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам Единой тарифной сетки Республики Беларусь и порядок применения ЕТС для работников производственных отраслей экономики.

Постановление Совета министров Республики

Беларусь от 28.03.2005 года «Об  установлении

размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями и базовой величины».

Установлена тарифная ставка 1-го разряда  для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями в размере 51 тыс. рублей.

Декрет президента от 27.03.1997 года № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию

труда работников отраслей экономики» с учетом

изменений, внесенных от 30.10.1997 года №22,

от 18.07.2002 года).

Ограничение размера премии (30% заработной платы в расчете на одного работника), выплачиваемой за счет себестоимости.

Постановление Совета Министров от 16.06.1998

года №937 « О мерах  по совершенствованию

оплаты труда в отраслях экономики».

Ограничение размера надбавок за стаж работы (20% тарифной ставки (должностного оклада)), выплачиваемых за счет себестоимости.

Постановление Совета Министров от 24.12.1998

года №1972 «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».

Ограничение надбавок руководителей  и специалистов (20% от суммы должностных окладов этих категорий), выплачиваемых за счет себестоимости.

Постановление Совета министров Республики

Беларусь от 27.12.2004 года №1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (кроме

коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

Утвержден базовый предельный норматив ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения (БМП, в ценах июня 2005 года 157360 рублей); ограничена доля выплат за счет прибыли в размере не более 30% в общем фонде заработной платы для предприятий,

достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. введен предельный норматив прибыли, направляемой на оплату труда.

Постановление Министерства труда и  соцзащиты, Минфина и Минэкономики от 24.02.2005

года №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о

порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (кроме

коммерческих организаций с иностранными инвестициями)

Определен одномоментный порядок  увеличения тарифной ставки 1-го разряда для предприятий, работающих без убытков и имеющих уровень тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Совмином, до этого уровня; дальнейшее повышение тарифной ставки 1-го разряда осуществляется в зависимости от роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Определен порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от экономических показателей, характеризующих эффективность работы организации (рост производительности труда, прибыли, снижение себестоимости и др.).

Обязательными условиями  для повышения тарифной ставки 1-го разряда являются:

- отсутствие просроченной  задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные фонды, в фонд социальной защиты населения;

- отсутствие просроченной  кредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период;

- выполнение условий оказанной государственной поддержки и других преференций;

- не превышение установленного базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда.


 

Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления. И, прежде всего, это касается обязательного применения единой тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: во-первых, тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Кроме того, единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы, которая согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81 «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по совершенствованию заработной платы работников организаций производственных отраслей и увеличению доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в ее составе» определена в размере не менее 65%, в системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.

На сегодняшний  день в РБ Указом № 181 от 10 мая 2011 г. фактически отменено применение ЕТС на предприятиях и организациях. Это мера позволяет  более гибко подходить к оценке и соответственно к оплате трудовой деятельности сотрудников. Но на ряду с нововведениями в формировании заработной платы для коммерческих организация и индивидуальных предпринимателей государственное регулирование осталось актуальным для работников бюджетной сферы.

 

 

 

 

 

 

Указ № 181 от 10 мая 2011 г. 


 

О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда

В целях расширения прав нанимателей  по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих  результативность вклада каждого работника  и финансовые возможности субъектов  предпринимательской деятельности, п о с т а н о в л я ю :

 

1. Предоставить право коммерческим  организациям и индивидуальным  предпринимателям самостоятельно  принимать решения о применении  Единой тарифной сетки работников  Республики Беларусь при определении  условий оплаты труда работников .

 

2. Установить, что: 

2.1. коммерческие организации и  индивидуальные предприниматели  при введении новых условий  оплаты труда работников, в том  числе без применения Единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь, обязаны обеспечить:

недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении  производительности труда и максимально  учитывающих сложность выполняемых  работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также  вклад каждого работника в  общие результаты деятельности, его  предприимчивость, творческий подход; соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных  законодательством о труде;

2.2. тарифные ставки (оклады) работников  коммерческих организаций повышаются  нанимателями в зависимости от  эффективности хозяйствования и  в пределах имеющихся финансовых  возможностей, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь;

2.3. общая сумма средств, направляемых  на выплату премий за производственные  результаты и надбавок всех  видов, выплачиваемых работникам  организаций, включенных в Государственный  реестр субъектов естественных  монополий, относится на себестоимость  продукции, товаров (работ, услуг)  и включается в затраты, учитываемые  при налогообложении и ценообразовании,  в пределах норматива – 80 процентов  суммы заработной платы, исчисленной  по сдельным расценкам, а также  тарифным ставкам и должностным  окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

2.4. порядок использования средств,  направляемых на выплату премий  за производственные результаты  и надбавок всех видов, в  пределах норматива, установленного  в подпункте 2.3 настоящего пункта, определяется нанимателем на  основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного  правового акта, принятых в соответствии  с законодательством. 

 

3. В подпункте 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 271 ”О некоторых вопросах регулирования деятельности банков“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 120, 1/9702) слова ”на основании Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и других нормативных правовых актов“ заменить словами ”в соответствии с законодательством“.

 

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92 ”О мерах по социальной поддержке населения“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 6, ст.134);

Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 617 ” О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92“ (Собрание декретов, указов Президента и постановлений  Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 36, ст.915);

пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231 ”О Сборнике действующих нормативных актов  Президента Республики Беларусь (1994 – 1998)“ (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291) в  части утверждения редакционно-технических  изменений, внесенных в Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92;

Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 ”О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 83, 1/3879);

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 ”О стимулировании работников организаций отраслей экономики“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 1/10424).

 

5. Совету Министров Республики  Беларусь в трехмесячный срок  обеспечить приведение актов  законодательства в соответствие  с настоящим Указом и принять  иные меры по его реализации.

 

6. Настоящий Указ вступает в  силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его  официального опубликования, за исключением пункта 5 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня подписания данного Указа.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко


 

Задача 1.

Определите  интенсивную, экстенсивную и интегральную загрузки станка в течение месяца при условии, что:

  1. Станок работал в две смены по 8 ч;
  2. Количество рабочих дней в месяце – 26;
  3. Простои по причине ремонта составляют 2,8% от режимного фонда времени;
  4. Простои по различным организационным причинам – 39 ч;
  5. Плановая трудоемкость одной детали – 1,5 ч;
  6. Фактически изготовлено в течение месяца 220 деталей.

 

Решение:

 

Экстенсивная загрузка станка определяется по формуле:

(1)

где – фактическое время работы станка, ч;

 – календарный фонд  времени работы станка, ч.

Календарный фонд времени работы станка определяется по формуле:

(2)

где Т – время работы станка в сутки, ч;

Др – количество рабочих дней в месяце.

 

Фактическое время работы станка определяется по формуле:

(3)

где – простои по причине ремонта станка, определяются:

(4)

 ч.

 – простои по организационным  причинам, тогда:

 

Подставив все  полученные значения в формулы (1), получим:

 

Коэффициент интенсивной загрузки станка определяется по формуле:

(5)

где – фактический объем выпуска в единицу времени;

 – максимально  возможный объем выпуска продукции  за тот же период.

Фактический объем выпуска изделий в единицу  времени определяется по формуле:

(6)

где – плановая трудоемкость одной детали, ч.

 

Максимально возможный объем выпуска продукции  за тот же период определяется по формуле:

      (7)

 

Подставим полученные значения в формулу (5), получим:

 

Интегральный  коэффициент использования загрузки станка определяется по формуле:

      (8)

 

Таким образом, интенсивная и экстенсивная загрузка станка в течении месяца составила 0,878, а интегральный коэффициент загрузки станка составил 0,77.

 

 

Задача 2

Определите  величину производственной мощности цеха и уровень ее использования, если в цехе работают 40 станков, годовой  выпуск продукции – 115 500 изделий, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч., число рабочих дней в году – 258, регламентированные простои оборудования – 4% от режимного фонда времени, норма времени на обработку одного изделия – 1,2 ч.

 

Решение:

 

Определим фонд работы оборудования:

      (9)

где – число рабочих дней работы оборудования в год;

 – режим работы  оборудования (количество смен);

 – продолжительность  смены.

 

Найдем коэффициент, учитывающий время пребывания оборудования в планово-предупредительном ремонте:

(10)

где % - процент  планового простоя оборудования в ремонте.

 

Действительный (эффективный) фонд работы оборудования определяется:

      (11)

 ч.

Производственная  мощность  оборудования определяется:

       (12)

где n – количество единиц оборудования, шт;

Nв – норма времени на обработку единицы детали, ч.

 

Определим коэффициент  использования производственной мощности:

      (13)

где tизд – норма времени на обработку одного изделия.

.

Таким образом, величина производственной мощности цеха составляет 132,1 шт/час, а коэффициент использования производственной мощности составляет 0,96.

 

 

Задача 3

Определить  заработную плату рабочего 5-го разряда  по повременно-премиальной системе, если за качественное выполнение задания  выплачивается премия в размере 30% тарифной ставки. Исходные данные приведены  ниже.

 

Показатель

Значение показателя

Часовая тарифная ставка 1-го разряда, р.

2500

Отработано за месяц, часов

176


 

Решение:

 

Определим часовую  тарифную ставку рабочего 5-го разряда:

(14)

где – месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливаемая решением правительства или предприятием, р;

 – тарифный коэффициент  5-го разряда.

 

Определяем  заработную плату рабочего за месяц:

      (15)

Где – фактически отработанное время, ч.

 

Определяем  размер премии за выполнение установленных  показателей и условий премирования:

       (16)

где П – процент премии за качественное выполнение задания, %.

 р.

Определяем  заработную плату рабочего 5-го разряда  по повременно-премиальной системе:

    (17)

 р.

Таким образом, заработная плата рабочего 5-го разряда  по повременно-премиальной системе  составляет 986560 р.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192 с.
  2. Русак Е. С., Сапелкина Е. И. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 322 с.
  3. Суша Г. З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – 384 с.
  4. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие: пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 352с .
  5. Экономика предприятия: пособие для подготовки к экз. / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002. С.113–118.
  6. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов / под общ. ред. А.И. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн., 1995. – 475 с.
  7. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; под. ред. В. Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 464 с.

 


Информация о работе Экономика и управление машиностроительным предприятием