Экономика инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание

Но тема инвестиций в человеческий капитал не ограничивается только инвестициями в образование, а самой теме человеческого капитала посвящено значительное число работ западных и российских экономистов (Лестера Туроу, Н.С.Гуськова, В.В. Лукашевича и др.).
Цель моей работы - рассмотреть понятие инвестиций и проанализировать виды инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение…………………………………………………………..............2
1. Понятие инвестиций и их виды
1.1. Инвестиции, инвестиционная деятельность…………….……...3
1.2. Классификация инвестиций…………………………..................6
2. Инвестиции в человеческий капитал
2.1. Необходимость инвестиций в человеческий капитал…............8
2.2. Понятие термина человеческий капитал…………………....…10
2.3. Классификация типов инвестиций в человеческий капитал...11
2.3.1. Здоровье………………………………………………….....11
2.3.2. Образование………………………………………………..13
2.4. Этапы процесса инвестирования в человеческий капитал…..14
3. Индекс развития человеческого потенциала
3.1. Понятие ИРЧП и его расчет…………………………………….18
3.2. ИРЧП в странах мира на 2007 год……………………………...20
Заключение………………………….……………..…………………….22
Список литературы………..…………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

курсовая_по_экономике.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

     Следует отметить, что этапы цикла инвестирования в человеческий капитал в отдельных отраслях экономики могут иметь свои особенности. Так, для многих промышленных предприятий наиболее капиталоемкими будут затраты на подготовку кадров и на повышение квалификации персонала.

     Затраты на подготовку кадров, как уже отмечалось, связаны с обучением персонала в различных учебных заведениях. Значительная часть этих затрат приходится в нашей стране на государственный бюджет, за счет средств которого реализуются программы подготовки для промышленных предприятий в соответствии с государственными образовательными стандартами.

     На  каждом этапе экономическая эффективность  обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует  считать повышение производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:

     Э = (В - Вn) * Ц : З, где:

     Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м этапе;

     Bn- выработка работника до обучения;

     В - выработка работника после обучения;

     Ц - цена единицы продукции;

     З - инвестиции в человеческий капитал. 

   Во  всех развитых странах инвестиции в  образование – одно из наиболее эффективных мероприятий как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

   Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно  слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

   Во  всем мире заработная плата рассматривается  в качестве критерия  уважения, с  которым общество относится к  конкретной профессии. Согласно результатам  исследований ученых разных стран, 60% разницы  в доходах людей приходится на образование, а 40% – на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение).  Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

  1. Индекс развития человеческого потенциала
    1. Понятие ИРЧП и его расчет

    Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

      При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:

  • Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.
  • Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
  • Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.
 

     Индекс  отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия. Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

  1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
  2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
  3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
 

     Затем вычисляется простое среднее  из этих трех индексов.

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):

максимальное - 85 лет 
минимальное - 25 лет

2. Индекс грамотности (15 лет и старше)

максимальное - 100%  
минимальное - 0%

3. Индекс совокупной  доли учащихся в численности  населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:

максимальное - 100%  
минимальное - 0%

4.Совокупный  индекс достигнутого уровня образования:

5.Индекс реального  ВВП на душу населения (по  ППС в долл. США):

максимальное - 40000 долл. по ППС  
минимальное - 100 долл. по ППС

6.Индекс развития  человеческого потенциала

Максимально возможное  значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.

     Ежегодно  Программа развития ООН издает "Доклад о развитии человека", освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации". Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать "низким развитием", больше 0,8 принято считать "высоким развитием".

    Этот  показатель дает общее представление  о некоторых основных измерениях развития человека. ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов.

    1. ИРЧП в странах мира на 2007 год

    Отчёт(рис. 1), опубликованный Рейтер, 26 ноября 2007 года показывает, что ИРЧП во всех странах мира растёт, за исключением некоторых стран Африки. Как и ранее, главные причины, тормозящие рост ИРЧП — плохое образование, высокая смертность, низкий уровень материальной культуры и экономики, эпидемия СПИДа и сопутствующая ему смертность.

    Большая часть данных для отчёта 2007—2008 гг получена в 2005 г. и ранее. Не все страны-члены ООН могут предоставить необходимые статистические данные. Часть стран, перечисленных в конце статьи, отсутствуют в отчёте, так как не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесёны к группе стран с низким ИРЧП. По данным отчёта, 30 из 32 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, одна — в Северной Америке (Гаити), одна — в Азии (Йемен).

     Самый высокий индекс по данным ООН — у Исландии, опередившей Норвегию. США за последние десятилетия заметно сдали свои позиции, опустившись с 8 на 12 место за последние два года, что связано с неблагополучным положением расовых меньшинств, непростым положением нелегальных мигрантов. Также сдал свои позиции Люксембург, несмотря на свой высокий доход на душу населения.

             Рисунок 1. Мировая карта индекса человеческого развития. ООН, 2007

     Россия  занимает 67 место в списке с индексом ИРЧП = 0,802 (что является довольно высоким  показателем, но при этом этот индекс в России на 2007 год хуже, чем в  Белоруссии и прибалтийских республиках). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2004 — 57 [1], в 2005 — 62 с индексом 0,795 [2], в 2006 — 65 с индексом 0,797 [3], в 2007 году — 67 место с индексом 0,802 [4]. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и очень высоким уровнем образования. Таким образом, главным фактором, мешающим России поднять свой ИРЧП, является низкая продолжительность жизни.

Заключение

     Лестер  Туроу в своей книге "Будущее  капитализма" утверждает, что на смену физического капитала приходит человеческий капитал. Упрощённо можно назвать квалификацию, образование и знание понятием "человеческий капитал". Может показаться, будто замена физического капитала человеческим капиталом — всего лишь небольшая перемена, но дело обстоит иначе. Здесь имеется некоторое сходство, но различие становится важнее сходства, когда мы определяем природу капитализма, в котором человеческий капитал является доминирующим фактором производства, а не просто важным дополнением физического капитала.

     Человеческий  капитал отличается от физического  капитала двумя важными особенностями.

  • Человеческий капитал не может быть собственностью. Капиталисты не делают инвестиций в вещи, которые им не могут принадлежать.
  • Инвестиции в человеческий капитал часто требуют намного более длительного периода времени, чем это допускает капитализм.

      В современных экономических  условиях, менеджеру, для конкурентно-способной  и эффективной деятельности необходимо понимать важность  инвестиций в человеческий капитал и использовать эти знания в своей практике. Ведь наши будущие доходы и благосостояние во многом зависят от наших знаний и умений, накопленных в процессе обучения и практического опыта. Поэтому очевидна необходимость расширять свои знания и умения для совершенствования труда, увеличения его производительности и эффективности.

         Мне было интересно  рассмотреть данную тему, для того, что бы определить, на сколько эффективно  обучение в институте,  так как в настоящий момент я сама являюсь потребителем образовательных услуг, а так же понять, во что и когда лучше инвестировать в дальнейшем.

 

Список  литературы: 

  1. Гуськов, Н.С. «Инвестиции. Формы и методы их привлечения», 2001
  2. Еженедельное аналитическое обозрение. Инвестиции в человеческий капитал http://www.polit.nnov.ru/2006/11/07/capitalinv/
  3. Крутий И.А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал http://www.muh.ru/.Docs/niipo/23_2005.htm
  4. Лестер, Туроу. «Будущее капитализма: Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир», 1999
  5. Лукашевич,  В.В. «Эффективности инвестиции в человеческий капитал», Ж. "Полиграфист и Издатель" № 6, 2002
  6. Нешитой А.С. «Инвестиции: Учебник», 2007
  7. Манн, Иванов и Фербер «Путь менеджера от новичка к гуру: Лучшие материалы Сообщества менеджеров E-xecutive», 2006
  8. Руденко, Г.Г. «Рынок труда: Учебник», 1997
  9. Слепнева, Т.А. «Инвестиции: Учеб пособие», 2004
  10. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. «Обществознание: Учебник», 2007
  11. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Экономика инвестиции в человеческий капитал