Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль СЭЗ в экономике Китая
Глава 2. Сотрудничество Китая и России, перспективы развития
Глава 3. Направления развития Китайской экономики
Пункт 3.1 Особенности банковской системы Китая
Пункт 3.2 Особенности современной модели экономического развития
Пункт 3.3 Особенности рынка труда
Пункт 3.4 Уровень жизни в Китае
Пункт 3.5 Внешнеэкономические связи, структура экспорта и импорта Китая
Глава 4. Китай в мирохозяйственных связях
Глава 5. Прогноз экономического развития Китая
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему эк-ка Китая.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Роль СЭЗ в экономике Китая

Глава 2. Сотрудничество Китая и России, перспективы развития

Глава 3. Направления развития Китайской экономики

Пункт 3.1 Особенности  банковской системы Китая

Пункт 3.2 Особенности  современной модели экономического развития

Пункт 3.3 Особенности  рынка труда

Пункт 3.4 Уровень  жизни в Китае

Пункт 3.5 Внешнеэкономические связи, структура экспорта и импорта Китая

Глава 4. Китай в мирохозяйственных связях

Глава 5. Прогноз экономического развития Китая

Заключение

Приложение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение

Заметный  и постоянно растущий интерес  в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки для этого  есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное стратегическое положение, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», - заявил в ходе своего визита в Китай президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР.

 

 Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страныне могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в2004 году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность,  как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мести доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой». Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

Актуальность темы заключается в том, что Россия в настоящее время формирует свою экономическую политику. При этом очень важно учитывать опыт других стран.

Целью контрольной работы является изучение и всесторонний анализ экономики Китая (Китайской Народной Республики, КНР) и степени её вовлеченности (участия) в мировые экономические отношения.

Задачи контрольной работы могут быть сформулированы следующим образом:

1) проанализировать  роль СЭЗ в экономике Китая  и степень его вовлеченности  в международные финансовые отношения;

2) рассмотреть  сотрудничество Китая и России;

3) охарактеризовать  общие тенденции развития экономики  Китая, и её роль в мирохозяйственных  связях.

                Глава 1. Роль СЭЗ в экономике Китая

Составной частью экономических реформ Китая  стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая  свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке  Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в  современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало  свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.

Основные  цели создания СЭЗ:

привлечение иностранного капитала, передовой техники  и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

увеличение  экспортной валютной выручки;

стимулирование  реформы, предварительная «обкатка»  ее мероприятий;

эффективное использование природных ресурсов;

стимулирование  развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

мобилизация финансовых возможностей китайской  эмиграции;

обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное  воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных  экономических зон, более 30 государственных  зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

СЭЗ Шэньчжэнь  включает 17,5 тыс. предприятий с общим  объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы  инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.

СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий  с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую  промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным  капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем  заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

СЭЗ Пудун (составная часть Шанхая)- 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.

А вот  об утверждениях, что СЭЗ Китая  привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям  индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские  СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере, 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия  между экспертами Китая. Они критикуют  сам принцип предоставления особого  экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Со вступлением  КНР в ВТО СЭЗ тем более  стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают  условия для нечестной конкуренции.

И все  же, СЭЗ внесли значительное улучшение  в экономическое и социального  положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.

                 Глава 2. Сотрудничество Китая и России

Начиная с 1989 года, китайская экономика растёт в среднем на 10 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО  в 2001 году приток прямых иностранных  инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

Ярким показателем экономического роста  страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти  в Китае за 40 лет с начала 1960-х  увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Китайская экономика находится на подъеме  и готова заполонить мировой рынок  товарами собственного производства. Однако для большего развития экономики Китаю необходимо увеличить потребление энергоресурсов. Россия, как поставщик энергоносителей, является в этом плане идеальным партнером.

На сегодняшний  день нефть и газ являются главной  разменной монетой на мировом рынке. В Пекине это понимают и требуют гарантии бесперебойных поставок из России. Такими заверениями могут служить только совместные вложения в разработку новых месторождений, чего добивается Китай.

Благоприятная ситуация для продуктивного сотрудничества между Москвой и Пекином сложилась давно. И Москва и Пекин поочередно делали в сторону друг друга реверансы, предлагая выгодные условия для интеграции экономических проектов, и 21 марта 2006 года президент России Владимир Владимирович Путин побывал с рабочим визитом в Китае. Чтобы вопрос не зашел в тупик, Владимир Путин в Пекине дал личные гарантии безопасности поставок энергоносителей из России в Китай. Судя по первым итогам визита, убеждения президента достигли цели. Так Газпром подписал соглашение об увеличении поставок «голубого топлива» в Китай. Приблизительный объем составит 30-40 млрд. куб. м в год. В дальнейшем поток российского газа в Китай может только увеличиться. Для этого в Газпроме планируют провести газопровод в 3 тыс. км. Новая труба позволит увеличить поставки газа в Китай в два раза.

РАО «ЕЭС России» и Государственная электросетевая корпорация Китая подписали соглашение о всесторонней разработке технико-экономического обоснования проекта поставки электроэнергии из России в Китай. Таким образом, РАО «ЕЭС России» обозначило свою заинтересованность в долгосрочном контракте на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Новый проект предполагает строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории России и Китая.

РЖД и  министерство железных дорог Китайской Народной Республики подписали договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров. По условиям договора РЖД сможет пользоваться более объемными контейнерами на железных дорогах Китая. Это необходимо для увеличения поставок нефти в КНР. В 2006 году Россия увеличила экспорт нефти в Китай в два раза по сравнению с прошлым годом.

Информация о работе Экономика Китая