Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:07, реферат
История Польши – долгий и трудный путь становления независимой республики. Безусловно, это государство заслуживает объективного внимания и подробнейшего изучения.
Следуя из выше сказанного, исследуемая тема очень актуальна. Объектом исследования является экономика Польши.
Целью данного реферата является изучение особенностей развития экономики Польши на современном этапе.
Введение.........................................................................................................................................3
Общая характеристика экономики Польши....................................................................5
Основные отрасли современной экономики Польши....................................................7
Внешнеэкономическая деятельность Польши..............................................................11
Уровень современного экономического развития Польши.........................................18
Заключение............................................................................. .....................................................20
Список использованной литературы.........................................................................................22
Приложение..................................................................................................................................23
- 2 -
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
2011-2012 учебный год
Кафедра экономики и сервиса
Реферат
по дисциплине «Мировая экономика»
Экономика Польши
Выполнил(а) студент(ка)
социально-экономического факультета
специальности «Мировая экономика» очной формы обучения
Паньшина Ася Владимировна
Научный руководитель:
Кривоусова Е.А.
доцент кафедры экономики и сервиса
Петропавловск – Камчатский, 2011
План
Введение......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение....................
Введение
Польша – сравнительно небольшое государство в Западной Европе. На севере омывается Балтийским морем, на западе граничит с Германией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Белоруссией, на северо-востоке с Литвой и Россией (Калининградской областью). Кроме того, Польша через экономическую зону в Балтийском море граничит с зонами Дании и Швеции. Сейчас очень немногие четко представляют себе, какого же на самом деле это маленькое государство.
Выбирая именно эту тему для реферата, имелось несколько причин. Во-первых, не хотелось раскрывать положение какой-либо страны, уже достаточно изученной в курсе основной школы, а во-вторых, Польша – страна хоть и небольшая, но необычайно интересная в плане истории и экономики. Раскрывать данную тему оказалось чрезвычайно увлекательно и познавательно; не являются исключением и культурные особенности Польши, ведь, безусловно, человеку заинтересованному всегда любопытно изучить какие-либо новейшие для себя элементы. Именно в Польше находится знаменитый Ягелонский университет, в котором учился сам Н. Коперник, и собор Святого креста в Варшаве, где захоронено сердце Шопена.
В Польше есть территории, природные богатства которых представляют собой исключительную ценность в европейском и даже мировом масштабе.
Польша — бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки.
Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка. В 2010 году объём ВВП составил 727,300 млрд. долларов. ВВП на душу населения составил 19,043 тыс. долларов.
У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. — только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.
История Польши – долгий и трудный путь становления независимой республики. Безусловно, это государство заслуживает объективного внимания и подробнейшего изучения.
Следуя из выше сказанного, исследуемая тема очень актуальна. Объектом исследования является экономика Польши.
Целью данного реферата является изучение особенностей развития экономики Польши на современном этапе.
Для достижения поставленной мной цели необходимо выделить ряд задач, таких как:
оценить ресурсный потенциал Польши;
рассмотреть структуру современной экономики Польши;
рассмотреть экономические взаимоотношения Польши с другими странами;
Об экономике Польши пишут в различных научных журналах. Информацию о Польше включают в учебные пособия, а также ей посвящают отдельно объёмные работы.
Общая характеристика экономики Польши.
Природные ресурсы.
Важнейшими природными богатствами, которыми располагает Польша, являются: каменный и бурый уголь, руды меди, руды цинка и свинца, серебро, сера, каменная соль, строительный камень, земной газ и нефть.
Наибольшую часть энергетического сырья составляют угольные ресурсы. Годовая добыча каменного угля достигает в Польше около 100 млн. тонн. В конце 2009 г. в Польше определили местонахождение 4,8 млд. тонн ресурсов этого сырья (в том числе около 3,9 млд. тонн легкодоступных ресурсов).
Добыча каменного угля в Польше составляет 2,2%, a бурого угля – до. 7% добычи во всем мире. Менее богатыми являются ресурсы земного газа (добыча в национальном масштабе в 2009 году обеспечила 30% потребности в этом сырье), а еще менее обильными – нефтяные ресурсы: здесь совокупные документированные ресурсы оказываются ниже годовой переработки нефтеперегонных заводов.
Уголь составляет в Польше основу выработки электрической энергии.
Основным преимуществом такой структуры энергетического баланса является факт, что в производстве используется самое дешевое доступное в Польше сырье. Эта структура, правда, в последние годы подвергается изменениям (растет доля нефти и земного газа), но перемены наступают медленно и, согласно прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), доля этого сырья в удовлетворении энергетических потребностей Польши удержится на сопоставимом уровне (96%) даже до 2020 г.
Среди остальных перечисленных видов сырья стоит упомянуть про ресурсы меди. В Польше вырабатывается около 3,3% мировой продукции рафинированной меди.
Членство Польши в международных экономических организациях.
Польша является членом Европейского союза (с 1 мая 2004 года), членом-учредителем Всемирной торговой организации (ВТО, с 1995 г.), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, с 1996 г.) и других международных экономических организаций (м.др.: МВФ – Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию – UNIDO и др.).
Членство в этих организациях позволяет расширять сотрудничество с другими государствами.
В ВТО Польша вместе с другими государствами-членами Евросоюза высказывается за большей либерализацией международной торговли.
Конференция министров в Гонг Конге в 2005г. привела к долгожданному членами ВТО прогрессу в переговорах по аграрным вопросам. Развитые государства, в том числе ЕС, решили продолжать либерализацию этого сектора в пользу развивающимся странам. Они решили постепенно ликвидировать экспортные субсидии (полное их ликвидирование должно произойти в 2013 г.), ограничить внутреннюю поддержку в сельском хозяйстве и понизить самые большие таможенные ставки. Эти решения влияют на все большое открытие рынков стран-членов Евросоюза (в том числе и Польши) и одновременно увеличивают доступ к нему торговых партнеров ЕС. Кроме того, в Гонг Конге, ЕС согласился на бестаможенный доступ в рынок товаров из стран менее развитых, начиная с 2008г.[10]
Членство Польши в ОЭСР, которая объединяет 30 наиболее развитых государств в мире, способствовало в частности введению более либеральных принципов в области перелива капитала, подтвердило силу польской экономики и предоставило польскому правительству и фирмам, осуществляющим деятельность в Польше, доступ к зарубежным источникам финансирования.
Однако, самые большие экономические пользы вытекают из членства Польши в Евросоюзе. Это пользы, связанные с зоной свободной торговли, со снятием торговых барьеров, с денежными средствами из европейских фондов, благодаря которым Польша может выравнивать разницы в экономическом развитии.
Благодаря увеличенному сотрудничеству с другими государствами и глобальным процессам либерализации, в которых Польша активно участвует после 1989 года, польская экономика в последние годы развивается динамически. Свидетельствует о том в частности увеличение польского экспорта. Следует отметить, что большинство обмена Польши с зарубежными странами составляет торговля с другими государствами-членами Евросоюза. В 2009 году импорт из государств Европейского союза составил около 2/3 польского импорта, а экспорт в эти государства – почти 80 проц. польского экспорта.
Основные отрасли современной экономики Польши.
Структура и отрасли промышленности.
Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты. В 2009 г. они составляли 99% всех компаний (из чего 1,3% - это зарубежные субъекты, ведущие деятельность на територии Польши и 0,5% субъекты смешанной собственности с преимуществом частного капитала). Частный сектор производит около ¾ промышленной продукции и занимает почти 80% рабочих, работающих в польской промышленности.
Согласно данным за 2009 год, значительное большинство промышленных субъектов занимались переработкой (98,5%), а в пределах этой категории самую многочисленную группу составляли компании специализирующиеся в производстве металлических изделий (свыше 52 тыс.). Очередные наибольшие группы - это компании, занимающиеся производством одежды и меховой промышленностью, производством мебели, а также производством древесины и деревянных изделий.
Структура польской экономики сильно изменилась за последние 15 лет. Повысилось значение сектора услуг, уменьшилось значение промышленности. В настоящее время промышленность составляет около ¼ добавленной стоимости польского ВВП. Эти изменения были результатом как динамического развития сектора услуг - которое является всемирным явлением, так и основательной реструктуризации сектора неэффективных государственных промышленных предприятий в Польше в 90-ых годах. Одновременно, этому процессу сопутствовало развитие современных отраслей промышленности, которое происходило главным образом благодаря зарубежным инвестициям. С 2003 года польская промышленность является одной из быстро развивающихся среди стран Европейского Союза. В 2008 году темп роста проданной продукции составил 15,7%, при средней величине для стран Европейского Союза на уровне 6,1%.[10]
Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.
Дорожная инфраструктура.
Сеть главных национальных дорог в Польше – это свыше 18 тысяч километров, из чего 550 км составляют автострады, а следующее 230 км – скоростные дороги.
Осуществляется программа строительства автострад. В ее результате к 2013 году сетка автострад в Польше достигнет в общей сложности длины свыше 2000 км.
Настоящая дорожная инфраструктура в Польше не является достаточно развитой. Надежду на улучшение этого состояния в ближайшие годы приносит повышение расходов, предназначенных на эту сферу за последние годы. [6;87]
Транспорт воздушный и морской.
Польша – рынок пассажирских авиаполетов, который развивается быстрее всех в мире. Об этом свидетельствуют как статистики Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA – International Air Transport Association) за 2009 год, так и ее прогнозы на будущие годы.