Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 22:43, курсовая работа
Швейцария – очень маленькая, густо населенная страна. Она бедна природными ресурсами, а общей площади пахотных земель и сельскохозугодий недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность страны в сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире.
1)Введение
2)Общие сведения о стране
2.1 Территория
2.2 Население
3. Физико-географическая характеристика
4. Государственное устройство
2.5 Администраивно-территориальное деление
3)Объем ВВП, темпы экономического роста, другие статистические показатели
4)Налогово-бюджетная сфера
5)Отраслевая структура экономики
1. Сельское хозяйство
2. Промышленность
3. Услуги
6)Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия
1. Компании страны, вошедшие в список Fortune Global 500
7)Особенности экономической политики и основные экономические проблемы
8)Уровень жизни и доходы
9)Внешнеэкономические связи
10) Роль Швейцарии в экономике Европы
11) Перспективы развития экономики Швейцарии
12)Заключение
13) Список литературы
На рубеже 20–21 столетий в Швейцарии возросло понимание того, что продолжительная стагнация, характерная для страны на рубеже веков, а также причины отставания от других государств Западной Европы кроются, в известной мере, и в приверженности Конфедерации так называемому «особому пути», предполагающему существование рядом с ЕС, но без непосредственного участия в нём при частичном вовлечении в процесс европейской интеграции. Это понимание подталкивало руководство Конфедерации к интенсификации диалога с Евросоюзом. Такой диалог особенно важен для Швейцарии с учетом того, что основным фактором роста её экономики остается внешний спрос на швейцарскую продукцию (экспортная квота составляет 45%), а львиная доля торговли приходится на страны Евросоюза (60% экспорта и 82% импорта).1
Первые соглашения между Швейцарией и Европейским союзом были подписаны ещё в 1972 г. в рамках договора о вхождении в Европейское экономическое пространство ряда стран, находившихся в составе ЕАСТ. Таким образом, была создана основа для реализации четырёх основных принципов: свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС. В декабре 1992 г. был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз. Против проголосовало 50,4% населения, перевес составил лишь 23.3 тыс. голосов, но за этим незначительным перевесом стоит тот факт, что против включения страны в европейскую интеграцию высказались 16 из 26 кантонов.
В
результате неодобрения начала переговорного
процесса страна оказалась в наименее
благоприятных торгово-
По мнению швейцарского правительства, подписанные соглашения обеспечивают стране почти три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства – члены ЕС, но не вынуждают к соответствующим уступкам. При этом не наносится какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в правительство (Федеральный совет), а также основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения.
19 мая 2004 года были подписаны следующие соглашения: «Об освобождении от таможенного налогообложения экспорта в ЕС швейцарских переработанных сельхозпродуктов», «О вхождении Швейцарии в Европейское экологическое агентство», «О присоединении Швейцарии к системе европейского статистического учёта («Евростат»)», «О присоединении Швейцарии к Европейской программе развития в области масс-медиа», «О присоединении Швейцарии к европейской образовательной программе», «Об освобождении живущих в Швейцарии вышедших на пенсию чиновников ЕС о двойного налогообложения», «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям», «О налогообложении процентов с размещённых в швейцарских банках европейских капиталов», «О присоединении Швейцарии к соглашению о борьбе с уклонением от непрямых налогов (НДС, акцизы и пр.)». Конфедерации удалось всё-таки сохранить за собой право не оказывать правовую помощь странам-членам ЕС по делам, связанным с уклонением от прямых налогов, в рамках присоединения к Шенгену / Дублину. В 5 июня 2005 года на референдуме граждане Швейцарии высказались за вступление в Шенгенское пространство.
С 12 декабря 2008 года Швейцария официально вступила в Шенгенское безвизовое пространство. На границах страны на всех наземных пропускных пунктах отменен паспортный контроль. В аэропортах Швейцарии паспортный контроль сохранился только до 29 марта 2009 года. За это время страна подготовила свои авиационные терминалы для обслуживания внутришенгенских авиарейсов, где паспортный контроль не требуется, и отделила эти рейсы от остальных международных терминалов. Что касается вопроса о распространении свободы перемещения на 10 новых государств-членов ЕС, то было принято решение вынести его на референдум, который состоялся 25 сентября 2005 года. Принцип свободы передвижения с новыми членами ЕС поддержали 55,95% швейцарцев, сообщило Швейцарское телеграфное агентство.
8
февраля 2009 года граждане Швейцарии
одобрили на референдуме
Проведение референдума по вопросу о том, стоит ли гражданам Швейцарии по-прежнему принимать рабочих из стран Евросоюза и, в свою очередь, иметь право на работу в ЕС, понадобилось в связи со скорым истечением соглашения Берна и Брюсселя о свободном движении рабочей силы, а также вступлением в 2007 году Болгарии и Румынии в состав ЕС.
Если к гражданам 25 стран ЕС швейцарцы уже более или менее привыкли, то к перспективе наплыва в страну румын и болгар многие отнеслись неоднозначно. В преддверии воскресного референдума на этих настроениях попыталась сыграть ультраправая Народная партия, из-за отказа которой расширить действие договора на Софию и Бухарест путём голосования в парламенте этот вопрос собственно и пришлось выносить на общенациональный плебисцит.
Готовясь
к нему, партия, давно известная
своей жесткой
Однако если впервые решение впустить в страну рабочих из ЕС принималось на фоне экономического бума и потому в 2000 году его поддержали 67% граждан, то сейчас Швейцария, как и большинство стран мира, переживает финансовый кризис. И хотя уровень безработицы в стране составляет всего 3%, число безработных по сравнению с докризисными временами все же выросло.
Поэтому всего за пару дней до референдума число сторонников продления соглашения с ЕС и двумя его новыми членами составляло только 50%. Против выступали 43%, тогда как оставшиеся по-прежнему не могли определиться. Тем не менее, около 60% избирателей все-таки ответили на вопросы референдума утвердительно. И тем самым продемонстрировали, что угроза испортить отношения с Евросоюзом для них страшнее, чем возможный наплыв иммигрантов из Болгарии и Румынии. Одним из проблемных аспектов отношений Швейцарии с Евросоюзом является вопрос тайны банковских вкладов швейцарских банков. В современном мире вряд ли найдется какая-либо другая страна, кроме Швейцарии, в которой банки оказывали бы столь существенное воздействие не только на экономические, но и на общественно-политические процессы. Эта страна стала символом элитарной банковской системы и заслуженно пользуется репутацией самого надежного финансового сейфа в мире. Помимо высокой надежности многих привлекает гарантированная швейцарским законом тайна банковских счетов и имен их владельцев.
Правда,
в самой Швейцарии считают, что
многое, связанное с этой проблемой,
можно характеризовать как «
В действительности в банковской системе страны не существует анонимных счетов (blind eyer), их владельцы хорошо известны руководству банков. Действует также строжайшая система постоянной проверки владельцев номерных счетов.
И все же в последнее время давление мирового сообщества и, особенно, Евросоюза на Швейцарию возрастает. Несмотря на мощное давление Евросоюза, окончательно отказываться от принципа банковской тайны Швейцария не намерена. Данный принцип, по мнению главы Швейцарского национального банка X. Майера, является легитимным методом функционирования любого финансового объединения.
Швейцария намерена в дальнейшем тщательно анализировать все возможные последствия реализации двусторонних соглашений с ЕС и его членами.
В первую тройку актуальных проблем, по которым альпийская республика не готова идти на какие-либо радикальные уступки, входят вопросы сохранения банковской тайны, независимости швейцарского франка и незыблемости принципа нейтралитета во внешней политике.
В целом, Швейцария не готова вести дела в банковской сфере по «правилам Евросоюза». Считается, что страна была вынуждена уже пойти на значительные уступки, что существенно девальвирует привлекательность её национальных банков. Такое развитие событий особенно не устраивает небольшие приватные (семейные) банки, составляющие основу финансовой системы страны.
В новое столетие Швейцария вступает в состояние активного поиска иного имиджа и места в современном мире.
Оказавшись в географическом центре расширяющегося Евросоюза, Швейцария вынуждена вырабатывать новые принципы международного сотрудничества. Европа остается для Швейцарии важнейшим партнером: экономическим, политическим, культурным.
В целом, это направление внешней политики Швейцарии в новом веке стало более прагматичным. Швейцария не является членом Евросоюза и, очевидно, ещё долго им не станет. При этом у неё есть ряд неоспоримых преимуществ перед ЕС, как-то: дипломатическая компетенция Швейцарии, её надежность и репутация, завоеванная в сфере защиты прав человека. И Швейцария достаточно успешно научилась их использовать в новых реалиях.
Швейцарии, как и другим странам, не удается избежать последствий мирового финансового кризиса, что проявляется, в первую очередь, в общем экономическом спаде.
По итогам 2008 г. экономический рост в Швейцарии в целом был положительным, но составил всего 1,6%, что было вдвое меньше, чем в 2007 году. Но уже в-4 м квартале 2008 г. ВВП Швейцарии сократился в реальном выражении на 0,6% по сравнению с 4-м кварталом 2007 г. В 2009 г. экономический спад в Швейцарии составил около 2,5%. В стране снова стала расти безработица, хотя по ее уровню (около 3% экономически активного населения) Швейцария пока остается самой благополучной страной в Европе, а возможно и в мире.
В то же время кризис и падение деловой активности в Швейцарии привели к снижению темпов инфляции, которая с 2%-го уровня в прошлом году в первом квартале текущего года опустилась до 0, а по итогам года составила отрицательную величину -0,5%. 3
Швейцарии не удается избежать последствий мирового экономического кризиса по двум главным и взаимосвязанным причинам. Во-первых, швейцарская экономика является одной из самых интегрированных в мировую экономику. Швейцария – это экспортная держава. Экспорт страны по своей стоимости превышает половину ВВП, а в ряде отраслей швейцарской промышленности экспортная зависимость еще выше – до 80–90% производимой продукции вывозится в другие страны. Практически на экспорт ориентирована вся швейцарская машиностроительная и электротехническая промышленность. Швейцария является одним из ведущих в мире экспортером фармацевтических товаров, тонных инструментов и часов. Около двух третей товарного экспорта Швейцарии приходится на страны Евросоюза. Вторым крупнейшим экспортным рынком для Швейцарии являются США. Причем кризис сопровождается заметным сокращением спроса на импортные товары и услуги именно со стороны стран Европы и Америки, что непосредственно ударяет по швейцарским производителям. В последнее время это выражается в обвальном падении объема новых заказов из-за рубежа на производимые в Швейцарии машины и оборудование. Во-вторых, Швейцария остается одним из ведущих мировых финансовых центров. Именно крупнейший швейцарский банк «Ю-Би-Эс» первым, еще во второй половине 2007 года пострадал от кризиса на американском рынке ипотечных кредитов, поскольку этот банк вложил большие средства в ипотеку в США. По итогам 2007 г. банк был вынужден списать ненадежные кредиты на сумму порядка 20 млрд. долл. США и впервые за всю свою историю закончил 2007 год с чистым убытком в 4,5 млрд. швейцарских франков. Грозившее банку фактическое банкротство и возможное его расчленение спасло только одобренное швейцарской Федеральной банковской комиссией (ФБК) вливание в капитал UBS средств Сингапурского суверенного фонда GIC (обратимые облигации банка на сумму в 11 млрд. долл.), который в феврале 2008 г. стал владельцем примерно 10% капитала банка.