Экономика Сингапура на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть политическую и экономическую ситуацию в современном Сингапуре.

Задачи работы:

- рассмотреть государственный строй и политические партии Сингапура,

- охарактеризовать экономику Сингапура, описать отношения Сингапура и РФ,

- рассмотреть особенности социально-экономической модели Сингапура,

- провести сравнительную характеристику с другими странами

Содержание

Введение 3
глава I Экономика Сингапура 5
1.1. Государство Сингапур 5
1.2. Характеристика экономики современного Сингапура 16

1.3. Торговые банки в Сингапуре 21
1.4. Экономические отношения Сингапура с РФ 23


глава II Социально-экономическая

модель Сингапура 32

2.1. Формирование современной социально-экономической модели 32

2.2. Современный Сингапур 34

2.3. Сравнение Экономических моделей Сингапура и Индии 36


Заключение 39
Список литературы 41

Работа состоит из  1 файл

сингапур 444.docx

— 80.70 Кб (Скачать документ)

     Во  время визита Дмитрия Медведева  в Сингапур обсуждались перспективы  и вполне материального сотрудничества двух стран, которое можно разделить  на две большие сферы. И первая из них — энергетическая. Так, глава  Keppel (государственная нефтегазовая компания Сингапура) ЧаоБэнг Чу сказал, что в перспективе «Газпром» может стать эксклюзивным поставщиком в его страну сжиженного природного газа. «В будущем “Газпром” начнет поставки энергоносителей для Сингапура, и постарается обеспечить ему эксклюзивные права, когда закончится наше сотрудничество с BritishGas», — заявил топ-менеджер.

     4

     Второй  крупнейший аспект делового сотрудничества двух стран — это сингапурская помощь России в организации и  развитии технопарков и особых экономических  зон (ОЭЗ). Ведь именно они в последние  несколько десятков лет помогли  этой некогда бедной азиатской стране сделать мощный рывок вперед. И  сегодня на территории Сингапура, чья  площадь сравнима с Москвой, работает более 70 тыс. транснациональных компаний.

     В результате интенсивных консультаций между Россией и Сингапуром в  нашей стране было создано Федеральное  агентство по управлению особыми  экономическими зонами (РосОЭЗ). По его данным, в настоящий момент в России насчитывается всего 16 ОЭЗ четырех типов: технико-внедренческие (Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Томск), промышленно-производственные (Липецкая область, Татарстан), портовые (проекты в Красноярске, Ульяновске и Советской Гавани пока на стадии разработки) и туристско-рекреационные (Калининградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Алтайский край, Республика Алтай, Иркутская область, Бурятия).

       С 1 января 2010 года вступает в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. 
В ближайшее время будет также подготовлен окончательный вариант договоренностей о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

     Впрочем, несмотря на то что главными сферами делового сотрудничества двух стран являются энергетика, ОЭЗ и бизнес-инкубаторы, это вовсе не значит, что другие области бизнеса остаются без внимания. В качестве примера эффективного взаимодействия можно привести совместное предприятие по производству промышленных жиров на основе пальмового масла, созданное Нижегородским масложировым комбинатом (НЖМК) и сингапурской WilmarInternational. При этом, по словам Михаила Рычева, связи между двумя государствами еще довольно слабы и имеют большой потенциал для дальнейшего укрепления. Ключевые, на его взгляд, направления сотрудничества — это машиностроение, деревообработка, IT, химическая и нефтехимическая промышленность, автомобилестроение, наука и образование. В целом же в последние годы торговый оборот между Россией и Сингапуром неизменно растет. Так, если в 2006 году этот финансовый показатель достигал 1,226 млрд долл., то в 2007 году — уже 1,54 миллиарда. По итогам же 2009 года, по мнению экспертов, объемы торговли между двумя странами и вовсе могут взять отметку в 1,8 миллиарда.

     В завершение своего визита в Сингапур Дмитрий Медведев назвал приоритетным применение опыта развития этой страны для России, поскольку он «показывает, как можно за недолгий срок превратиться в крупный международный финансовый и технологический центр. Также  говорилось что, Сингапур — это пример того, как может развиваться экономика под присмотром государства, но без излишней опеки. Остается добавить, что для того, чтобы российско-сингапурские экономические отношения оставались под должным присмотром, в результате визита президента РФ на саммит АТЭС была создана специальная межправительственная комиссия, руководить которой назначен глава президентской администрации Сергей Собянин.

     Говоря  о таких отраслях как промышленность и торговля, то можно отметить, что Министр торговли и промышленности Сингапура Лим Ханг Кинг в своем выступлении призвал сингапурских и российских бизнесменов расширить сотрудничество в области инфраструктуры и розничной торговли. Он оценил инфраструктурные проекты, реализация которых предусматривает частное-государственное партнерство, в 1 трлн. долларов. Кроме того, Россия сейчас начинает развивать туристические и портовые специальные экономические зоны. 
В отношении ритейла Лим Ханг Кинг заметил, что российский средний класс растет и насчитывает около 30 млн., или 20% населения. Эта цифра в ближайшее время еще вырастет, в результате чего вырастет спрос на потребительские услуги - например, рестораны высокого уровня и объекты индустрии развлечений.

     Наиболее  важными и крупными торгово-экономическими мероприятиями последних лет  стали:

     - визит в Россию Министра иностранных  дел Сингапура (сентябрь 2002 г.) и  подписание в ходе этого визита  Межправительственного соглашения  об избежание двойного налогообложения;

     - визит в Россию делегации Сингапурской конфедерации промышленников (июнь 2003 г.) и подписание протокола о сотрудничестве с РССП;

     - визит в Сингапур Министра  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  России во главе делегации  РСПП (октябрь 2002 г.) с подписанием  протокола о развитии делового  сотрудничества;

     - визит в Сингапур российской  официальной делегации и активное  участие более 20 российских предприятий  в международной выставке ИМДЕКС 2003;

     - визит в Россию (апрель 2004 г.) Министра  торговли и промышленности Сингапура  и его переговоры с Министром  промышленности и энергетики  России, Министром науки и технологий  России, руководством ТПП России, ОПОРА России, представителями российских  деловых кругов;

     - визит в Сингапур (октябрь 2004 г.) делегации ОПОРА России, подписание  соглашения о сотрудничестве  с Сингапурской бизнес-федерацией.

       Важным событием 2004 года стал выход на сингапурский рынок пассажирских авиаперевозок и туризма российской авиакомпании «Трансаэро», которая начала выполнять регулярные прямые рейсы из Москвы (аэропорт Домодедово) в Сингапур. В планах «Трансаэро» - дальнейшее расширение своего присутствия на сингапурском рынке авиатранспортных услуг и выполнение прямых рейсов по маршруту С. Петербург – Сингапур.

       В секторе финансовых услуг главным событием последних лет стал выход на сингапурский финансовый рынок ведущего российского инвестиционного банка «Тройка Диалог» с предложениями к потенциальным инвесторам принять участие в инвестиционном фонде «RussiaNewGrowthFund» компании «Тройка-Диалог Эссет Менеджмент». Крупным событием в этой сфере стал также первый раунд переговоров по участию одной из базирующихся в Сингапуре финансовых компаний в инвестировании российского проекта «Воздушный старт».

       Ряд дополнительный предложений по инвестированию в объекты различных секторов российской экономики продвигались также в ходе визита в Сингапур делегации «ОПОРА России». Наибольший резонанс получили предложения к сингапурским инвесторам принять участие в строительстве гостиничного комплекса в р-не Сочи (Красная Поляна).

       В середине 2004 г. получило практическое развитие новое направление нашего двустороннего инвестиционного сотрудничества с Сингапуром, связанное с участием сингапурских компаний в гостиничной индустрии гг. Москвы и С. Петербурга.

       В частности, в июне 2004 г. был подписан первый контракт между сингапурским холдингом «RafflesInt.» и российской компанией «Красные Холмы» на создание в Москве гостиницы «Swissotel» (сингапурская сторона обеспечит оборудование и эксплуатацию отеля в соответствии со стандартами принадлежащей ей группы «Swissotel» и её торговой марки). Аналогичная работа проводится этим холдингом в С. Петербурге.

      

Глава II. Социально-экономическая модель Сингапура

     Несмотря  на свои маленькие размеры (территория 641,4 кв. км, население 4,24 млн. чел. на июнь 2004), республика Сингапур – страна, выдающаяся во многих отношениях.

     По  ряду параметров это самое развитое государство Юго-Восточной Азии. ВВП Сингапура – 91,34 млрд. Ам.. долл., на душу населения – 21 812, при том, что этот город-государство фактически не имеет никаких природных ресурсов и даже половину пресной воды вынужден импортировать. Зато Сингапур можно назвать торговым государством с заглавной буквы: у него самая большая в мире экспортная квота – 128% (за счет реэкспорта). Помимо этого, Сингапур – крупнейший финансовый центр, экспортер услуг, важный центр туризма и даже нефтепереработки и электронной промышленности. Одновременно он – пересечение западной и нескольких восточных культур, один из самых красивых городов мира, прообраз пост-индустриально-компьютерного будущего и попросту земной рай для своих жителей (по крайней мере, так кажется при взгляде из России).

     Впрочем, какой симпатичной ни казалась бы эта удивительная страна, при экономическом  анализе обнаруживаются не только сильные, но и слабые стороны: Сингапур довольно беззащитен. 

2.1. Формирование современной  социально-экономической  модели.

     Английская  колония Сингапур еще в 1867 г. была объявлена "свободным портом", и с этого времени основу экономики  Сингапура составляли реэкспортные операции. В 1963 г. англичане образовали независимую Федерацию Малайзия, куда вошел и Сингапур, а после  его выхода из состава Федерации  в 1965 г. возникло независимое государство  Сингапур. От колониальных времен страна унаследовала специализацию на посреднической торговле и услугах: действительно, город имел чрезвычайно выгодное географическое положение в центре региона, рядом со странами, богатыми сырьевыми ресурсами. 

     Тем не менее, и Сингапур не миновал этапа  импорт- замещения, характерного для всех бывших колоний. В начале 60-х годов на ряд товаров были введены количественные ограничения и протекционистские меры, что значительно подорвало статус страны как центра реэкспортной торговли Юго-Восточной Азии. На этом этапе правительство создавало промышленную инфраструктуру. Учреждались трудоемкие, но примитивные по технологии обрабатывающие производства (продовольствие, напитки, текстиль, белье, обувь, кожаные и деревянные изделия, мебель, бумага и др.). Кроме того, государство старалось обеспечить займы, техническую помощь и, прежде всего, инвестиции зарубежных ТНК. Займы держались на очень скромном уровне, в то время как иностранные инвестиции всемерно поощрялись, ведь инвестиции не требуют возврата. Власти Сингапура использовали форму принудительного сбережения: каждый житель обязан был платить часть своего заработка в фонд, и только по достижении 55 лет ему возвращалась сумма с процентом.

     В 1967-1973 гг. впервые начали улучшаться экономические индикаторы, и импорто-замещение быстро сменилось на экспортную ориентацию. Для привлечения иностранных инвестиций в развитие экспортных производств Сингапура государство предоставило большие финансовые стимулы ТНК. В 1970 г. парламент Сингапура принял закон "О стимулировании развития экономики". Для развития конкурентоспособной отечественной промышленности создавались экспортные промышленные зоны, а для сохранения значительных выгод от реэкспортной торговли на территории Сингапура были созданы зоны свободной торговли. Трудовые законы были ужесточены (сейчас рабочая неделя в Сингапуре 44 часа, выходной день один, максимальный оплачиваемый отпуск две недели), рабочее движение ограничено. Систему образования также модифицировали, с акцентом на технические специальности. Политическая стабильность тоже способствовала привлечению значительного количества иностранных 5инвестиций в обрабатывающий сектор экономики. Инвестиционный климат был весьма благоприятен: английский язык, правовая система, основанная на британских традициях, развитые портовые сооружения и т.д.

     Между двумя нефтяными кризисами и  шоками мировой торговли (1974-1979 годы) экономический рост Сингапура замедлился. Экономика диверсифицировалась  за счет развития транспортных, коммуникационных, обрабатывающих производств. Именно тогда  произошел перелом в структуре  экспорта от товаров неглубокой переработки  к продукции машиностроения и  обрабатывающих производств.

     В 1980-1984 годы рост Сингапура базировался  уже на на развитии более капиталоемких высокотехнологичных видов деятельности. Были приняты меры по улучшению качества трудовых ресурсов. Происходил сдвиг от неквалифицированной к квалифицированной деятельности. В 1980 году Министерство торговли и промышленности Сингапура впервые провозгласило курс на компьютеризацию, и этот лозунг не остался пустыми словами. Уже в 1996 г. на это маленькое государство приходилось 10 процентов всемирных продаж программного обеспечения и компьютерных компонентов.

     В 1985-1986 годы Сингапур тяжелее, чем соседние азиатские НИС, переживал спад в  мировой экономике. Пакет антикризисных  мер государства 1986 г. включал замораживание  зарплаты на два года, уменьшение ставок налогов и их числа, ускоренное осуществление  ряда государственных проектов.

     Сингапур  продолжил укреплять свою конкурентоспособность  на мировом рынке через инвестиции в НИОКР, улучшение технологии и  качества системы образования, развитие финансовых услуг и за счет оживления  экономик соседних стран. Обычный экспорт товаров и услуг стал все в большей степени дополняться расширением финансовых и торговых операций за пределами города-государства, выносом трудоемких обрабатывающих операций в имеющие дешевую рабочую силу Малайзию и Индонезию.

     Несмотря  на известную либеральность сингапурской экономики, государственное вмешательство  сохраняется. Например, в августе 2003 г. премьер-министр Сингапура объявил  о снижении обязательных отчислений в Централизованный фонд социального  страхования (с 40% до 30%) и других мерах, продиктованных необходимостью повышения  конкурентоспособности экономики  страны. Экономия затрат на оплату труда ежегодно должна составлять 400 млн. синг. долл. В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса продолжают получать правительственную поддержку; программа должна была закончиться в июне, но была продлена до конца 2004 г. За прошедший финансовый год в рамках программы правительство выдало 5300 кредитов на общую сумму 750 млн. долл.  

Информация о работе Экономика Сингапура на современном этапе