Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:21, курсовая работа
Новые реалии экономики побуждают к некоторому переосмыслению многих, казалосьбы, вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из них циклы и кризисы. Сегодня их объяснение освобождается от политизированных оценок, в частности от однозначного негативного истолкования цикличности развития и ее последствий. Последнее все более рассматривается с позиций объективной неравномерности
Введение………………………………………………………………...………...3
1.Цикличность как форма движения рыночной экономики……………………5
Сущность и причины экономического цикла………………………...…5
1.2 Теории экономических циклов…………………………………….….12
1.3 Фазы и циклы. Динамика экономических показателей………….........14
1.4 Основные формы кризисов……………………………………...……....18
1.5 Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора…………………………………………………………………..….20
2. Государственное антициклическое регулирование………………………24
2.1. Неокейнсианский и неоконсервативный подходы……………………..24
2.2. Роль цикличности в развитии рыночной экономики в России…….....29
Заключение………………………………………………………………….........35
Список используемой литературы…………………
Кредитно
– денежная политика в этот период
преследует те же цели,что и налогово –
бюджетная политика, и предполагает проведение
кредитнойэкспансии.
Её цель – оживление
Однако
это может иметь и отрицательные
последствия, так как вдлительной перспективе
ведет к усилению инфляционных тенденций.
Государство
в целях предотвращения перегрева
экономики и связанных с
Налогово
– бюджетная политика такого
периода характеризуется
Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, азначит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спадуэкономической активности (См рис.3.1.2 )
Рисунок 5 – Снижение
спроса.
Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает ростнационального дохода с ON1 до ON2.
В
кредитно – денежной политике начинают
преобладать элементы кредитнойрестрикции,
то есть проводится политика «дорогих
денег», что означает прямопротивоположные
меры: повышение процентных ставок
по ссудам, сокращениекредитных
ресурсов банков. Но в этом случае необходимо
весьма осторожно обращаться с элементами
кредитно – денежной политики, ибо в долгосрочномплане
кредитная рестрикция может через сокращение
инвестиций и,соответственно, производства
привести к росту безработицы.
В
общем и целом, говоря о политике,
которую должно проводить государство
вцелях сглаживания циклических
колебаний, можно охарактеризовать
как политикупротиводействия: мероприятия,
направленные на смягчение циклических
колебаний, должны идти в направлении,
противоположном существующим наданный
момент колебаниям экономической конъюнктуры.
Все рекомендации по отношению цикла применялись и должны применяться на практике. Эффективность их может быть реально оценена только по истеченииопределенного периода времени.
В экономике России не было «правильных» циклов, а циклические колебания имелив основном внеэкономические причины.Современная российская экономика находится на этапе становления рыночных
отношений.
Чтобы
цикличность в России стала реальностью,
должны осуществиться
В
государственной политике воздействия
на циклическое движение в таких
условиях окажется возможным использование
модели делового цикла с применением
идей эффекта акселератора и мультипликатора.
Становление
циклической формы движения отечественной
экономики связано спроблемой экономического
роста. Его тип зависит от того,
на какие рынки, на какой спрос
ориентирована экономика. Россия ориентируется
на внешний рынок и внутренний
рынок.Для России наиболее реальна
смешанная модель экономического роста.
Чтобы экономика России стала
наиболее устойчивой, она должна быть
ориентирована на повышение эффективности
капитала через активные нововведения.Для
этого правительственная
Сильный и продолжительный подъем производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных стратегических планах государств.
Потребление и
экономический рост.
С
2002 по 2008 гг. конечное потребление населения
становится ведущим фактором экономического
роста, на его долю приходится в среднем
87% ежегодного прироста реального ВВП
В
2002 г. начинается рост доли потребительских
расходов населения в ВВП с 49,2% до около
62% в 2008г. и кризисном2009 г. Данная тенденция
является благоприятной, так как потребительский
спрос является важным внутренним источником
развития экономики. Анализ тенденций
потребления будет проведен в дальнейшем
с помощью кейнсианских функций потребления.
Динамика доли инвестиций (валового накопления
основного капитала) в ВВП в 1995-1999 гг. была
противоположна динамике доли потребительских
расходов. Однако с 1999 г. эти два показателя
росли, вытесняя чистый экспорт. В период
1999-2008 гг. доля инвестиций в ВВП выросла
с 15,7% до 25,8%, в 2009г. снизилась до 22,9%. Влияние
инвестиций и научно-технического прогресса
на экономический рост России проанализируем
с помощью производственной функции.
Доходы населения.
С
1999 по 2008 гг. реальный объем потребления
населения постоянно увеличивался, причем
после 2003 г. темпы роста потребления значительно
ускоряются. Рост конечного потребления
был вызван увеличением доходов только
за 1999-2003 гг. реальные душевые доходы населения
выросли более чем в полтора раза.
Стабильный рост реальных располагаемых денежных доходов населения продолжался вплоть до 2008 г. (см.табл.2 ниже), а с началом кризиса в четвертом квартале 2008 г. они снизились на 5,8%. Отсюда макроэкономическая динамика России последних лет определялась преимущественно факторами совокупного спроса, то есть экономика нашей страны в большей степени соответствует кейнсианской модели.
Таблица 2 - Годовой прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2005 – 2008 гг., в % к предыдущему году.
Показатель. Т ьттло |
2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Годовой прирост реальных располагаемых денежных доходов населения. | 11,1 | 10,2 | 12,1 | 2,7 |
По
мере увеличения реальных доходов населения
средняя склонность к потреблению в исследуемом
периоде почти всегда снижалась. Увеличение
средней склонности к потреблению имело
место лишь в 2004,2007 и 2008гг. Повышениесредней
склонности к потреблению в 2004 г., вероятно,
было реакцией потребителей на банковский
кризис доверия. Однако в целом тенденция
снижения средней склонности к потреблению
с ростом доходов сохранилась, что говорит
о стабильности поведения потребителей.
Напротив, в 2007 и 2008 гг. наблюдается изменение
поведения населения, увеличившего долю
потребления в доходах, что может быть
связанно с развитием потребительского
кредитования. Кроме того, рост средней
склонности к потреблению может быть вызван
финансово-экономическим кризисом 2008
г. и стремлением населения сохранить
привычный уровень жизни при снижении
доходов.
Инвестиции,
инновации и экономический
рост .
Для
исследования влияния инвестиций и
инноваций на экономический рост
используется производственная функция
следующего вида:
Y = 735,460* e
* K
* L
Близкое
к нулю значение фактора НТП (r
= 0,27) показывает низкий темп качественных
изменений в российском производстве
и слабое их влияние на экономический
рост.
Сумма
коэффициентов эластичности выпуска
по привлечению ресурсов (α + β = 0,278+0,056
=0,3334 % ) меньше 1,то есть экономика нашей
страны характеризуется убывающим эффектом
масштаба. Прирост объемов использования
всех ресурсов на 1 % вызывает прирост выпуска
на 0,334%.
При
этом решающее влияние на прирост
выпуска принадлежит инвестициям
в основной капитал (α = 0,278).Влияние
расходов на оплату труда, по сравнению
с ними, незначительно (β =0,056).То есть в
долгосрочном периоде капитал является
относительно дефицитным ресурсом.
Результаты расчетов подтверждают необходимость стимулирования инвестиций, внедрения новейших технологий в производство.
При этом растущий
мультипликатор должен обеспечить значительный
мультипликационный эффект от роста
инвестиционных доходов.
Для
преодоления последствий
Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
Опираясь на переосмысленное наследие, современные исследователи формируют новую теорию циклической динамики, с помощью которых можно объяснить волнообразные колебания экономики, обусловленные последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки для возникновения экономических циклов.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание.
Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.