Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Итак, цель моей работы – рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение, и определить факторы, непосредственно влияющие на эти показатели.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………..3
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие……………..…………4
2. Совокупное предложение и факторы его определяющие…………..…...12
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика………………………………………………………………..………….17
5. Теории совокупного спроса и совокупного предложения………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….26
Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как:
Анализ кривой совокупного
предложения показал, что реальный
объём национального производст
Неценовые факторы совокупного предложения:
Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая кривую совокупного предложения влево. И наоборот, ослабление влияния профсоюзов может привести к снижению заплаты членов профсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения вправо.
При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо, и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
Модель совокупного
спроса и совокупного предложения AD-
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности.
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.
Дж. Кейнс доказал,
что достижение равновесного состояния
связано с инфляцией и
На рис.4 в точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.
Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.4), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.
Стабильность долгосрочного устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения текущей инфляции в полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.
Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:
● снижение налогов,
● увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● рост государственных расходов.
Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.
Политика государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства.5 Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.
Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:
● ужесточения налогового пресса,
● сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Такая политика препятствует инфляционному росту цен и направлена на ограничение роста доходов населения. «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.