Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:34, контрольная работа
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
Введение
Государство в рыночной экономике
Государство, как субъект рыночной экономики
Роль государства в современной рыночной экономике
Функции государства в современной экономике
Основные теории государственного регулирования экономики
Направления, методы инструменты регулирования экономики
Эволюция государственного регулирования в России
Заключение
Список использованной литературы
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.
Государственные организации и учреждения выполняют разнообразные функции управления, чем обеспечивают соответствующие условия для жизни и деятельности людей, работы предприятий и отраслей общественного производства.
В социальной сфере государство должно создать каждому человеку условия для реализации его конституционных прав и свобод.
Политическая функция
государства состоит в создании
соответствующего общественного порядка
и экономической структуры
В международной сфере задачей государства является установление взаимовыгодных отношений и сотрудничества с другими странами, участие в деятельности международных организаций.
Экономическая функция государства
реализуется через создание благоприятных
условий для
Государство и его институты всегда были активным рыночным субъектом.
Государство перераспределяет созданный в стране национальный продукт, стимулирует или сдерживает развитие тех или иных отраслей и сфер экономики, поддерживает освоение новых рынков, источников сырья и сбыт продукции, обеспечивает разработку стратегических программ развития науки и технологий, внедрение достижений научно-технического прогресса, решение региональных проблем. В разных странах государству принадлежат как отдельные предприятия (военные заводы, металлургические комбинаты, транспортые сети и т.п), так и целые отрасли и сферы экономики (ракетно-космические комплексы, энергетика, угольная промышленность, образование и тп)
Исследователи-экономисты неоднозначно объясняли значение государства для развития экономики страны. Приверженцы свободной рыночной экономики к началу XX ст. считали, что экономика может работать эффективно, если государство почти не вмешивается в хозяйственные процессы. Объяснялось это тем, что главный фактор развития рыночной экономики - личный интерес - направлен на получение прибыли.
Поэтому вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а рынку необходимо предоставить полную свободу.
Сторонники социализма выступали за полное государственное регулирование экономики. Они считали, что только государственные учреждения способны обеспечить интенсивный рост экономики, противостоять негативным последствиям экономических колебаний.
Воплощением этих теоретических подходов были экономические модели социализма, военного коммунизма, административно-командной экономики в странах, которые входили в так называемый социалистический лагерь.
Глубокий и продолжительный экономический кризис (1929-1933) во многих развитых странах Запада выявил новые проблемы рыночного саморегулирования. Оказалось, что механизмы свободного рынка автоматически не обеспечивают самообновление экономического равновесия.
Остро встала проблема поиска методов, которые смогли бы обеспечить рост производства и преодолеть массовую безработицу. Пути решения этой проблемы предложил английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), которого считают одним из авторов теории государственного регулирования экономики. Его концепция опубликована в труде «Общая теория занятости, процента и денег».
Суть ее состояла в том,
чтобы через активизацию и
стимулирование государством общей
покупательной способности
Д. Кейнс считал, что рыночная экономика не может сама себя «вылечить» в условиях кризиса.
Поэтому нужно формировать государственную экономическую политику, эффективно влиять на хозяйственную деятельность предприятий, стимулировать снижение процентной ставки коммерческих банков, осуществлять масштабные государственные закупки, увеличивать совокупный спрос населения, предоставлять социальную помощь (безработным, людям преклонного возраста, другим нетрудоспособным), чтобы не допустить социального кризиса общества. Предложения Д. Кейнса учитывались в экономических программах правительств США, Великобритании и других развитых стран. В 1933 г. в США администрация президента Ф.
Д. Рузвельта разработала и ввела так называемый новый курс, воплощая государственное регулирование экономики:
был создан Совет национальной экономической безопасности, впервые начали выплачивать помощь безработным.
После Второй мировой войны, особенно в 70-80-х годах XX ст., для экономики многих развитых стран характерными стали процессы перепроизводства, инфляции и стагнации Рекомендации Д. Кейнса срабатывали не всегда. Вмешательство государства только усиливало инфляционную спираль. Нужна была новая оценка ситуации и поиск новых путей. Они были предложены американским экономистом Милтоном Фридменом (р. в 1912 г.)
В его теории, которую
назвали «монетаризмом», важная роль
в процессах регулирования
В 80-х годах XX ст.
в развитых странах Запада определились такие основные направления влияния государства на экономический рост:
стимулирование НТП и развитие научных исследований увеличение государственных затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров коренные изменения в налоговой системе.
Новая история, начавшаяся с нидерландской и английской революции XVI-XVII вв., отмечена возникновением теорий экономического развития и выяснением роли государства в этом процессе. Социально-экономические проблемы развития экономики становятся все более сложными, их решение требует нарастающего дополнительного вмешательства извне со стороны государства. Экономическое развитие ни сегодня, ни в XVII веке не проходило в условиях его чисто рыночной координации. Изменения в возможностях рыночной саморегуляции экономических процессов нашли отражение в соответствующих экономических теориях о месте и роли государства в хозяйственно-экономической жизни общества.
Первой в ряду теорий, объясняющих роль государства в экономической жизни, находится классическая теория, согласно которой в XVIII в, когда она сложилась, наиболее уместна для государства была роль наблюдателя свободной игры рыночных сил. Например, А.Смит полагал, что его интересы государства не должны выходить за пределы проблем сохранения собственности, организации денежного обращения, общественного правопорядка. Свободная игра рыночных сил составляет сущность саморегулирования цен, заработной платы, занятости, сбережений, инвестиций. Такая саморегуляция возможна в условиях, когда субъекты рынка преследуют свой частный интерес и не обладают экономической властью, достаточной для навязывания своих правил функционирования рынку. Однако практика капитализма периода промышленной революции показала, что продавцы и покупатели постоянно стремятся избежать конкуренции и установить монополию, как со стороны спроса, так и предложения. Это объясняется тем, что конкуренция создает обстановку постоянного передела собственности, который для некоторых участников рынка означает радикальные изменения социальной принадлежности, источника доходов.
Классическая либеральная
- господство частной
- распределение богатства
- принцип прибыльности
- автоматизм поддержания
- норма процентной ставки
Однако депрессия 1929-1933 гг. вынудила пересмотреть теорию автоматического равновесия спроса и предложения, так как выяснилась непригодность нормы процента в качестве средства общего равновесия на рынке, регулирования баланса сбережений и инвестиций, создания рабочих мест и полной занятости.
Усложнение условий
Для кейнсианской концепции макроэкономического регулирования характерны следующие основные положения.
1. Классическая теория исходит
из хозяйственных решений,
2. Центральным элементом системы Кейнса является макрорегулирование через изменение эффективного спроса.[1] Кейнс дает несколько определений эффективного спроса, одно из них таково, что «эффективный спрос... соответствует уровню занятости, при котором предприниматель может максимизировать объем ожидаемой прибыли». Поощрение эффективного спроса через государственную политику закупок стало возможным благодаря тому, что Дж. М. Кейнс впервые раскрыл структуру макроэкономического спроса как сумму потребления (С), инвестиций ( Ì ), государственных закупок (Q). Другим способом можно рассматривать использование государственных и чистых инвестиций, на развитие производства, техники и технологий и др. Активизировать инвестиционный процесс справедливо и эффективно через регулирование нормы процентной ставки. Особенностью влияния на эффективный спрос при помощи инвестиций являются их умножающие (мультипликация) влияние на доходы и производство в сопредельных с отраслью вложения производствах. Через регулирование объема государственных закупок расширяется занятость, растет динамика производства и доходов его участников.
3. Реальная рыночная экономика,
испытавшая влияние
4. Особое место в системе
5. Кейнс показал, что народнохозяйственное равновесие не может быть достигнуто только через равновесие на рынках товаров и денег. В особенности это относится к рынку труда, который находится под влиянием таких факторов: спад производства, действия профсоюзов и предпринимателей, препятствующие автоматическому подстраиванию уровня заработной платы под количество рабочих мест.
Начало кейнсианских взглядов на роль государства в современной экономике трансформировалось в несколько макроэкономических теорий: посткейнсианство, левое кейнсианство, кейнсианство во взглядах Хикса и его сторонников. Определенной альтернативой кейнсианству является совокупность неоклассических взглядов на природу и механизм влияния государства на экономическую жизнь общества. Основы неоклассического подхода к проблеме соотношения роли государства и свободных рыночных сил представлены научными школами неолиберализма и монетаризма.
Неолиберальное направление разработано в трудах А. Пигу, Ф. Хайека, Дж. Тобина, Л. Фон Мизеса В.Ойкена, Л. Эрхарда. Так, А. Пигу, признавая необходимость государственного влияния на экономику, предлагал согласовать интересы частные и общественные с чисто неоклассических позиций. Согласовать указанные интересы предлагалось на основе движения равенства частного и общественного предельного продукта, перераспределения доходов там, где конкуренция не эффективна. Реализовать эту теоретическую концепцию на практике представляется возможным через использование государством таких экономических инструментов как налоги, льготные цены[3] и др.