Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.

Содержание

Введение
Государство в рыночной экономике
Государство, как субъект рыночной экономики
Роль государства в современной рыночной экономике
Функции государства в современной экономике
Основные теории государственного регулирования экономики
Направления, методы инструменты регулирования экономики
Эволюция государственного регулирования в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат.docx

— 54.94 Кб (Скачать документ)

Другие представители неолиберализма Хайек, Мизес отстаивали суверенность рыночных сил, недопустимость ограничения государством экономических свобод. В их понимании цивилизация сложилась в результате свободного следования общества некоторому набору традиционных моральных ценностей, что и обусловило нынешнюю организацию экономической жизни, которая не всегда следует рациональным началам. Поэтому все микроэкономические действия участников следует приветствовать, а макроэкономические усилия государства не нужны.

В 70-80-е годы XX века в экономической  и мысли и хозяйственной практике начала лидировать теория смешанной  экономики. Эта теория соединила  в себе необходимость устойчивого  государственного управления народным хозяйством на основе рыночного саморегулирования.

Смешанная экономика ориентирована  на достижение ряда целей: достижение сбалансированности совокупного спроса и предложения, эффективность хозяйствования; экономический рост и социальная справедливость. Хотя эти цели носят  взаимно противоречивый характер, но их достижение возможно в некоторых  пределах. Сущность регулирования в  смешанной экономике состоит  в создании и использовании такого разнообразия инструментов и методов, которое по уровню сложности в  состоянии обеспечить эффективное  воспроизводство всех форм собственности  и механизмов регуляции рыночного  типа.

Доктрину «пусть все идет, как  идет» В. Ойкен трансформировал в концепцию социального рыночного хозяйства с особой ролью государства, которое должно установить некоторые условия порядка из хаоса свободного рынка[4]. Необходимость упорядочения функционирования конкурентного рынка вызвана слабостью его внутренних сил. Эффективность функционирования рынка может быть обеспечена на основе принципа дополнительности усилиями государства. Цель государственного влияния состоит в создании организационных внешних условий прохождения широко понимаемых конкурентных рыночных процессов, но не подмена этих процессов. Поэтому спектр деятельности государства включает:

- формирование конкурентного механизма  на основе установления «правил  игры»;

- создание условий по преодолению  неоправданных социальных, региональных  и иных различий, препятствующих  развитию конкуренции;

- создание порядка внешнеэкономической  деятельности, по расширению конкурентных  отношений.

В неоклассицизме, ориентированном  на признание принципов саморегулирования  экономики, одно из центральных мест принадлежит монетаристским взглядам М. Фридмена.[5] Основу представлений монетаристов составляет предположение о том, что рыночная система капиталистического типа располагает механизмом, обеспечивающим равновесие на основе гибкости цен в их реакции на изменение спроса. Основная причина нестабильности - это вмешательство государства в процесс установления общего равновесия, посредством страхования займов, изменения налоговых ставок, активизации бюджетной политики. Государство должно ограничиться поддержанием определенного, согласованного с ценами и общим объемом ВВП, темпа роста денежной массы. Основная причина непоследовательного применения принципов монетаризма на практике в большинстве стран - это личные интересы бюрократии, опасающейся остаться без рычагов власти.

Представители институционального направления  экономической мысли исходят  из системного характера связи экономики, технологии, нормативно-правовой и  нравственной стороны жизни общества[6]. В жизнедеятельности современных стран происходит усложнение социальен-экономических взаимосвязей, что требует субъекта, не уступающего по уровню сложности происходящим процессам. Можно отметить такие направления усложнения социально-экономической жизни общества:

1. Интересы отдельных хозяйствующих  субъектов преобладают над интересами  прочих участников и общества  в целом. Результатом преследования  частного интереса становится  появление монополий. Сила последних может быть порой достаточна для управления действиями других участников рынка. Преодолеть это неравенство экономической мощи и власти возможно с помощью вмешательства государства.

2. Образование монополий смещает  центр влияния от собственников  к организационным структурам  монополий, так как информационное  и организационное обладание  ресурсами управления превосходит  возможности собственников.

3. Неоднородность рыночной среды  (монополии, средние и мелкие  предприниматели) предопределяют  объем и силу влияния на  участников рынка. Среднее и  мелкое предпринимательства попадает  под влияние монополий и существует  искушение уменьшить рыночные  ограничения в свою пользу. Активно  используется принцип замещения  рыночных механизмов политическими,  правовыми, криминальными заменителями.

Необходимость активной роли государства  оценивается положительно, но на определенных условиях. В частности Д. Бьюкенен и его сторонники предлагают несовершенства рынка преодолеть посредствам распространения правил рынка на проводимые государством политические процедуры, которые служили бы достижением общественного согласия.

2.3.    Направления, методы инструменты регулирования экономики

Механизм государственного регулирования  эволюционирует вместе с повышением роли эффекта масштаба производства, усложнением экономической системы, ростом асимметрии информации и повышения  уровня неопределенности ее функционирования. Изменения в технологии, пропорциях факторов экономического роста, изменения  в основных характеристиках рыночного  хозяйства, социальные изменения - все  предъявляет новые требования к  направлениям, методам и инструментам регулирования. Поскольку не только сохраняются, но и расширяется пространство востребованности общественных товаров (услуги образования, воспитания, здравоохранения, социально ориентированной защиты населения и др.), то это общее свидетельство не ослабевающего значения госрегулирования экономики.

Выбор направлений регулирования  предопределен состоянием экономической  системы данной страны по основным социально-экономическим параметрам, структурой целей развития различной  срочности, состоянием выполнения основных экономических функций государства, составом имеющихся ресурсов экономического, социального, политического и идеологического  характера. В условиях преобладания идеологии социально ориентированного характера развития экономики можно  выделить следующие основные направления:

-   экономический рост на основе политики инноваций, наиболее органичных для экономики данной страны, обеспечивающих достижение и сохранение ею конкурентных преимуществ;

-   вовлечение частного бизнеса на путь инновационного развития посредством системы государственных заказов и закупок. Это могут быть различные плановые контракты и государственные заказы для частного сектора экономики на конкурсной основе;

-   создание благоприятной институциональной среды, организационных и экономических условий для национальных производителей, разрабатывающих значительные общенациональные экономические проекты, сопряженные с риском и незначительной прибылью;

-   разработка системной долгосрочной экономической стратегии;

-   ориентация социально-экономического развития на долговременные пропорции производственного и непроизводственного потребления;

-   формулирование долговременных социально и экономически оправданных пропорций между эффективностью и справедливостью, направленных достижение общественного согласия;

-   включение в механизм государственного регулирования звеньев экономической системы на всех ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном, коммунальном).

Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики меняются в зависимости от сложности экономических  проблем, возможностей регулятора и  запаса навыков регулирования. Существуют стандартные экономические ситуации, и нетрадиционные, что предопределяет применение как универсальных, так и специфических моделей регулирования. Принято выделять правовые, административные, экономические, прямые и косвенные методы.

Правовые методы - представляют систему законодательных норм и правил, которые определяют структуру форм собственности и систему соответствующих правомочий. От них зависит содержание контрактов, условия их заключения, обязательства сторон.

Административные методы - это меры разрешения, запрещения и принуждения, регулирующие через лицензии, квоты уровень цен, валютный курс, стандарты потребляемых товаров и услуг, размеры минимальных социальных стандартов в области социальной политики и др.

Экономические методы - это совокупность мероприятий денежно-кредитного, финансового и организационно-целевого характера, ориентированных на регулирование совокупного спроса и предложения, структуру национальной экономики, инновационно-инвестиционный процесс. К ним могут быть отнесены меры Центрального банка по определению объема денежной эмиссии, дифференциация уровня налогообложения в зависимости от социально-экономической значимости видов деятельности, ограничение объема валютных операций посредством регулирования ставки рефинансирования, предоставление банкам синдицированного кредита с целью кредитования реального сектора экономики, разработка целевых программ по реализации национальны проектов, структурной перестройке.

Методы регулирования прямого действия основаны на властных функциях государства по поддержанию или достижению необходимого экономического и хозяйственного результата деятельности субъектов экономической жизни общества. Это может быть ограничение или поддержка частного бизнеса, расширение или сжатие государственного сектора экономики Средствамикосвенного воздействия являются избирательные государственные инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства, льготные кредиты, поощряющие спрос на продукцию национального производства, поощряющие экспорт, дотации сельскохозяйственным производителям, доплата определенным социальным группам за пользование услугами ЖКХ.

Как и всякие экономические меры отмеченные также имеют недостатки, которые проявляются в сохранении неоправданно высоких издержек производства, ослаблении конкуренции. В пределах указанных методов регулирования экономики применяются инструменты денежно-кредитного, налогового, бюджетного характера и др. В качестве их иллюстрации можно выделить лицензирование, тарифы, валютные интервенции, налоговые ставки, займы, прогнозы и др.

2.4.Эволюция государственного регулирования в России

 

Исходным пунктом особой роли государства  в России является первоначальная отделенность родо-территориальной принадлежности населения от собственности на землю, жалуемой государем не в собственность, но в пользование. Такую же роль сыграло отсутствие родового начала в социально-организованной жизни населения Владимиро-суздальского, а затем Московского княжества в виде веча, замещенного великокняжеским правлением.[7]

Государство всегда вмешивалось в  действия субъектов экономической  жизни, о чем свидетельствует  опыт большинства стран, в том  числе и России. В России в силу сложившейся социально-экономической  отделенности от Западной и Центральной Европы всегда особая роль в общественной жизни принадлежала государству (депортация населения из одних территорий в другие предшественниками Ивана IV, реформы Петра I, манифест Александра II и Николая II, трансформационные мероприятия Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина).

Современный этап социально-экономического развития в России проходит при активном преобразующем начале государства, направленном на решение ряда проблем  трансформационной экономики. Основные преобразовательные процессы в Росси  происходят посредством изменения  структуры форм собственности и  механизма координации хозяйственных  процессов и экономических интересов. Содержанием этих процессов являются приватизация и становление конкурентного  механизма с дополняющими его  функциями государства.

Переход от центрального управляемого хозяйства к экономике с господством  рыночных отношений означает, что  национальное хозяйство в своей  экономической структуре опирается  как на различные формы собственности, так и механизмы координации  экономической жизни общества. Приватизация была направлена на превращение членов общества в экономических субъектов на основе широко рассеянного капитала. Процесс приватизации всегда содержит в себе противоречия между эффективностью и справедливостью. Бесплатность приватизации для миноритарных собственников - это и есть проявление социальной справедливости данного процесса. Однако справедливость в приватизации, как и всякая справедливость, своим пределом имеет эффективность этого процесса. В координатах эффективность и справедливость их взаимные изменения носят нелинейный характер. Можно заключить, что поскольку производительность к 2007 г. была вдвое ниже уровня 1990 г., то справедливость процесса приватизации была достигнута за счет снижения эффективности экономического развития.

Поскольку в России опыт рыночной селекции предпринимательства крайне мал, то пионеры приватизации должны быть «убиты», но не в физическом смысле, а в плане необходимости процесса ускоренной ротации при помощи регулирующего  влияния государства посредством  разукрупнения, создания льгот для  малого бизнеса.

Процесс трансформации экономики  России не означает исчезновение государства  как регулятора процесса становления  рыночных отношений. Наблюдаемые приспособительные  процессы в экономической системе  России означают, что необходимые  быстрые директивные методы государство  использовало для формирования правого  механизма новых отношений собственности, создания рыночной инфраструктуры. Новизна  и скорость решения проблем эффективного собственника обусловили трансформацию  Программы реформирования экономики  России в 90-е годы от вопросов макроэкономической стабилизации, до структурной перестройки  и удвоения ВВП в течение 7-10 лет  до 2010 года.

Таблица 1.1

Информация о работе Экономика