Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:34, контрольная работа
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
Введение
Государство в рыночной экономике
Государство, как субъект рыночной экономики
Роль государства в современной рыночной экономике
Функции государства в современной экономике
Основные теории государственного регулирования экономики
Направления, методы инструменты регулирования экономики
Эволюция государственного регулирования в России
Заключение
Список использованной литературы
Другие представители
В 70-80-е годы XX века в экономической
и мысли и хозяйственной
Смешанная экономика ориентирована на достижение ряда целей: достижение сбалансированности совокупного спроса и предложения, эффективность хозяйствования; экономический рост и социальная справедливость. Хотя эти цели носят взаимно противоречивый характер, но их достижение возможно в некоторых пределах. Сущность регулирования в смешанной экономике состоит в создании и использовании такого разнообразия инструментов и методов, которое по уровню сложности в состоянии обеспечить эффективное воспроизводство всех форм собственности и механизмов регуляции рыночного типа.
Доктрину «пусть все идет, как идет» В. Ойкен трансформировал в концепцию социального рыночного хозяйства с особой ролью государства, которое должно установить некоторые условия порядка из хаоса свободного рынка[4]. Необходимость упорядочения функционирования конкурентного рынка вызвана слабостью его внутренних сил. Эффективность функционирования рынка может быть обеспечена на основе принципа дополнительности усилиями государства. Цель государственного влияния состоит в создании организационных внешних условий прохождения широко понимаемых конкурентных рыночных процессов, но не подмена этих процессов. Поэтому спектр деятельности государства включает:
- формирование конкурентного
- создание условий по
- создание порядка
В неоклассицизме, ориентированном
на признание принципов
Представители институционального направления экономической мысли исходят из системного характера связи экономики, технологии, нормативно-правовой и нравственной стороны жизни общества[6]. В жизнедеятельности современных стран происходит усложнение социальен-экономических взаимосвязей, что требует субъекта, не уступающего по уровню сложности происходящим процессам. Можно отметить такие направления усложнения социально-экономической жизни общества:
1. Интересы отдельных
2. Образование монополий смещает
центр влияния от
3. Неоднородность рыночной среды
(монополии, средние и мелкие
предприниматели)
Необходимость активной роли государства оценивается положительно, но на определенных условиях. В частности Д. Бьюкенен и его сторонники предлагают несовершенства рынка преодолеть посредствам распространения правил рынка на проводимые государством политические процедуры, которые служили бы достижением общественного согласия.
Механизм государственного регулирования
эволюционирует вместе с повышением
роли эффекта масштаба производства,
усложнением экономической
Выбор направлений регулирования
предопределен состоянием экономической
системы данной страны по основным
социально-экономическим
- экономический рост на основе политики инноваций, наиболее органичных для экономики данной страны, обеспечивающих достижение и сохранение ею конкурентных преимуществ;
- вовлечение частного бизнеса на путь инновационного развития посредством системы государственных заказов и закупок. Это могут быть различные плановые контракты и государственные заказы для частного сектора экономики на конкурсной основе;
- создание благоприятной институциональной среды, организационных и экономических условий для национальных производителей, разрабатывающих значительные общенациональные экономические проекты, сопряженные с риском и незначительной прибылью;
- разработка системной долгосрочной экономической стратегии;
- ориентация социально-экономического развития на долговременные пропорции производственного и непроизводственного потребления;
- формулирование долговременных социально и экономически оправданных пропорций между эффективностью и справедливостью, направленных достижение общественного согласия;
- включение в механизм государственного регулирования звеньев экономической системы на всех ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном, коммунальном).
Способы, методы и инструменты государственного
регулирования экономики
Правовые методы - представляют систему законодательных норм и правил, которые определяют структуру форм собственности и систему соответствующих правомочий. От них зависит содержание контрактов, условия их заключения, обязательства сторон.
Административные методы - это меры разрешения, запрещения и принуждения, регулирующие через лицензии, квоты уровень цен, валютный курс, стандарты потребляемых товаров и услуг, размеры минимальных социальных стандартов в области социальной политики и др.
Экономические методы - это совокупность мероприятий денежно-кредитного, финансового и организационно-целевого характера, ориентированных на регулирование совокупного спроса и предложения, структуру национальной экономики, инновационно-инвестиционный процесс. К ним могут быть отнесены меры Центрального банка по определению объема денежной эмиссии, дифференциация уровня налогообложения в зависимости от социально-экономической значимости видов деятельности, ограничение объема валютных операций посредством регулирования ставки рефинансирования, предоставление банкам синдицированного кредита с целью кредитования реального сектора экономики, разработка целевых программ по реализации национальны проектов, структурной перестройке.
Методы регулирования прямого действия основаны
на властных функциях государства по поддержанию
или достижению необходимого экономического
и хозяйственного результата деятельности
субъектов экономической жизни общества.
Это может быть ограничение или поддержка
частного бизнеса, расширение или сжатие
государственного сектора экономики Средствамикосвенного воздейств
Как и всякие экономические меры отмеченные также имеют недостатки, которые проявляются в сохранении неоправданно высоких издержек производства, ослаблении конкуренции. В пределах указанных методов регулирования экономики применяются инструменты денежно-кредитного, налогового, бюджетного характера и др. В качестве их иллюстрации можно выделить лицензирование, тарифы, валютные интервенции, налоговые ставки, займы, прогнозы и др.
Исходным пунктом особой роли государства в России является первоначальная отделенность родо-территориальной принадлежности населения от собственности на землю, жалуемой государем не в собственность, но в пользование. Такую же роль сыграло отсутствие родового начала в социально-организованной жизни населения Владимиро-суздальского, а затем Московского княжества в виде веча, замещенного великокняжеским правлением.[7]
Государство всегда вмешивалось в
действия субъектов экономической
жизни, о чем свидетельствует
опыт большинства стран, в том
числе и России. В России в силу
сложившейся социально-
Современный этап социально-экономического
развития в России проходит при активном
преобразующем начале государства,
направленном на решение ряда проблем
трансформационной экономики. Основные
преобразовательные процессы в Росси
происходят посредством изменения
структуры форм собственности и
механизма координации
Переход от центрального управляемого
хозяйства к экономике с
Поскольку в России опыт рыночной
селекции предпринимательства крайне
мал, то пионеры приватизации должны
быть «убиты», но не в физическом смысле,
а в плане необходимости
Процесс трансформации экономики
России не означает исчезновение государства
как регулятора процесса становления
рыночных отношений. Наблюдаемые приспособительные
процессы в экономической системе
России означают, что необходимые
быстрые директивные методы государство
использовало для формирования правого
механизма новых отношений
Таблица 1.1