Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3-4
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Расчет коэффициента точечной и дуговой эластичности спроса. Основные факторы эластичности спроса. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию………………..5-17
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса…..18-21
3. Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения. Факторы эластичности мгновенная, краткосрочное и долгожданное равновесие……….22-25
4. Практическое значение анализа эластичности………………………………..26-27
Заключение…………………………………………………………………………28-29
Список использованной литературы……………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 2.15 Мб (Скачать документ)

Определение точечной эластичности иллюстрируется на рисунке 1.

Чтобы определить эластичность при цене Р, следует установить наклон кривой спроса в точке А, т. е. наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке. Если прирост цены (ΔP) незначителен, прирост объема (ΔQ,), определяемый касательной LL, приближается к действительному. Из этого вытекает, что формула точечной эластичности представляется таким образом:

 

 

Рисунок. 1. Точечная эластичность

Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос  будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля – спрос неэластичен.

Дуговая эластичность – примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или  эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.

Эластичность спроса по цене – это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на рис. 2 изображено точкой М.

Рисунок. 2. Дуговая эластичность

Дуговая эластичность математически  может быть выражена таким образом:

где P– начальная цена;

Q– начальный объем спроса;

P– новая цена;

Q– новый объем спроса.

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с  относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

Коэффициент дуговой  эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.

Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5 % от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

Основные  факторы эластичности спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба  и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в  эластичности спроса объясняются также  значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

 Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию

Под спросом  понимают потребность, обеспеченную деньгами и предъявленную на рынке. Потребность — это желание или необходимость покупателей обладать (пользоваться) данным продуктом (услугой), нужным для воспроизводства жизни (в производственной сфере — обеспечения производственного цикла) и поддержания определенного ее уровня. Спрос характеризуется объемом, потребительским потенциалом, структурой, эластичностью, сезонностью.

Объем спроса зависит  от следующих факторов: 

- количества населения (N); 

- структуры потребностей  населения (Wi) — доля затрат на потребление i-го продукта в общей структуре затрат; 

- уровня  доходов потребителей (Z); 

- цены  на продукты (Pi — цена единицы i-го продукта).

Спрос (D) рассчитывается по формуле

D = NWiZ / Pi

Для изучения спроса на сельскохозяйственную продукцию  принципиально важна ее классификация, поскольку в аграрном секторе  производятся разнообразные продукты и факторы, определяющие спрос и предложение на них, различны.

Продукцией  сельского хозяйства являются как  потребительские товары, так и  средства производства.

Потребительские товары служат непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей.

Средства производства необходимы для производства другой продукции.

Потребительские товары сельскохозяйственного происхождения  — это преимущественно пищевые продукты. Однако некоторые товары получают в процессе производства продуктов питания (например, шкуры, шерсть). Кроме того, сельскохозяйственная деятельность включает производство технических культур: льна, конопли и др.

При изучении спроса необходимо различать понятия  «потребление» и «спрос». Под потреблением понимают физический объем реально потребленных продуктов питания. М.Трейси определяет спрос как обеспеченное деньгами желание потребителя приобрести некоторое количество продуктов питания.

При определении  индивидуального спроса на продукты питания необходимо учитывать поведение  покупателей на рынке. В экономической литературе приводится следующая классификация типов поведения (по Е. Штрайслеру): 

- рациональное;  

- импульсивное, или эффектное; 

- по  привычке; 

- социально  обусловленное.

Рациональное поведение. Хозяйствующий субъект ведет себя рационально, если он пытается, используя имеющиеся у него возможности, достичь максимального или желаемого успеха.

Рациональное поведение  означает, что человек сознательно  использует средства для достижения цели при наилучшем применении имеющейся в его распоряжении информации. Оно включает сбор и использование информации, формулировку цели, поиск аргументов против иных возможностей применения имеющихся ресурсов; не зависит от поведения отдельных лиц, оценки окружающими людьми и подчинено прагматическому расчету.

Рациональное поведение  наиболее часто проявляется при  решениях, связывающих большую часть доходов, а именно: при часто повторяющихся покупках; сильных изменениях доходов и цен; долгосрочном снижении доходов. Типично для большинства предпринимателей.

Импульсивное, или аффектное, поведение определяется случайностями и экономически необъяснимо. Оно обнаруживается преимущественно при покупке мелочей и товаров неповседневного спроса.

Уровень затрат потребителя  на приобретение малозначащей покупки  зависит от нескольких причин: его личности; доходов; периода, прошедшего после получения дохода; меры занятости; покупательских привычек социального окружения.

Представляет интерес  выявление воздействия аффектного поведения на кривую спроса. Вероятность того, что товар будет выбран, находится в обратной зависимости от его цены. Если цена низкая, более вероятно, что товар будет куплен. Для аффектного поведения типична снижающаяся кривая спроса.

Поведение по привычке зависит от произведенных ранее покупок. Оно основано на социальных традициях либо психологическом сопротивлении изменению поведения. Наиболее распространенным примером поведения в силу привычки является наследование привычек от родителей и друзей.

Поведение в силу привычки может быть также выражением рационального поведения, поскольку при постоянно повторяющихся покупках на основе рационального мышления возникает «правильное» решение. Это проявляется чаще всего при покупке продуктов питания.

Поведение в силу привычки предполагает снижение кривой спроса, так как для отдельных домашних хозяйств характерна обратная зависимость изменения цен от изменения возможности выбора. При этом под домашним хозяйством понимают экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. К домашним хозяйствам в экономической литературе относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Социально обусловленное поведение зависит в значительной степени от активности и норм поведения окружающих, а также оценки ими потребительских стоимостей. По мнению Т. Веблена, многие потребительские товары оцениваются не только в отношении их прямой пользы, но и с учетом престижа, связанного с их наличием, социального статуса, который они придают их владельцу.

Социально обусловленному поведению свойственны три эффекта.

Эффект  Веблена. Уровень цены товара определяется его пользой. Если ковры сотканы вручную и имеют естественную окраску, они пользуются большим спросом у покупателей, чем ковры, изготовленные на машинах с применением химических красок.

Эффект  сноба. Товар высоко оценивается потому, что он производится в малом количестве и может быть куплен ограниченным числом людей. Его особая стоимость определяется возможностью исключительного потребления.

Эффект  попутчика. Прирост пользы оказывает воздействие на цены через рост числа потребителей. Например, многие вещи субъективно оцениваются как красивые, если они модны.

Социально обусловленное  поведение определяет аномальный ход  кривой спроса.

Как показывает практика, при исследовании влияния различных  экономических факторов на спрос необходимо исходить преимущественно из рационального поведения субъектов рынка. Эти подходы типичны для экономической теории спроса в целом.

Количественная  и стоимостная оценка спроса

Общий спрос на продукцию  на стадии потребления внутри страны должен быть идентичным сумме спроса отдельных индивидуумов.

Спрос учитывается  в количественной и стоимостной формах.

Количественно спрос может оцениваться в физических единицах. Однако такая оценка для продуктов питания в целом или отдельных  их групп (например, суммирование растительных или животных продуктов) не имеет смысла. В этом случае динамика  «количественного спроса прослеживается по агрегированным продуктам путем определения стоимостного объема.

Стоимостный объем (Y) рассчитывают методом умножения запрашиваемого или потребляемого количества различных продуктов производства текущего года на цены базисного года с последующим суммированием полученных результатов:

n

У   =   ∑ pi0qit 

i=1

где р, ——цен i -го продукта базисного года; qit — количество i-го продукта текущего года; п — количество продуктов.

Стоимостный спрос — это объем потребленной продукции, умноженный на текущую рыночную цену.

Определяющие  факторы спроса. концепция кривой спроса

С помощью  экономической теории спроса может  быть дано объяснение зависимости спроса домашнего хозяйства на потребительские товары от объективных и субъективных факторов. Эта зависимость описывается функцией спроса, которая показывает, от каких переменных он зависит:

q1 =  q1D  (p1,  p2,  y, λ),

где q1D  — запрашиваемое количество продукта 1 p1— цена продукта 1; р—цены на все продукты, которые, кроме товара 1, входят в круг желаний домашнего хозяйства; у — доходы домашнего хозяйства; λ — потребительская структура и предпочтения домашнего хозяйства.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения