Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3-4
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Расчет коэффициента точечной и дуговой эластичности спроса. Основные факторы эластичности спроса. Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию………………..5-17
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса…..18-21
3. Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения. Факторы эластичности мгновенная, краткосрочное и долгожданное равновесие……….22-25
4. Практическое значение анализа эластичности………………………………..26-27
Заключение…………………………………………………………………………28-29
Список использованной литературы……………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 2.15 Мб (Скачать документ)

 

 

Ценовая эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESPрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

 

где Qи Q— первоначальный и текущий объем предложения; Ри Р— первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости  от значения коэффициент эластичности предложения выделяю.:

- неэластичное  предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

- эластичное  предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;

- предложение  с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;

- абсолютно  эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);

- абсолютно  неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.

Эластичность  предложения по цене определяется рядом  факторов, наиболее весомые из которых  следующие:

1. Эластичность  предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение  товара будет эластично, если  технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическое значение анализа эластичности

 

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда.

Возможна ситуация, когда  повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки  в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения.

Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в  курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом.

Значение эластичности в микроэкономическом анализе.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

  1. определить размеры производства отдельных товаров и услуг;
  2. изучить поведение потребителей;
  3. планировать ценовую политику предприятия;
  4. формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;
  5. прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.

Практическое  значение коэффициента эластичности.

Проведение разумной ценовой политики предприятия немыслимо  без понимания того, как понижение стоимости на продукцию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке.

Подсчитывать, как изменяется объем продаж того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по разному. Например, в тоннах, штуках и т.д. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят. Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев.

Такой коэффициент называется коэффициентом эластичности. Его  можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

 

Заключение

 

Рассмотрев  тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.

 

Список использованной литературы

 

  1. Жеребин, В.М. Экономика домашних хозяйств / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ, 1998. 231 с.
  2. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. 13-е изд.  М.: ИНФРА-М, 1999. С. 81–83.
  3. Миксюк, С.Ф. Конечное потребление домашних хозяйств: исследование динамики и анализ структуры / С.Ф. Миксюк,  Е.А. Назарова // Экономический бюллетень.  2005.  № 10. С. 13–20.
  4. Статистический ежегодник 2007. Минск: УП Минстата Республики Беларусь «Главный вычислительный центр», 2007. С. 154–183.
  5. Суринов, А.Е. Доходы населения: опыт количественных измерений /А. Е. Суринов. М.: Финансы и статистика, 2000. 430 с.
  6. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.  М.: ИНФРА-М, 1997.  С. 242–259.
  7. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: учебник /под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С. 232–252.
  8. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой.  Минск: БГЭУ, 2006. С. 209–212.




Информация о работе Эластичность спроса и предложения