После распада СССР
экономическая система Республики
Беларусь претерпела серьезные преобразования,
которые качественно изменили ее
тип. Сегодня она характеризуется
как социально ориентированная
рыночная экономика. При этом экономический
механизм национальной электроэнергетики
принципиально не изменился. Он сложился
на протяжении нескольких десятилетий
для условий плановой экономики и централизованного
государственного управления. Целый ряд
важнейших проблем не могут быть решены
в рамках существующего организационно-экономического
построения отрасли. Это тормозит повышение
эффективности энергопроизводства, обновление
производственных фондов и является источником
непрерывного роста тарифов.
1.Отсутствие экономических
стимулов сокращения себестоимости
энергии. В рамках существующего
хозяйственного механизма у предприятий
энергетики нет экономических
стимулов сокращать издержки
производства, передачи и распределения
энергии. Имеются в виду именно
экономические, а не административные
стимулы. Целевые задания по
снижению расхода топлива, энергосбережению
и другие, которые увязываются
с распределением премиального
фонда, вынуждают энергопредприятия
искать резервы снижения себестоимости.
Однако всегда остаются возможности
и уловки выполнить целевые
показатели "на бумаге". В теории
монополии такая ситуация хорошо
известна и описывается эффектом
"Х-неэффективность" и проблемой
"регулятор — регулируемый".
Их суть в том, что регулятор
(государство) никогда не сможет
адекватно оценить действительные
издержки монополии, а у послед
ней всегда есть возможность
"компенсировать экономию" за
счет роста нерегулируемых статей
затрат [1].
2.Отсутствие прозрачности
финансовых потоков в отрасли.
При организации электроэнергетики
на базе вертикально интегрированных
РУП облэнерго отсутствует четкое
разделение затрат между фазами
производства (в энергетике выделяют
3 фазы технологического цикла
— генерация энергии, передача,
распределение). Происходит "калькулирование"
затрат, а не управление ими.
Затраты на ремонт и эксплуатацию
генерирующих источников, основной
и распределительной сети включаются
в суммарные издержки соответствующего
РУП, что во многих случаях
не позволяет определить эффективность
функционирования и инвестирования
конкретного энергетического объекта.
Как известно из теории фирмы,
такой принцип учета издержек
называется "принципом общего
котла". Следовательно, невозможно
выявить "центры затрат", гибко
ими управлять, затруднено внедрение
современных методов финансового
планирования и мониторинга, отсутствует
целостная информативная картина
образования издержек в отрасли.
Более того, существующая система
учета затрат препятствует совершенствованию
тарифной политики. Без раздельного
учета затрат невозможен переход
на предельные цены, к ценообразованию
по точкам присоединения электрической
сети.
3.Экономическая разобщенность
предприятий энергетики, принадлежащих
одной технологической фазе энергопроизводства
и одному иерархическому уровню
энергосистемы. Действующая организационная
структура энергоотрасли представляет
собой горизонтально-дезинтегрированную
систему (пли вертикально интегрированную
но географическому признаку
в рамках РУП-облонерго). В состав
каждого из шести РУП-облэнерго
входят объекты, которые принадлежат
к различным фазам технологического
цикла енергопроизводства и относятся
к различным иерархическим уровням
энергосистемы.
В Белорусской энергосистеме
можно выделить 3 иерархических уровня.
Первый уровень
— объекты республиканского назначения.
К ним относятся крупные электростанции,
линии электропередачи и трансформаторные
под станции, имеющие республиканское
значение. К объектам первою уровня
относятся, например, Лукомльская и
Березовская ГРЭС, межсистемные ЛЭП
330 и 750 кВ, трансформаторные подстанции
республиканского значения. Это такие
объекты, режим работы которых является
определяющим для всей энергосистемы.
Энергосистема, благодаря объектам
республиканского назначения, функционирует,
как единое целое,, что способствует
максимально действенному использованию
эффекта масштаба в энергопроизводстве.
Второй уровень
— это объекты областного значения.
К ним могут быть отнесены ТЭЦ,
обеспечивающие областные города тепловой
энергией, линии электропередачи 110
кВ и подстанции данного напряжения.
Третий уровень
— это объекты местного, локального
значения. К ним мо гут быть отнесены
ТЭЦ небольшой мощности, линии
электропередачи 0,4 — 35 кВ, трансформаторные
подстанции 10-35 кВ.
При нынешней организационной
структуре энергоотрасли возникает
противоречие, обусловленное тем, что
объекты республиканского значения
"разбросаны" по хозяйственным
субъектам областного значения. Это
относится как к электростанциям
республиканского значения, так и
к основной электрической сети, которая
ведомственно распределена по РУП, хотя
представляет собой единый целостный
технологический организм в масштабе
Республики Беларусь. В свою очередь
основная электрическая сеть в пределах
РУП "рас членена" по филиалам
электрических сетей, которые силами
служб ЛЭП и подстанций в 35 кВ
и выше обслуживают объекты этой
сети, находящиеся на территории соответствующих
филиалов.
4.Перекрестное субсидирование
между группами потребителей
электроэнергии. При среднем тарифе
в энергосистеме равном 5,35 центов/кВт-ч
и средней себестоимости 3,85 центов/кВт-ч
население оплачивает по 3,49 цен
тов/кВт-ч, что составляет 90,7 % от
себестоимости и 61,5 % от среднего
тарифа. Недоплату принимают на
себя другие потребители, в
частности, промышленные. Анализ
показывает, что значения тарифов
для разных групп потребите
лей различаются от наименьшего
2,96 центов/кВт-ч для сельхозпроизводства
до наибольшего 6,7 центов/кВт-ч
для промышленных потребителей
до 750 кВА. Сама дифференциация
тарифов по группам потребителей
не вызывает возражений, так как
различные потребители в зависимости
от режима их электропотребления
и удаленности от источников
питания вызывают различные затраты
в энергосистеме по производству и передаче
электроэнергии. Вызывает возражение
необоснованное появление льготных групп
потребителей. Это, с одной стороны, ведет
к ухудшению финансового положения и росту
энергоемкости производимой продукции
предприятий, не имеющих льгот, с другой
стороны, у предприятий-льготников отсутствует
стимул проведения мероприятий по повышению
эффективности энергоиспользования.
5.Отсутствие конкуренции
между поставщиками сервисных
(ремонтных) и научно-проектных
услуг. Фактически конкуренция
существует лишь номинально. Причиной
является то, что ремонтные и
научно-проектные предприятия аффинированы
с концерном "Белэнерго". Отсутствие
конкуренции между поставщиками
услуг приводит к негибкости
цен и к их завышению.
Как видно, все названные
проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Решение каждой по отдельности вне
системного плана реформирования энергокомплекса
невозможно. Сравнительно стабильное
финансово-экономическое состояние
электроэнергетики не должно вводить
в заблуждение. Оно возможно благодаря
факторам, лежащим преимущественно
вне отрасли: отсутствию существенного
роста электропотребления; улучшению
финансового состояния основных
потребителей энергии, вызванного проводимой
государством экономической политикой;
активной работе правительства по стимулированию
100 /о-й оплаты энергопотребления. В
случае, если хоть один из факторов перестанет
действовать, обострение указанных
проблем может привести к неспособности
энергетики удовлетворять требованиям
надежности и экономичности энергоснабжения.
Необходимо незамедлительное реформирование
существующего экономического механизма
отрасли. Минимально возможные тарифы
на энергию при требуемом уровне
надежности — это критерий оптимальности
новой организационно экономической
модели электроэнергетики. Современная
модель этим требованиям не удовлетворяет.
Минимизация тарифов
может быть достигнута лишь при внедрении
в существующий механизм хозяйствования
экономических стимулов снижения затрат,
а надежность — при сохранении
существующей системы централизованного
иерархического диспетчерского управления.
Для того чтобы экономические
стимулы заработали, необходимо реформировать
организационную структуру отрасли.
При наличии единых, недифференцированных
по областям Беларуси тарифов на электроэнергию,
калькулирование издержек в рамках
РУП не имеет экономического смысла.
Экономический смысл имеет учет
затрат не по географическому, а по
технологическому принципу. В любой
современной вертикально-интегрированной
компании знание издержек на каждом этапе
технологического цикла является основой
системы управленческого учета.
Не зная сколько и где мы тратим,
невозможно снижать расходы, проводить
гибкую тарифную политику, не допускать
монопольной дискриминации потребителя.
Следовательно, важнейшим этапом реформы
является разделение затрат (в западной
литературе — "разделение счетов")
генерирующих, передающих и распределительных
компаний [2]. Прибыль должна перестать
быть счетной (калькулируемой) величиной
и должна отражать результаты хозяйственной
деятельности.
Однако видеть центры
затрат и управлять ими — не
одно и то же. Надежность энергоснабжения
может быть обеспечена лишь при существовании
на энергорынке крупных, финансово
самодостаточных компаний. Эти энергокомпании,
учитывая условия Беларуси, должны
осуществлять модернизацию преимущественно
на основе самофинансирования. Значит,
вместо существующих РУП-облэнерго
необходимо создать энергокомпании.
Принципом их формирования будет
являться принадлежность энергопредприятий
одному иерархическому уровню и одной
фазе производства. В результате, в
белорусской энергосистеме сформируются
генерирующие, сетевая и распределительно-сбытовые
энергокомпании. Таким образом, произойдет
консолидация энергоактивов. На конкурентный
режим работы должны быть переведены
сервисные и научно-проектные
предприятия.
Созданные на основе
технологического и иерархического
принципа энергокомпании смогут проводить
единую технологическую политику. Формирование
оптового рынка энергии и переход
от затратного принципа оптимизации
по технологическим характеристикам
энергоблоков к оптимизации по экономическим
характеристикам энергокомпаний позволит
проводить загрузку энергоисточников
исходя из минимума полной себестоимости,
а не только ее топливной составляющей.
Интересно, что СП. Ткачев рассматривает
возможность введения в "систему
закупок государственной структуры
по закупкам электроэнергии или прибыли,
получаемой от реализации импортной
энергии" [3, 17]. Внедрение единого
закупщика энергии — основополагающий
принцип реструктуризации национальной
электроэнергетики в связи с
тем, что белорусская энергосистема
представляет собой классический пример
энергосистемы теплофикационного
типа [4].
Инвестиционные возможности
и климат в электроэнергетике
во многом определяется тарифной политикой.
Можно сказать, что
в настоящее время основная диспропорция
в тарифах ликвидирована. Однако
у нас еще остались перекосы в
тарифах среди промышленных групп
потребителей за счет наличия значительной
доли потребителей энергии, имеющих
льготный тариф.
В перспективе тарифы
должны отражать реальную стоимость
первичных энергоносителей, используемых
для выработки энергии, и вынуждать
потребителей использовать энергию
наиболее эффективно. Необходимо обеспечить
возмещение затрат предприятий на производство,
транспорт и распределение энергии,
на стимулирование инновационной, инвестиционной
и энергосберегающей деятельности хозяйствующих
субъектов, создание стимулов для повышения
эффективности производства.
Многие из существующих
проблем отрасли являются следствием
структурных недостатков энергетики.
Действующая вертикально
интегрированная структура электроэнергетики
не обеспечивает в достаточной степени
необходимой заинтересованности и
стимулов для инвестиций, инноваций,
модернизации и повышения эффективности
энергетического производства. Энергетические
предприятия не получают адекватного
прироста прибыли за счет снижения
себестоимости продукции. Для приведения
структуры управления в отрасли
в соответствие с формирующимися
социально-экономическими и имущественными
отношениями в республике, создания
условий конкуренции в производстве
и сбыте тепловой и электрической
энергии необходимо проведение структурных
преобразований.
Однако очевидно,
что проводимые преобразования в
электроэнергетике должны осуществляться
таким образом, чтобы наряду с
внедрением новых, несомненно, прогрессивных
экономических отношений не допустить
потери тех положительных сторон
и преимуществ, которыми характеризуется
белорусская энергетика на протяжении
всех предыдущих лет ее существования.
К этим преимуществам
можно отнести:
Надежное энергоснабжение
потребителей республики.
Возможность оптимизации
режимов работы энергосистемы, что
обеспечивает экономию топливных, трудовых
и финансовых ресурсов.
Высокий уровень
живучести энергосистемы, ее устойчивость
к авариям.
Сохранение управляемости
энергосистемы во внештатных ситуациях.