Электроэнергетика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание

Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат бел-я.docx

— 42.38 Кб (Скачать документ)

Предполагается, что  реформирование электроэнергетики  будет происходить путем разделения по видам деятельности, формирования рыночных структур, организации оптового рынка электроэнергии и мощности, акционирования в условиях государственного регулирования без изменения  формы собственности предприятий. Процесс реструктуризации планируется  провести поэтапно — в течение  периода от 6 до 10 лет. 

В настоящее время  разработано 4 альтернативных варианта реструктуризации электроэнергетики, которые опубликованы в №38 “Строительство и недвижимость”. Отличия этих вариантов  заключаются в сохранении либо ликвидации концерна “Белэнерго” на период проведения реформ, а также в вопросах разгосударствления и приватизации предприятий электроэнергетики. 

Перед электроэнергетической  отраслью поставлены стратегические задачи, которые предстоит решать в условиях изменения структуры отрасли, модели экономики в республике и внешних  экономических факторов: 

Развитие, реконструкция  и модернизация электростанций, тепловых и электрических сетей. 

Повышение эффективности  производства, надежности и технического уровня энергосистемы. 

Привлечение внешних  инвестиций в электроэнергетику. 

Увеличение объемов  экспорта продукции и услуг. 

Совершенствование экономических механизмов снижения затрат и издержек производства; 

Улучшение финансового  состояния отрасли и переход  на тарифы, покрывающие затраты производства, транспорта и сбыта энергии; 

На протяжении последнего десятилетия электроэнергетика, обладая  значительным запасом прочности, практически  дотировала различные отрасли, поддерживая  социальную, бюджетную, сельскохозяйственную сферы экономики за счет системы  перекрестного субсидирования, неплатежей потребителей, целого ряда льгот и  отсрочек платежей. Общество только сейчас начинает приходить к пониманию того факта, что энергия является товаром, причем товаром дорогим. Даже у такого мощного комплекса, как электроэнергетика, существует предел возможностей, поэтому вопросы экономического и финансового оздоровления, надежной работы уже сейчас исключительно актуальны и требуют принятия неотложных мер. 

Конгресс организован  с целью открытого обмена мнениями по широкому спектру проблем, поиска эффективных путей их решения. Энергетики заинтересованы в установлении деловых  контактов с серьезными компаниями, поставщиками электротехнического  и тепломеханического оборудования для модернизации и реконструкции  объектов энергетики, обеспечения передовых  экологических и энергосберегающих  стандартов. 

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ 

Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса  будет направлено на надежное и бесперебойное  снабжение народного хозяйства  и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами. Важнейшими задачами ТЭК на 2006—2010 гг. являются: устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий комплекса на основе эффективного использования топлива  и энергии; активизация процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов за счет собственных средств, внешних инвестиций и других привлеченных средств; реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; обеспечение  рациональной структуры топливно-энергетического  баланса, н том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива; совершенствование системы управления предприятиями комплекса. Решение  этих задач позволит в 2006—2010 гг. снизить  энергоемкость ВВП и приблизиться к уровню европейских стран. 

С целью накопления необходимых инвестиций для обновления основных фондов концерном «Белэнерго»  проводится активная политика по привлечению  иностранных инвестиций. Часть кредита  Правительства КНР для реализации проекта модернизации Минской ТЭЦ-2 будет осуществлена в рамках межгосударственной договоренности. 

Концерн «Белэнерго»  предпринимает усилия по развитию экспортного  потенциала отрасли как в сфере  экспорта электроэнергии, так и в  сфере экспорта услуг строительных организаций и экспорта научно-технической  продукции, сотрудничества в сфере  развития межгосударственных электрических  связей, реализации совместных энергетических проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой, Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией, Италией. Со странами Балтии и Россией изучается вопрос о целесообразности и возможности синхронного присоединения к сетям ОСТЕ. 

Концерн «Белэнерго»  принят в 2004 г. в качестве ассоциированного члена в состав «Евроэлектрик», что  позволит создать синхронную (уже  созданную на технической основе) сеть не только с Российской Федерацией, но п европейской системой в целом. 

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является активным участником международных  энергетических организаций. Для привлечения  иностранных инвестиций Беларусь в 1992 г. в числе 52 стран подписала  Договор к Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ). 

ЕЭХ — это декларация политического намерения стимулировать  сотрудничество между Востоком и  Западом в области энергетики, а договор является юридически обязательным многосторонним документом, конкретно  посвященным межправительственному  сотрудничеству в энергетическом секторе. 

Также принята концепция  реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в  целях определения подходов по совершенствованию  управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию  и рыночные отношения в области  производства и продажи электрической  и тепловой энергии, создание условий  для привлечения инвестиций и  адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в  области электроэнергетики. 

Концепция разработана  с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также  Государственная комплексная программа  модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 года № 575). 

Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы  вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные  договоры с участием Республики Беларусь. 

Это, в частности, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о  формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте). 

Внешние факторы  обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической  энергии (мощности). 

Конечной целью  реформирования Белорусской энергосистемы  должно стать: 

·  создание республиканского оптового рынка электрической энергии(мощности); 

·  разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу  электрической и тепловой энергии; 

·  обеспечение  прозрачности затрат на всех стадиях  производства, передачи, распределения  и продажи электрической и  тепловой энергии; 

·  формирование привлекательные  условий для инвесторов в электроэнергетике  с целью реализации программы  модернизации; 

·  повышение заинтересованности на местах в результатах финансово-хозяйственной  деятельности; 

·  формирование рыночных структур и организация республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности); 

·  обеспечение  надежного и эффективного функционирования Белорусской энергетической системы  в результате создания единой системообразующей  сети РУП "Белорусская сетевая  компания"; 

·  акционирование производящих и продающих электрическую  и тепловую энергию организаций; 

·  сохранение устойчивого  функционирования Белорусской энергетической системы и ее технической управляемости. 

В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность  энергетического производства. 

С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской  энергетической системы. 

Оценку уровня энергетической безопасности предложено осуществлять на базе индикаторов, количественно  характеризующих ее состояние и  степень угроз на основе: 

установления текущих  и ожидаемых значений индикаторов;  

сопоставления их значений с пороговыми (предельно допустимыми) уровнями;  

определения качественного  состояния энергетической безопасности, которое предполагается характеризовать  как нормальное (Н), предкритическое (ПК), критическое (К).  

Разработаны 12 значений индикаторов энергетической безопасности и установлены их пороговые уровни. При этом впервые использован  новый показатель, имеющий определяющее значение для характеристики и контроля над процессом потребления энергоресурсов, — энергоемкость ВВП, исчисляемая  в килограммах условного топлива  на доллар США по паритету покупательной  способности (ППС).  

Ключевым моментом в определении путей развития энергокомплекса с целью обеспечения  энергетической безопасности стало  научное обоснование и разработка структуры топливно-энергетического  баланса (ТЭБ) страны до 2020 г. с детальным  анализом всех энергоносителей (включая  потребность в энергоресурсах, общее  потребление ТЭР, прогноз потребления  электрической и тепловой энергии, пиковой мощности).

 Топливно-энергетический  баланс является наиболее унифицированным  инструментом, с помощью которого  государство способно оценивать  состояние и прогнозировать развитие  не только топливно-энергетического  комплекса, но и экономики страны  в целом. Более того, в современном  мире именно баланс топлива  и энергии является стержнем  экономической политики. 

Разработка ТЭБ  Республики Беларусь на период до 2020 г. базировалась на глубоком анализе мировых  тенденций развития топливно-энергетических балансов государств-лидеров и прогнозных показателях социально-экономического развития страны. При этом нами использован  вариантный принцип его построения, иными словами, в основу легли  расчеты минимально допустимого  количества и пропорций энергоресурсов, чтобы гарантированно обеспечить высокие  экономические показатели на перспективу. Оптимизацию топливно-энергетического  баланса следует рассматривать  как постоянный процесс. Параметры  соотношения видов топлива должны определяться исходя из широкого круга  факторов, вплоть до прогнозирования  технического прогресса и изменений  конъюнктуры на мировом рынке. 

В основу оптимальности  ТЭБ заложен критерий максимальной энергетической безопасности и экономической  эффективности. При обеспечении  ускоренного роста ВВП к 2020 г. (за расчетный период планируется  увеличить его в 3,2 раза) объемы валового потребления ТЭР возрастут с 37,05 в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том  числе электроэнергии — с 35 до 50,3 млрд кВт•ч. 

Для выполнения прогнозных показателей ТЭБ разработаны  мероприятия по диверсификации видов  топливно-энергетических ресурсов. К 2020 г. важное значение приобретут новые  виды энергоносителей: 

ядерное топливо  — до 5 млн т у.т. (около 11%) путем  строительства собственной АЭС;  

каменные угли —  в объеме не менее 3 млн т у.т. (7,2%);  

бурые угли — 0,2—0,4 млн  т у.т. (0,5—0,9%) с целью получения  новых видов жидкого топлива, ранее не применявшихся в Республике Беларусь.  

Доля использования  местных видов топлива возрастет  с 2,5—3,0 млн т у.т. в 2005—2006 гг. до 6,7—6,9 млн т у.т. к 2020 г.

 Эти факторы  должны обусловить значительное  снижение в ближайшей перспективе  количества природного газа, используемого  в выработке тепловой и электрической  энергии, — с 81% в 2005 г. до 57—43% к 2020 г., в потреблении котельно-печного  топлива (КПТ) — с 81 до 61—51%. Объем доминирующего поставщика  энергоресурса (природного газа) уменьшится с 83 до 64—57%. При этом  предусмотрено достичь для основного  индикатора — энергоемкости ВВП,  а также еще шести показателей  энергетической безопасности (таких  как доля собственных энергоресурсов  в балансе котельно-печного топлива,  доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и  электрической энергии, доминирующего  поставщика энергоресурсов в  потреблении валовых ТЭР, износ  основных производственных фондов  предприятий ТЭК, обеспеченность  емкостями для хранения запасов  КПТ (по газу и мазуту), отношение  инвестиций в предприятия ТЭК  к стоимости их основных производственных  фондов) такого уровня, который позволяет  обеспечить переход из предкритической  зоны (ПК) в нормальную (Н). То есть  семь индикаторов перейдут в  Н-зону. 

Информация о работе Электроэнергетика Беларуси