Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:52, реферат
Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Предполагается, что
реформирование электроэнергетики
будет происходить путем
В настоящее время
разработано 4 альтернативных варианта
реструктуризации электроэнергетики,
которые опубликованы в №38 “Строительство
и недвижимость”. Отличия этих вариантов
заключаются в сохранении либо ликвидации
концерна “Белэнерго” на период проведения
реформ, а также в вопросах разгосударствления
и приватизации предприятий электроэнергетики.
Перед электроэнергетической
отраслью поставлены стратегические задачи,
которые предстоит решать в условиях
изменения структуры отрасли, модели
экономики в республике и внешних
экономических факторов:
Развитие, реконструкция
и модернизация электростанций, тепловых
и электрических сетей.
Повышение эффективности
производства, надежности и технического
уровня энергосистемы.
Привлечение внешних
инвестиций в электроэнергетику.
Увеличение объемов
экспорта продукции и услуг.
Совершенствование
экономических механизмов снижения
затрат и издержек производства;
Улучшение финансового
состояния отрасли и переход
на тарифы, покрывающие затраты
На протяжении последнего
десятилетия электроэнергетика, обладая
значительным запасом прочности, практически
дотировала различные отрасли, поддерживая
социальную, бюджетную, сельскохозяйственную
сферы экономики за счет системы
перекрестного субсидирования, неплатежей
потребителей, целого ряда льгот и
отсрочек платежей. Общество только сейчас
начинает приходить к пониманию того факта,
что энергия является товаром, причем
товаром дорогим. Даже у такого мощного
комплекса, как электроэнергетика, существует
предел возможностей, поэтому вопросы
экономического и финансового оздоровления,
надежной работы уже сейчас исключительно
актуальны и требуют принятия неотложных
мер.
Конгресс организован
с целью открытого обмена мнениями
по широкому спектру проблем, поиска
эффективных путей их решения. Энергетики
заинтересованы в установлении деловых
контактов с серьезными компаниями,
поставщиками электротехнического
и тепломеханического оборудования
для модернизации и реконструкции
объектов энергетики, обеспечения передовых
экологических и
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-
Дальнейшее развитие
топливно-энергетического
С целью накопления
необходимых инвестиций для обновления
основных фондов концерном «Белэнерго»
проводится активная политика по привлечению
иностранных инвестиций. Часть кредита
Правительства КНР для
Концерн «Белэнерго»
предпринимает усилия по развитию экспортного
потенциала отрасли как в сфере
экспорта электроэнергии, так и в
сфере экспорта услуг строительных
организаций и экспорта научно-технической
продукции, сотрудничества в сфере
развития межгосударственных электрических
связей, реализации совместных энергетических
проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой,
Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией,
Италией. Со странами Балтии и Россией
изучается вопрос о целесообразности
и возможности синхронного присоединения
к сетям ОСТЕ.
Концерн «Белэнерго»
принят в 2004 г. в качестве ассоциированного
члена в состав «Евроэлектрик», что
позволит создать синхронную (уже
созданную на технической основе)
сеть не только с Российской Федерацией,
но п европейской системой в целом.
Топливно-энергетический
комплекс Республики Беларусь является
активным участником международных
энергетических организаций. Для привлечения
иностранных инвестиций Беларусь в
1992 г. в числе 52 стран подписала
Договор к Европейской
ЕЭХ — это декларация
политического намерения
Также принята концепция
реформирования Белорусской энергетической
системы. Данный документ разработан в
целях определения подходов по совершенствованию
управления энергосистемой путем создания
финансово устойчивых энергетических
организаций. Он предполагает конкуренцию
и рыночные отношения в области
производства и продажи электрической
и тепловой энергии, создание условий
для привлечения инвестиций и
адаптации системы к проводимым
в соседних государствах реформам в
области электроэнергетики.
Концепция разработана
с учетом Концепции энергетической
безопасности Республики Беларусь, утвержденной
Указом Президента Республики Беларусь
от 17 сентября 2007 года № 433. В основе
нового документа лежит также
Государственная комплексная
Необходимость реформирования
Белорусской энергетической системы
вызвана также и внешними факторами,
в числе которых международные
договоры с участием Республики Беларусь.
Это, в частности,
Концепция формирования общего электроэнергетического
рынка государств СНГ (подписана 25 ноября
2006 года в Москве) и Соглашение о
формировании общего электроэнергетического
рынка государств СНГ (подписано 25 мая
2007 года в Ялте).
Внешние факторы
обязывают иметь в республике
сформированный оптовый рынок электрической
энергии (мощности).
Конечной целью
реформирования Белорусской энергосистемы
должно стать:
· создание республиканского
оптового рынка электрической энергии(
· разделение энергопроизводства
по видам деятельности на производство,
передачу, распределение и продажу
электрической и тепловой энергии;
· обеспечение
прозрачности затрат на всех стадиях
производства, передачи, распределения
и продажи электрической и
тепловой энергии;
· формирование привлекательные
условий для инвесторов в электроэнергетике
с целью реализации программы
модернизации;
· повышение заинтересованности
на местах в результатах финансово-
· формирование рыночных
структур и организация республиканского
оптового рынка электрической энергии
(мощности);
· обеспечение
надежного и эффективного функционирования
Белорусской энергетической системы
в результате создания единой системообразующей
сети РУП "Белорусская сетевая
компания";
· акционирование
производящих и продающих электрическую
и тепловую энергию организаций;
· сохранение устойчивого
функционирования Белорусской энергетической
системы и ее технической управляемости.
В результате реформирования
Белорусской энергосистемы
С учетом замечаний,
высказанных в ходе сегодняшнего
обсуждения на Президиуме Совета Министров,
Министерству энергетики поручено доработать
проект концепции реформирования Белорусской
энергетической системы.
Оценку уровня энергетической
безопасности предложено осуществлять
на базе индикаторов, количественно
характеризующих ее состояние и
степень угроз на основе:
установления текущих
и ожидаемых значений индикаторов;
сопоставления их значений
с пороговыми (предельно допустимыми)
уровнями;
определения качественного
состояния энергетической безопасности,
которое предполагается характеризовать
как нормальное (Н), предкритическое
(ПК), критическое (К).
Разработаны 12 значений
индикаторов энергетической безопасности
и установлены их пороговые уровни.
При этом впервые использован
новый показатель, имеющий определяющее
значение для характеристики и контроля
над процессом потребления
Ключевым моментом
в определении путей развития
энергокомплекса с целью
Топливно-энергетический
баланс является наиболее
Разработка ТЭБ
Республики Беларусь на период до 2020 г.
базировалась на глубоком анализе мировых
тенденций развития топливно-энергетических
балансов государств-лидеров и
В основу оптимальности
ТЭБ заложен критерий максимальной
энергетической безопасности и экономической
эффективности. При обеспечении
ускоренного роста ВВП к 2020 г.
(за расчетный период планируется
увеличить его в 3,2 раза) объемы валового
потребления ТЭР возрастут с 37,05
в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том
числе электроэнергии — с 35 до 50,3
млрд кВт•ч.
Для выполнения прогнозных
показателей ТЭБ разработаны
мероприятия по диверсификации видов
топливно-энергетических ресурсов. К 2020
г. важное значение приобретут новые
виды энергоносителей:
ядерное топливо
— до 5 млн т у.т. (около 11%) путем
строительства собственной АЭС;
каменные угли —
в объеме не менее 3 млн т у.т. (7,2%);
бурые угли — 0,2—0,4 млн
т у.т. (0,5—0,9%) с целью получения
новых видов жидкого топлива,
ранее не применявшихся в Республике
Беларусь.
Доля использования
местных видов топлива
Эти факторы
должны обусловить