Электронная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание

В первой главе рассмотрена сущность электронной торговли, раскрыть понятие и содержание электронной торговли, историю её развития, а также рассмотреть основные формы электронной торговли.
Во второй главе - состояние электронной торговли в мире, её недостатки и преимущества, раскрыть перспективы электронной торговли.
В третьей главе - проблемы электронной торговли в России, структуру торговли и ожидаемые перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3 Глава1. Сущность электронной торговли…………...……………………………….5
1.1. Понятие и содержание электронной торговли…………………………………5
1.2. История возникновения…………………………………………………………..8
1.3. Формы электронной торговли……………………………...…………………...10
1.3.1. Электронная торговля типа «бизнес-потребитель»……………………….....10
1.3.2. Электронная торговля типа «бизнес-бизнес» ………………………………..10
1.3.3. Электронная торговля типа «бизнес-государство» ………………………….12
2. Электронная торговля в современных условиях…………………………………13
2.1. Состояние электронной торговли в мировой практике……………………..…13
2.2. Преимущества и недостатки электронной торговли………………………….15
2.3. Перспективы электронной торговли…………………………………………….19
3. Электронный бизнес в России……………………………………………………...22
3.1. Структура электронной торговли в России………………………………….......22
3.2. Проблемы электронной торговли в России……………………………………...24
3.3. Перспективы развития электронной торговли в России………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

Электронная торговля курсовая.docx

— 85.90 Кб (Скачать документ)

 

    1.  История возникновения электронной торговли

Предпосылкой для появления  электронной коммерции стал переход  США от индустриального к постиндустриальному  этапу развития  экономики, когда основным продуктом в экономике становится не товар, а услуга, а сам товар уже не рассматривается отдельно от организации его продажи и обслуживания. При этом подавляющее большинство принципиальных изменений электронный бизнес претерпел в последние двадцать лет, хотя начало электронной коммерции было положено еще в 1960 году. Именно тогда американские компании American Airlines и IBM приступили к разработке системы электронного бронирования авиабилетов, которая позволяла American Airlines оперативно управлять доходностью с помощью изменения цен на билеты с учетом наличия свободных мест.1

Следующим этапом стало управление запасами предприятий с помощью  применения электронных технологий. Активно развивающееся массовое производство ставило перед предпринимателями  задачи по планированию спроса и, соответственно, запасов для того, чтобы, с одной  стороны, обеспечить достаточные запасы для бесперебойной торговли, а  с другой, не замораживать оборотные  средства в виде чрезмерных запасов.

Использование электронных  технологий для решения этих задач  позволяло значительно снижать  издержки. А в конце 60-х годов  вычислительная техника стала применяться  уже для комплексного планирования деятельности предприятий – закупки, производство,  сбыт, управление персоналом – все рассматривалось как единая система с целью минимизации затрат на каждом этапе.

Следующий шаг в своем  развитии электронный бизнес сделал с появлением электронных банковских карт. В конце 60-х годов число  владельцев пластиковых карт резко  выросло за счет рассылки их почте, а вслед за этим стремительно увеличилось  и число торговых точек, работающих с картами, а банки были вынуждены присоединяться к основным платежным системам. В 1976 году появилось понятие электронной подписи, без которой современная электронная коммерция просто немыслима. В 1977 году более двухсот банков Америки и Европы были объединены межбанковской сетью финансовых сообщений. А в начале 80-х годов появляются первые системы проведения электронных платежей. Тогда они проводились с помощью специального программного обеспечения исключительно в закрытых компьютерных сетях.

В конце 80-х электронная  коммерция активно внедряется в  сферу туризма, когда компьютерной сетью связываются несколько  миллионов туристических агентств и многочисленные авиакомпании, а  также отели и фирмы по прокату  автомобилей. Это позволило продавать  комплексные туристические продукты в одном месте, удаленном от местонахождения  поставщика услуги и повысить общий  спрос на туристические услуги.

В 1989 году был разработан основополагающий стандарт современного Интернет пространства - стандарт World Wide Web (WWW) – глобальная гипертекстовая система. Созданный на ее основе протокол http стал основным транспортным протоколом Интернета. В том же году открылся предшественник диллингового центра – электронный бизнес появился на бирже ценных бумаг.

Вплоть до 1990 года коммерческое использование сети Интернет было запрещено, вследствие чего электронная коммерция  не могла развиваться в полную силу. Однако в 1990 году к работе в  сети Интернет были допущены первые крупные  частные корпорации, а управление самой сетью Интернет, находящейся  до той поры под полным контролем  американских государственных органов, было передано частным структурам. Уже в 1992 году коммерциализация сети Интернет получила одобрение от Конгресса  США, и с этого момента электронная  коммерция вступила в новую фазу своего развития. В 1993 году были изобретены технологии для будущих электронных  денег, а в 1994 году в сети Интернет появилась первая электронная платежная  система- NetCash.

В 1995 году открылся сайт Интернет магазина Amazon, являющийся сегодня крупнейшим Интернет магазином в мире. Тогда же начал действовать первый Интернет банк. Нужно отметить, что первые Интернет магазины, по сути, вели электронный бизнес по давно отработанной технологии торговли по телефону и почте, которая на тот момент была широко распространена в США. В 2003 году начал свою работу всемирный музыкальный магазин ITunes.2

 

    1. Формы электронной торговли 
      1. Электронная торговля типа «бизнес-потребитель» (B2C)

Для взаимодействия бизнес-структур с конечными потребителями (B2C, business-to-customer) используются Интернет-магазины.

В2С - "бизнес-покупателю" (от англ. - business to customer) так называется одна из стратегий е-commerce, активно развивающаяся в последнее время. Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что в эру повсеместной компьютеризации и все большей интеграции в нашу жизнь интернета, любой фирме необходимо иметь собственное представительство в Сети.  В2С использует множество форм взаимодействия компаний и потребителей, однако главным условием этого процесса является использование в качестве среды взаимодействия - интернета. В последние годы появилось множество технических решений в области доступа потенциальных покупателей к бизнес- порталам.

Так как сайты этой категории  взаимодействуют, прежде всего, с розничными покупателями, то соответственно, они  должны иметь, и чаще всего имеют, все необходимые для этого  атрибуты (защищенные вебформы, формы для приема кредитных карт и т.п.). Сейчас на этом сегменте рынка B2С главным образом представлены компании, использующие в производстве ручной труд, соответственно, предлагаемые товары достаточно дороги, а их количество может исчисляться десятками или сотнями (например, автомобили ручной сборки, штучные ювелирные изделия и т.п.). Однако последние тенденции в современной экономике предвещают радужное будущее именно этой форме B2C. [4, 26] В метакапитализме ( новая модель ведении бизнеса в постиндустриальной экономике) процесс взаимодействия предприятия и потребителя/покупателя будет строиться через специально создаваемые потребительские сети. Пока тяжело сказать, какую форму будут иметь такие сети, и каким образом будет потребитель делать заказ в предприятии. Хотя существует твердое мнение, что в основе многих потребительских сетей будет лежать многоуровневый маркетинг. А сейчас можно точно утверждать пока одно, что некоторые функции магазинов будут переложены "на плечи" предприятий и свойственны всем, занятым в B2C организациям.

 

      1. Электронная торговля типа «бизнес- бизнес» (B2B)

Межфирменная торговля в  Интернете (B2B, business-to-business) осуществляется через системы электронной торговли, посредством организации торговых площадок, на которых компании могут выступать и в качестве заказчиков (покупателей), и в качестве поставщиков (продавцов). Некоторые системы электронной торговли предлагают клиентам дополнительные сервисы, такие как привлечение поставщиков под торговые процедуры, расчет логистики, услуги перевода на иностранные языки, разработка собственной торговой площадки под клиента и др. Ядром системы выступают торги на понижение между проверенными потенциальными компаниями-поставщиками в режиме реального времени. Рынок услуг B2B в России находится на стадии формирования.

Этим объясняется большое  количество электронных торговых площадок, например, Roseltorg, Сбербанк-АСТ, Электра, trade.su и др.

Работа в таких системах включает следующие этапы:

    • регистрация компании в системе, размещение информации об организации и товарах/услугах, которые она предлагает/закупает;
    • получение электронной цифровой подписи;
    • объявление торговой процедуры (публикация извещения, подгрузка документации);
    • сбор заявок;
    • обработка результатов и выбор победителя;
    • заключение договора купли-продажи.

Системы В2В можно условно  подразделить на два класса:

-Корпоративные системы  В2В: 

Корпоративные информационные системы (КИС) являются ядром для  создания систем В2В, поскольку именно они, автоматизируя и оптимизируя  процессы взаимодействия между подразделениями  внутри предприятия, позволяют эффективно организовать взаимодействие с поставщиками и клиентами.

В состав КИС обычно входят следующие модули:

  • Управление финансами
  • Управление производством
  • Управление складскими запасами
  • Управление кадрами
  • Управление взаимоотношениями с поставщиками
  • Управление взаимодействием с клиентами

Но КИС еще не является полноценной торговой системой В2В, хотя некоторые ее модули могут выполнять  ряд функций по торгово-закупочной деятельности предприятия. [2, 95]

-Электронные торговые  площадки:

Электронные торговые площадки предназначены для организации  коммерческой деятельности предприятий-участников. Торговые площадки В2В по принципам  создания можно разделить на три  основные группы:

  • Независимые,
  • Отраслевые
  • Частные.

Кроме того, в каждой группе они могут различаться по функциональным возможностям. Причем, возможны различные  комбинации функций на одной площадке. Каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. Ни одна торговая площадка не способна эффективно обеспечивать все функции, необходимые участникам рынка. В результате, компании, выходящие на рынок В2В обычно используют набор различных каналов взаимодействия со своими клиентами, поставщиками и партнерами.

 

      1. Электронная торговля типа «бизнес - государство» (B2G)

B2G-системы электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом. Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке. Это один из самых сложных, но и самых прибыльных видов продаж. С одной стороны, сложная система принятия решений, тендерная структура закупок, сложные финансовые условия (обычно отсрочка).

С другой стороны, огромное влияние административного ресурса, материальной заинтересованности этого  ресурса и безответственности коллегиальных  решений.[4,30]

Тот, кто готов разобраться  во всех подводных камнях, завязать и использовать нужные связи, слышать  не только то, что говорят, но и то, что подразумевают - именно такие  продавцы забирают самые лакомые  сделки с государственными организациями.

Как правило, тендерные заявки публикуются на официальных сайтах, которых достаточно много в Сети. Существуют также платные сайты  типа trade.su, которые сводят информацию из различных источников и позволяют эффективно ее фильтровать.

В самом простом случае алгоритм действий таков:

1. Определяете департамент  или подразделение, ответственное  за закупку

2. Находите лицо, ответственное  за прием документов на тендер.

3. У этого человека  узнаете всю дополнительную информацию. 

Участие в тендере обычно состоит в представлении пакета необходимой документации о вашей  компании, оплаты взноса для участия  в тендере (в последнее время  все меньше и меньше) и предоставлении котировочной заявки.

В котировочной заявке указывается какую продукцию и на каких условиях вы готовы поставить.

 

 

 

Глава 2. Электронная торговля в современных условиях

 

2.1. Состояние электронной  торговли в мировой практике

За рубежом исторически  первыми оказались модели электронной  торговли, относящиеся к категории  В2С. В среду Интернета был перенесен привычный механизм МоТо-сделок (Mail Order-Telephone Order- процент, который берет эквайер с каждой транзакции в случае, когда продавец не имеет доступа к самой карте, зная лишь ее параметры, сообщаемые ему по телефону, факсу или Интернету. Когда продавец не имеет самой карты, процент обычно выше.) Заказ покупателя производился путем заполнения формы на web-сайте продавца, оплата товара происходила по пластиковой карте. После этого товар доставлялся по почте или через курьерскую службу. На этом этапе развития электронной коммерции не было речи о каких-либо системах оплаты посредством Интернета. В западных странах доминируют коммерческие операции, оплачиваемые платежными карточками. Не получили сколько-нибудь широкого распространения схемы проведения платежей, построенных вокруг одного банка, в котором и продавец, и покупатели имеют собственные расчетные счета. Такие схемы называются «платежными системами». Доминирование платежных карточек в качестве средств расчетов в Интернете объясняется их широким распространением среди населения развитых стран.

На сегодняшний день наиболее развитым рынком электронной торговли является рынок США. По мнению американских экспертов, существует несколько основных категорий коммерции, действующих в Интернете:

Крупные розничные торговые предприятия, продающие товары непосредственно  через Интернет согласно модели прямых продаж с использованием традиционных механизмов МоТо-сделок и отлаженных каналов оплаты и доставки товаров.

Крупномасштабные универсальные  Интернет- порталы (например, AOL, Yahoo! и другие), предоставляющие клиентам доступ к коммерческим услугам различных компаний, работающих в разных сегментах рынка, на своем web-пространстве. Клиент в этом случае получает возможность приобрести необходимый перечень товаров и услуг в одном месте, а портал зарабатывает на комиссии от этих сделок.[6, 10]

Тематические порталы (каталоги, состоящие из ряда web-сайтов), предоставляющие  доступ к услугам компаний, работающих в каком-то одном сегменте рынка.

Электронные аукционы, которые  работают как «биржевые площадки». Они предоставляют продавцам  и покупателям удобный механизм для заключения двусторонних сделок. Эта категория коммерсантов развивается  в настоящее время быстрее  других.

Информация о работе Электронная торговля