Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, реферат
Можно выделить несколько этапов реакции государства на кризисные явления: 1) вторая половина 2007 г. – вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; 2)первая половина 2008 г., когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса; 3) сентябрь–ноябрь 2008 г. – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса; 4) 2009 г. – антикризисная политика Б. Обамы.
I. Этапы предпринятых мер
Можно
выделить несколько этапов реакции
государства на кризисные явления:
1) вторая половина 2007 г. – вялые, нерешительные
шаги по смягчению последствий
На
первом и втором этапах государство
прибегло к использованию набора
антикризисных инструментов, опираясь
на традиционные институты и механизмы.
В США разработана широкая
законодательная база, определяющая
полномочия отдельных агентств по регулированию
рынков. Конгресс устанавливает потолки
финансовых полномочий таких институтов,
как Федеральная резервная
В 2007 г. стратегия Министерства финансов концентрировалась на идее о необходимости объединить усилия участников рынка для борьбы с ипотечным кризисом2. В октябре 2007 г. Министерство финансов приняло активное участие в создании Альянса HOPE NOW – коалиции участников ипотечного рынка и консультантов по муниципальному жилищному строительству. Программа предусматривала модификацию долгов и планы погашения ссуды для должников с ипотеками с плавающей процентной ставкой, которые в принципе в состоянии вытянуть кредит, но не были готовы к резким повышениям ставки. Осенью 2007 г. начала действовать программа FHASecure, благодаря которой вплоть до конца 2008 г. домовладельцы, просрочившие платежи по ипотеке, имели возможность рефинансировать свой кредит в более доступный займ, гарантированный Федеральным управлением жилищного строительства.
В начале 2008 г., когда замаячила угроза экономического спада, ФРС США более решительно приступила к смягчению монетарной политики, предприняв 22 января 2008 г. Экстраординарную меру – внеочередное снижение ставки сразу на 0,75 процентного пункта (до 3,5 % годовых), а 30 января того же года еще на 0,5 процентных пункта (до 3 %). К маю 2008 г. базовая процентная ставка была понижена до 2 %. Этот курс показывает, что руководители ФРС были более обеспокоены снижением темпов роста, чем возможным ускорением инфляции.
В феврале 2008 г. конгресс утвердил программу по санации экономики, выделив на эти цели около 167 млрд долл. США. Примерно 117 млн домохозяйств начали получать налоговые вычеты: 600 долл. США на человека, 1200 на семейную пару и 300 долл. США на ребенка. Эти меры были направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени на поддержку спроса, который, в свою очередь, должен стимулировать экономический рост.
В
период март–июль 2008 г. основные меры
предпринимались в целях
В марте ФРС объявила о программе предоставления чрезвычайных краткосрочных кредитов банкам и инвестиционным компаниям, осуществлявшим вложения в производные финансовые бумаги, связанные с ипотекой, и столкнувшимся с проблемой дефицита ликвидности. На эту программу ФРС выделила 400 млрд долл. США, фактически половину своих резервов. Бесспорно, этой меры было недостаточно, чтобы стабилизировать финансовую систему, однако она помогла на тот период предотвратить панику на финансовых рынках.
30 июля 2008 г. вошел в силу новый закон (the Housing and Economic Recovery Act of 2008), призванный ввести механизмы, смягчающие проблемы на ипотечном рынке. Закон предусматривал ассигнования в 300 млрд долл. США на займы домовладельцам, испытывающим трудности с рефинансированием долгов.
Государство не могло позволить обанкротиться таким важным институтам, как Фани Мэй и Фредди Мак (Fannie Mae и Freddie Mac), имеющим статус корпораций, спонсируемых государством government sponsored enterprises. В вышеупомянутый закон вошли положения, разрешающие Министерству финансов в течение 18 месяцев предоставить Фани Мэй и Фредди Мак безлимитную линию кредита. В нем также есть важные положения, предусматривающие совершенствование мониторинга за их деятельностью.
Параллельно в первой половине 2008 г. Комиссия по ценным бумагам и рынкам (The Security and Exchange Commission) США заинтересовалась ролью Уолл-стрит в кредитном кризисе. Она также выясняет, находились ли ведущие рейтинговые агентства под влиянием банков, продававших эти бумаги. По мнению Комиссии, инвесторы были введены в заблуждение чрезмерно высокими рейтингами бумаг. ФБР начал расследования в отношении десятков финансовых институтов, имеющих отношение к высокорисковым ипотечным кредитам, которые стали причиной ипотечного кризиса в США.
В марте были опубликованы предложения министра финансов Генри Полсона о совершенствовании федеральной системы регулирования отдельными секторами финансового рынка (the Blueprint for a Modernized Financial Regulatory Reform). В документе подчеркивалось, что США должны сформировать «структуру, созданную в соответствии с современными потребностями, структуру более гибкую, легче адаптирующуюся к изменениям, структуру, которая будет более эффективно бороться с неизбежно возникающими проблемами и лучше защитит инвесторов и потребителей». Поставлены задачи на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Вокруг программы, которая на практике так и осталась декларацией о намерениях, развернулись широкие дискуссии. Комиссия по ценным бумагам и биржам в июле 2008 г. предложила новые правила предотвращения конфликта интересов.
До
осени 2008 г. государство не прибегало
к чрезвычайным антикризисным мерам
на финансовых рынках. Нетрадиционно
было то, что республиканская
(2) Осенью 2008 г., когда финансовый кризис вошел в острую стадию, государство перешло к более широкой помощи финансовым институтам.
16
сентября такой гигант в
Некоторые финансовые акторы стали менять свой статус. В сентябре Morgan Stanley и Goldman Sachs – крупнейшие инвестиционные банки – фактически становятся коммерческими банками с доступом к кредитам ФРС. Это были первые ласточки. В ноябре CIT Group, занимающаяся коммерческим кредитованием, подала заявление на то, чтобы стать банком в надежде получить кусок из 700 млрд American Express, трансформируется в банковскую холдинговую компанию.
20 сентября 2008 г. министр финансов США Г. Полсон представил план мер по смягчению проблемы так называемых токсичных активов, получивший название Troubled Asset Relief Program (TARP). Он занимал три страницы (для облегчения быстрого прохождения в конгрессе). Ключевой частью предложения Полсона был выкуп у финансовых институтов «плохих» бумаг, связанных с ипотекой, на сумму в 700 млрд долл. По мере прохождения в конгрессе он превратился в более чем 200-страничный Закон 110–3433. Предложение Плана Полсона и принятие Закона 110–343 ознаменовали новый этап в государственной политике – перехода к использованию нетрадиционных инструментов.
Основным блоком Закона 110–3434 является Закон об экстренной стабилизации экономики 2008 г. (Emergency Economic Stabilization Act of 2008), представляющий собой многостраничный детализированный документ. По сравнению с первоначальным предложением Полсона в него вошли положения о постепенности ассигнования 700 млрд суммы, об условиях покупки долговых обязательств у финансовых институтов (при предоставлении с их стороны гарантии передачи акций министру финансов), о мерах по защите налогоплательщиков, об увеличении суммы страхового покрытия вкладов со 100 тыс. долл. до 250 тыс. долл. до конца 2009 г., об ограничениях на компенсационные выплаты (золотой парашют) топ-менеджерам проблемных банков, о формировании механизмов контроля за проведением Программы TARP и другие. Основная цель указанного закона – инициация Программы помощи проблемным активам –Troubled Asset Relief Program (TARP) – на общую сумму в 700 млрд долл.
Глобальный характер финансового кризиса, усиление признаков экономической рецессии заставили государство сразу же после принятия данного закона, на ходу, пересматривать стратегию. В ходе реализации плана помощи банковской системе Министерство финансов вместо выкупа безнадежных долгов пошло на меры рекапитализации банков. Во многом это было связано с невозможностью адекватной оценки рыночных активов в периоды плохо работающих рынков. В ноябре 2008 г. министр финансов официально объявил о пересмотре программы TARP. Девяти крупнейшим банкам были предложены финансовые инъекции общей стоимостью в 125 млрд долл. в обмен на гарантии передачи государству неголосующих акций. Такая же сумма ассигнована на помощь более мелким финансовым институтам.
7 ноября 2008 г. директор Агентства Federal Housing Finance Agency объявил, что оно берет Fannie Mae и Freddie Mac под опеку (concervatorship). Руководитель ФРС Бен Бернанке подчеркнул, что опека рассматривается как «тайм-аут» для того, чтобы пересмотреть и усовершенствовать роль финансовых посредников.
В США осознали необходимость более тесного международного сотрудничества для выработки совместных действий. Чтобы поддержать мировой рынок краткосрочного кредитования, ФРС расширила своп-линии с ЕЦБ и открыла новые своп-линии с ЦБ Японии, Канады, Австралии и др. США и их партнеры также прибегли к беспрецедентной мере – скоординированному снижению процентных ставок Федеральной резервной системой и рядом Центробанков.
Хотя
государственные институты
Программа помощи финансовым институтам в обмен на привилегированные акции, фактическая национализация Фанни Мей и Фредди Мак – неординарные шаги со стороны республиканской администрации. Однако четкого плана дальнейших шагов у администрации не было (отчасти это было связано с выборной кампанией, когда приходилось взвешивать каждый шаг с точки зрения политических последствий). Фактически государство в своей антикризисной политике действовало методом проб и ошибок.
II.
Антикризисная политика
В
антикризисной политике администрации
Б. Обамы мы проанализируем два взаимосвязанных
блока мер по восстановлению финансово-экономической
стабильности и социально-экономической
стабильности, а также проект реформы
системы финансового
Следует
учитывать, что представленный президентом
Б. Обамой план реализуется на фоне
осуществления антикризисных