Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, реферат
Можно выделить несколько этапов реакции государства на кризисные явления: 1) вторая половина 2007 г. – вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; 2)первая половина 2008 г., когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса; 3) сентябрь–ноябрь 2008 г. – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса; 4) 2009 г. – антикризисная политика Б. Обамы.
Политика восстановления финансово-экономической стабильности
ФРС,
начав в 2008 г. цикл смягчения монетарной
политики, к концу года довела базовую
процентную ставку до 0–0,25 % (в августе
2009 г. ее оставили на том же уровне).
У новой администрации в этой
области не осталось места для
маневра, так как возможности
для регулирования через
Как уже отмечалось, по Закону об экстренной стабилизации экономики от 3 октября 2008 г. Была инициирована Программа помощи проблемным активам (Troubled Asset Relief Program – TARP) на общую сумму в 700 млрд долл. США. Половина этой суммы была истрачена республиканской администрацией. В январе 2009 г. Конгресс одобрил выделения еще 350 млрд долл. США, эти средства находятся в распоряжении нового министра финансов Т. Гайтнера.
Новая
администрация задействовала
В
целях поддержки ведущих
ФРС
продолжает программу предоставления
через аукционы чрезвычайных краткосрочных
(24-дневных и 84-дневных) кредитов банкам,
столкнувшимся с проблемой
Министерство финансов вернулось к идее выкупа плохих активов. По данным ФРС, в мае 2009 г. американские банки имели активов, требующих списания, на сумму 599 млрд, а по оценкам МВФ «Голдман Сакс», – в размере около 1 трлн долл. США. Надежда возлагается на то, что освобожденные от них финансовые институты начнут выдавать кредиты. В рамках плана по финансовой стабилизации предполагается создать совместно с частными инвесторами ряд инвестиционных фондов, которые консолидируют выкупленные у банков «токсичные» активы под гарантии Министерства финансов. Эти гарантии будут предоставлены, если получатели все полученные средства направят на кредитование населения и предприятий. Государство будет проводить свой аудит, не доверяя проверкам частных аудиторских фирм. По мнению многих экспертов, пока этому плану (как в свое время программе TARP) не хватает четких юридически обязывающих конкретных положений, ограничивающих использование предоставленных средств.
25 марта 2009 г. Федеральная резервная система США объявила о реализации программы стимулирования потребительского кредитования через созданный в ноябре 2008 г. соответствующий фонд – Term Asset Backed Securities Lending Facility (TALF). В то время планировалось, что объем фонда составит 200 млн долл. США. Программа должна осуществляться через скупку ценных бумаг, обеспеченных потребительскими кредитами, включая долги по кредитным картам. Ее цель – повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация займов на образование и автокредитование. Однако реализация программы затянулась. В рамках нового плана администрация Б. Обамы увеличила финансирование TALF до 1 трлн долл. США, а сроки действия – до 30 июня 2010 г.
23 февраля 2009 г. Минфин США и ФРС выступили с совместным заявлением о том, что в рамках антикризисной программы они могут конвертировать долю государства в капитале банков из привилегированных (неголосующих) акций в обычные. Этот шаг может привести к существенному усилению государственного контроля над банками. Некоторые эксперты назвали его ползучей национализацией. До последнего времени идея национализации считалась в США абсолютно немыслимой. Теперь государство усиливает свое присутствие в банковском секторе, но при этом подчеркивается, что власти США не планируют национализировать банки. Поддержка банков за счет средств налогоплательщиков не пользуется широкой поддержкой. Идея национализации банков также вызывает неприятие общественности, тем более что в США акциями владеют широкие круги населения, и в случае национализации они теряют большой объем своих вложений.
Федеральные регуляторы проверили состояние 19 крупнейших банков с активами более 100 млрд долл. США, получивших государственную помощь в рамках TARP (stress-tests). Было сделано заключение, что при неблагоприятных экономических условиях потери этих банков могут составить 600 млрд долл. США в 2009–2010 гг. Десяти банкам было предписано к ноябрю 2009 г. увеличить капитал на 75 млрд долл. США. Уже к июню этим банкам удалось получить 36 млрд долл. США. Ряд «чистых» банков (в частности, Capital One Financial, Bancorp, BB&T Corporation) сразу же заявили, что собираются выплатить долг правительству, продав новые акции на миллиарды долларов. Это помогло вернуть доверие инвесторов к банковскому сектору. Министр финансов Т. Гайтнер заявил, что деньги, которые вернут крупные банки в рамках программы TARP, будут переданы по соответствующим каналам более мелким финансовым институтам США.
Государственные органы на федеральном уровне, а затем и на уровне штатов продолжают расследование деятельности финансовых компаний на предмет их «вклада» в ипотечный и финансовый кризис.
Важнейшим направлением восстановления финансовой и социально-экономической стабильности, а также доверия населения и инвесторов является оживление жилищного рынка и помощь домовладельцам.
В течение последнего года рассматривались различные варианты реформирования деятельности Fannie Mae и Freddie Mac. ФРС выкупила у этих компаний долгов и ценных бумаг, покрытых ипотекой, на сумму более 1 трлн долл. США, а администрация обязалась инвестировать в них до 400 млрд долл. США.
В
сфере жилищного рынка
Летом 2009 г. ряд крупнейших финансовых институтов, получивших государственную помощь, выплатил Министерству финансов свои долги. При этом государство само получило прибыль от инвестиций в эти институты: 4,1 млрд долл. США на инвестиции от «Голдман Сакс», 1,3 млрд долл. США – от «Морган Стенли», 414 млн долл. США – от «Америкэн Экспресс», от 100 до 334 млн долл. США – от пяти других крупных банков, и еще 35 млн государство заработало на помощи 14 маленьким банкам, которые уже выплатили свои займы.
Социальная составляющая и инвестиции в будущее
Б.
Обама представил свой план восстановления
социально-экономической
Следует выделить ряд моментов в антикризисной социально-экономической политике новой администрации.
Закон выделил
дополнительно к
Чтобы включить в систему медицинского страхования как можно большее число американцев (в долгосрочном плане – все население страны), поставлена задача снизить стоимость медицинских услуг. American Recovery and Reinvestment Act of 2009 предусматривает компьютеризацию здравоохранения и усовершенствование информационных технологий. На эти цели выделяется 20 млрд долл. США дополнительных государственных ассигнований.
Администрация президента Обамы предложила амбициозную реформу американской системы здравоохранения, по которой должна быть создана всеобщая государственная программа медицинского страхования. Реформа позволит не только расширить вложения в человеческий капитал, но и решить проблемы нравственного и экономического характера (долгосрочные бюджетно-финансовые вызовы). В условиях кризиса это очень смелый шаг со стороны нового президента, обосновывающего его необходимостью смотреть в будущее страны и своими «моральными обязательствами». Выдвинутый в 1993 г. правительством Клинтона план реформирования здравоохранения США был фактически провален большинством Конгресса. Сейчас вокруг новой инициативы президента ведутся широкие дискуссии, при этом Б. Обама подчеркнуто выносит этот вопрос на обсуждение в национальном масштабе.
Предусматривается продление сроков выплаты пособий по безработице, а также увеличение их размеров. Создается Экстренный фонд для Программы временной помощи нуждающимся семьям, в который на 2009 фин. г. Вносится 5 млрд долл. США. Разработана программа помощи в поиске работы (в частности, создание до 1 млн рабочих мест для молодежи в летний период, а также для рабочих и молодежи в новых секторах экономики). Дополнительно финансируются различные формы помощи малоимущим и пожилым гражданам.