Этапы предпринятых мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, реферат

Описание

Можно выделить несколько этапов реакции государства на кризисные явления: 1) вторая половина 2007 г. – вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; 2)первая половина 2008 г., когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса; 3) сентябрь–ноябрь 2008 г. – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса; 4) 2009 г. – антикризисная политика Б. Обамы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 50.54 Кб (Скачать документ)

     Политика  восстановления финансово-экономической  стабильности

     ФРС, начав в 2008 г. цикл смягчения монетарной политики, к концу года довела базовую  процентную ставку до 0–0,25 % (в августе 2009 г. ее оставили на том же уровне). У новой администрации в этой области не осталось места для  маневра, так как возможности  для регулирования через снижение ставки исчерпаны. США вынуждены  были сделать упор на финансовые вливания и интенсифицировать работу печатного станка.

     Как уже отмечалось, по Закону об экстренной стабилизации экономики от 3 октября 2008 г. Была инициирована Программа помощи проблемным активам (Troubled Asset Relief Program – TARP) на общую сумму в 700 млрд долл. США. Половина этой суммы была истрачена республиканской администрацией. В январе 2009 г. Конгресс одобрил выделения еще 350 млрд долл. США, эти средства находятся в распоряжении нового министра финансов Т. Гайтнера.

     Новая администрация задействовала все  институты и механизмы (как традиционные, так и нетрадиционные), прибегая к более решительным мерам  по многим направлениям.

     В целях поддержки ведущих финансовых институтов была увеличена доля государства  в акционерном капитале Citigroup (на 28 июля 2009 г. государство владело 34 % акций компаний). Регуляторы заставили Citigroup нанять внешних консультантов, которые должны оценить, способен ли менеджмент этой компании вывести ее из кризисной ситуации. Был принят новый (четвертый) пакет помощи крупнейшей страховой компании AIG; общая сумма помощи AIG (180 млрд долл. США) превышает объемы, когда-либо выделявшиеся правительством одной частной компании. Государство вынуждено учитывать последствия ее краха для мирового рынка страхования.

     ФРС продолжает программу предоставления через аукционы чрезвычайных краткосрочных (24-дневных и 84-дневных) кредитов банкам, столкнувшимся с проблемой дефицита ликвидности. Эта мера помогла в 2008 г. Предотвратить панику на финансовых рынках, но ее было недостаточно, чтобы  стабилизировать финансовую систему. В 2008 г. прошло 30 аукционов; банки получили кредитов на сумму около 2 трлн долл. США. Размер размещаемой суммы вырос с 30 млрд до 150 млрд долл. США, а ставка процента снижалась. За январь–июль 2009 г. прошло 15 аукционов. С середины сентября 2008 г., даже в условиях нехватки ликвидности и при минимальной процентной ставке, объем предлагавшихся на аукционе средств стал перекрывать спрос, и это продолжалось до мая 2009 г. В июне 2009 г. ФРС сочла возможным сократить финансирование этой программы.

     Министерство  финансов вернулось к идее выкупа плохих активов. По данным ФРС, в мае 2009 г. американские банки имели активов, требующих списания, на сумму 599 млрд, а по оценкам МВФ «Голдман Сакс», – в размере около 1 трлн долл. США. Надежда возлагается на то, что освобожденные от них финансовые институты начнут выдавать кредиты. В рамках плана по финансовой стабилизации предполагается создать совместно с частными инвесторами ряд инвестиционных фондов, которые консолидируют выкупленные у банков «токсичные» активы под гарантии Министерства финансов. Эти гарантии будут предоставлены, если получатели все полученные средства направят на кредитование населения и предприятий. Государство будет проводить свой аудит, не доверяя проверкам частных аудиторских фирм. По мнению многих экспертов, пока этому плану (как в свое время программе TARP) не хватает четких юридически обязывающих конкретных положений, ограничивающих использование предоставленных средств.

     25 марта 2009 г. Федеральная резервная система США объявила о реализации программы стимулирования потребительского кредитования через созданный в ноябре 2008 г. соответствующий фонд – Term Asset Backed Securities Lending Facility (TALF). В то время планировалось, что объем фонда составит 200 млн долл. США. Программа должна осуществляться через скупку ценных бумаг, обеспеченных потребительскими кредитами, включая долги по кредитным картам. Ее цель – повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация займов на образование и автокредитование. Однако реализация программы затянулась. В рамках нового плана администрация Б. Обамы увеличила финансирование TALF до 1 трлн долл. США, а сроки действия – до 30 июня 2010 г.

     23 февраля 2009 г. Минфин США и ФРС выступили с совместным заявлением о том, что в рамках антикризисной программы они могут конвертировать долю государства в капитале банков из привилегированных (неголосующих) акций в обычные. Этот шаг может привести к существенному усилению государственного контроля над банками. Некоторые эксперты назвали его ползучей национализацией. До последнего времени идея национализации считалась в США абсолютно немыслимой. Теперь государство усиливает свое присутствие в банковском секторе, но при этом подчеркивается, что власти США не планируют национализировать банки. Поддержка банков за счет средств налогоплательщиков не пользуется широкой поддержкой. Идея национализации банков также вызывает неприятие общественности, тем более что в США акциями владеют широкие круги населения, и в случае национализации они теряют большой объем своих вложений.

     Федеральные регуляторы проверили состояние 19 крупнейших банков с активами более 100 млрд долл. США, получивших государственную помощь в рамках TARP (stress-tests). Было сделано заключение, что при неблагоприятных экономических условиях потери этих банков могут составить 600 млрд долл. США в 2009–2010 гг. Десяти банкам было предписано к ноябрю 2009 г. увеличить капитал на 75 млрд долл. США. Уже к июню этим банкам удалось получить 36 млрд долл. США. Ряд «чистых» банков (в частности, Capital One Financial, Bancorp, BB&T Corporation) сразу же заявили, что собираются выплатить долг правительству, продав новые акции на миллиарды долларов. Это помогло вернуть доверие инвесторов к банковскому сектору. Министр финансов Т. Гайтнер заявил, что деньги, которые вернут крупные банки в рамках программы TARP, будут переданы по соответствующим каналам более мелким финансовым институтам США.

     Государственные органы на федеральном уровне, а затем и на уровне штатов продолжают расследование деятельности финансовых компаний на предмет их «вклада» в ипотечный и финансовый кризис.

     Важнейшим направлением восстановления финансовой и социально-экономической стабильности, а также доверия населения и инвесторов является оживление жилищного рынка и помощь домовладельцам.

     В течение последнего года рассматривались различные варианты реформирования деятельности Fannie Mae и Freddie Mac. ФРС выкупила у этих компаний долгов и ценных бумаг, покрытых ипотекой, на сумму более 1 трлн долл. США, а администрация обязалась инвестировать в них до 400 млрд долл. США.

     В сфере жилищного рынка разработана программа рефинансирования домовладельцев, имещих хорошую платежную историю по ипотеке, закладные которой принадлежат Fannie Mae и Freddie Mac. Это программа будет доступна 4–5 млн домовладельцам (The Home Affordable Refinance Program). В соответствии с программой, объявленной администрацией Обамы в феврале 2009 г. (The Home Affordable Modification Program), государство должно истратить 75 млрд долл. США на стимулирование ипотечных компаний, которые обязались снизить платежи для попавших в беду домовладельцев. По данным Министерства финансов, программа должна спасти до 4 млн домовладельцев от потери домов. Однако три месяца спустя, число домовладельцев, получивших подобные займы, не превысило 55 тыс. Администрация Обамы приложила большие усилия, чтобы конгресс в срочном порядке принял Закон о помощи семьям в сохранении их домов (Helping Families Save Their Homes Act), вошедший в силу 20 мая 2009 г. Среди прочих мер он продлил временное увеличение страхового покрытия по вкладам с 31 декабря 2009 г. до 31 декабря 2013 г.

     Летом 2009 г. ряд крупнейших финансовых институтов, получивших государственную помощь, выплатил Министерству финансов свои долги. При этом государство само получило прибыль от инвестиций в  эти институты: 4,1 млрд долл. США на инвестиции от «Голдман Сакс», 1,3 млрд долл. США – от «Морган Стенли», 414 млн долл. США – от «Америкэн Экспресс», от 100 до 334 млн долл. США – от пяти других крупных банков, и еще 35 млн государство заработало на помощи 14 маленьким банкам, которые уже выплатили свои займы.

     Социальная  составляющая и инвестиции в будущее

     Б. Обама представил свой план восстановления социально-экономической стабильности. Его суть состоит в расширении государственных инвестиций в образование, здравоохранение, социальное страхование, инфраструктуру, экологически чистую эффективную энергетику, в поддержку  уязвимых слоев населения. С подачи администрации был принят Закон  о восстановлении экономики и  реинвестировании в Америку (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Основной задачей финансируемых по этому закону программ является стимулирование спроса и создание новых рабочих мест. Конгресс выделил на эти цели 787 млрд долл. США. Закон предусматривает дополнительные к бюджету ассигнования в 126 млрд долл. США на инфраструктуру и науку, 288 млрд – на налоговые льготы для физических лиц и бизнеса, 142 млрд – на защиту уязвимых слоев населения5. Этот курс Б. Обама подтвердил в своем бюджетном послании к Конгрессу на 2010 фин. г. и в программных выступлениях.

     Следует выделить ряд моментов в антикризисной  социально-экономической политике новой администрации.

    • Б. Обама и его советники четко осознают роль социальной составляющей и вложений в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение) для эффективности национальной экономики.

      Закон выделил  дополнительно к государственному бюджету 43,2 млрд долл. США на строительство, модернизацию, техническое переоснащение начальной и высшей школы, на улучшение качества образования, при этом особое внимание уделяется образованию для неимущих, инвалидов и двуязычных. Еще 15,6 млрд долл. США ассигнованы на стипендии студентам. Здравоохранение получило дополнительное финансирование в размере 22,4 млрд долл. США на научные исследования, на ремонт и строительство медицинских центров. 13 млрд выделяется на гранты для детей-инвалидов. В соответствии с Законом 2009 г. фискальные льготы штатам и местным уровням власти (State and Local Fiscal Relief) составили 144 млрд долл. США6. Они предназначены прежде всего для финансирования образования и здравоохранения.

      Чтобы включить в систему медицинского страхования как можно большее число американцев (в долгосрочном плане – все население страны), поставлена задача снизить стоимость медицинских услуг. American Recovery and Reinvestment Act of 2009 предусматривает компьютеризацию здравоохранения и усовершенствование информационных технологий. На эти цели выделяется 20 млрд долл. США дополнительных государственных ассигнований.

      Администрация президента Обамы предложила амбициозную реформу американской системы здравоохранения, по которой должна быть создана всеобщая государственная программа медицинского страхования. Реформа позволит не только расширить вложения в человеческий капитал, но и решить проблемы нравственного и экономического характера (долгосрочные бюджетно-финансовые вызовы). В условиях кризиса это очень смелый шаг со стороны нового президента, обосновывающего его необходимостью смотреть в будущее страны и своими «моральными обязательствами». Выдвинутый в 1993 г. правительством Клинтона план реформирования здравоохранения США был фактически провален большинством Конгресса. Сейчас вокруг новой инициативы президента ведутся широкие дискуссии, при этом Б. Обама подчеркнуто выносит этот вопрос на обсуждение в национальном масштабе.

      Предусматривается продление сроков выплаты пособий по безработице, а также увеличение их размеров. Создается Экстренный фонд для Программы временной помощи нуждающимся семьям, в который на 2009 фин. г. Вносится 5 млрд долл. США. Разработана программа помощи в поиске работы (в частности, создание до 1 млн рабочих мест для молодежи в летний период, а также для рабочих и молодежи в новых секторах экономики). Дополнительно финансируются различные формы помощи малоимущим и пожилым гражданам.

    • Одним из приоритетных направлений программы «реинвестиций в Америку» являются существенные дополнительные ассигнования в инфраструктуру на модернизацию дорог и мостов, магистралей, энергосетей, на закупку автобусов и оборудования для увеличения объема пассажиропотока на общественном транспорте, на стимулирование развития беспроводного доступа в Интернет.
    • Программа социально-экономической стабилизации предусматривает расширение возможностей инвестиций в ключевые отрасли XXI в., что позволит не только сохранить и создать рабочие места и стимулировать спрос, но и сделает американскую экономику более эффективной в долгосрочном плане. Этот курс Б. Обама подтвердил в своем обращении к Конгрессу по поводу бюджета на 2010 фин. г. Б. Обама, выступая на заседании Академии наук США 27 апреля 2009 г., заявил: «В такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований – это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым не обходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни»7.
    • Продекларирован беспрецедентный уровень прозрачности и подотчетности, что, по мнению администрации, поможет гарантировать эффективность использования средств налогоплательщиков. На специальном web-сайте, созданном президентом, публикуются данные о том, как распределяются средства, объявления о всех конкурсах по контрактам и грантам.

Информация о работе Этапы предпринятых мер