Эволюция международных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:09, реферат

Описание

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи.

Работа состоит из  1 файл

Эволюция международных корпораций.doc

— 276.50 Кб (Скачать документ)
  • развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
  • налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
  • обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
  • гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента  наличие зарубежного производства способствует:

  • экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;
  • экономии за счет эффекта масштаба;
  • увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
  • диверсификации  производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических  обоснованиях зарубежной предпринимательской  деятельности МК  особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены  — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса  и предложения ), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

  • поддержание монополистической позиции на рынке;
  • завоевание новых рынков сбыта;
  • минимизация налогов и таможенных пошлин ;
  • уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
  • использование различий в темпах инфляции ;
  • воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
  • сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Характеристика  этапов эволюции международных  корпораций

I этап (конец XIX — начало XX в.).

  1. Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии .
  2. Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний .

II этап (между двумя мировыми войнами).

Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК , производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.).

  1. Развиваются МК  интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы ), так и по сфере деятельности.
  2. Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.
  3. Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах .
  4. Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

IV этап (60-е — 70-е гг. XX в.).

  1. ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.
  2. Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;
  3. Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны , ТНК становятся проводниками достижений НТП  в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
  4. Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой.

V этап (с 80-х гг.).

Появляется новая  форма МК — глобальные, имеющие  ряд особенностей:

  1. они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;
  2. используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);
  3. создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.

Особенности деятельности международных  корпораций на современном  этапе

  1. МК  являются активными участниками МРТ  и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.
  2. В условиях жесткой конкуренции  главная цель их деятельности — получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.
  3. Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.
  4. Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция  производственной, НИОКР , сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.
  5. Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции  МК в сферу услуг.
  6. Стратегия МК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;
  7. Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли);
  8. Вывоз капитала  нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.
  9. Разработка, передача и использование технологий  преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.
  10. Диверсификация  деятельности МК по формам; «лифрэксдинг»  (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями , франчайзинга , экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций .
  11. «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).
  12. Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира — открытие хотя бы по одному крупному предприятию — координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

Эволюция  международных корпораций

  Со  времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

  С момента появления международные  корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:

    1) обеспечение  своего производства иностранным  сырьем;

  2) закрепление на зарубежных рынках  через сеть своих филиалов;

  3) размещение производства в тех  странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;

  4) ориентация на дифференцированную  производственно-торгово-финансовую деятельность.

  С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.

  Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов.

  На  первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

  На  втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.

  На  третьем этапе  растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

  Названные три этапа являются типичными  для процессов интернационализации  бизнеса во всех странах, начиная с США.

  Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.

  Обобществляя  труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций.

  Глобальные  корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого, контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.

  Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется и третий аспект интернационализации — интернационализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов — подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным корпорациям.

  Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:

  — рассматривать с обще планетарных  позиций рынок и конкуренцию;

  — хорошее знание своих конкурентов  и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;

  — осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе;

Информация о работе Эволюция международных корпораций