Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:05, реферат
Мы рассмотрели некоторые обстоятельства появления расширенного порядка и то, как этот порядок не только порождает индивидуализированную собственность, свободу и справедливость, но и требует их. Теперь мы можем проследить более глубокие взаимосвязи, остановившись подробнее на нескольких других вопросах, которые уже затрагивались, в частности -- о развитии торговли и связанной с ней специализации. Несмотря на то, что торговля и специализация внесли также огромный вклад в рост расширенного порядка, их развитие не находило достаточного понимания даже у величайших ученых и философов: так было и при зарождении торговли, и на протяжении нескольких последующих веков. Вне всякого сомнения, никто даже и не пытался осмыслить эти явления.
Распространение порядка
на неизвестное
Мы рассмотрели
некоторые обстоятельства появления
расширенного порядка и то, как
этот порядок не только порождает
индивидуализированную
Описываемые нами события,
обстоятельства и процессы теряются
во мгле веков, и невозможно с точностью
распознать их детали. Специализация
и обмен в определенной степени
могли получить развитие уже в
древних небольших общинах, управление
которыми зависело исключительно от
согласия их членов. В каких-то ничтожных
размерах торговля могла иметь место
и в те времена, когда первобытный
человек, следуя за миграцией животных,
встречал других людей или другие
группы людей. И хотя археологические
находки убедительно
Как бы то ни было; торговля,
безусловно, зародилась в глубокой
древности, причем торговля дальняя, торговля
предметами, происхождение которых
вряд ли было известно и самим торговцам;
и она гораздо древнее любого
другого вида прослеживаемых ныне контактов
между группами, обитавшими далеко
друг от друга. Современная археология
подтверждает, что торговля древнее
земледелия или любого другого вида
регулярного производства (Leakey, 1981:
212). В Европе обнаружены свидетельства
торговли на очень значительные расстояния
даже в эпоху палеолита, т. е., по меньшей
мере, 30 тысяч лет назад (Herskovks, 1948,
1960). Восемь тысяч лет назад, еще
до появления торговли изделиями
из металла и керамики, Катал-Хююк
в Анатолии и Иерихон в Палестине
превратились в центры торговых путей
между Черным и Красным морями.
Оба могут служить примерами "драматического
роста населения" в древности
-- примерами, которые часто характеризуются
как культурные революции. Позже, "к
концу седьмого тысячелетия до нашей
эры, возникла сеть морских и сухопутных
путей для перевозки обсидиана (вулканического
стекла) с острова Мелос на материк"
-- в Малую Азию и Грецию (см. введение С.
Грина к книге Childe, 1936/1981; и Renfrew, .1973: 29; Ср.
также Renfrew, 1972: 297--307). Существуют "свидетельства
о разветвленных торговых сообщениях,
связывавших Белуджистан (в Западном Пакистане)
с районами западной Азии даже до 3200 г.
до н. э." (Childe, 1936/1981: 19). Нам также известно,
что экономика додинастического Египта
имела прочную основу в торговле (Pirenne,
1934).
О важном значении, которое
приобрела регулярная торговля во времена
Гомера, повествует рассказ в "Одиссее"
(I, 180--184) о том, как Афина является
Телемаху под видом хозяина корабля,
везущего груз железа для обмена на
медь. Археологические находки
Существование в
эти древнейшие времена торговли
не подвергается сомнению так же, как
и ее роль в распространении нового
порядка. Тем не менее, установление
такого рыночного процесса едва ли
могло быть легким, оно должно было
сопровождаться существенными нарушениями
жизненного уклада древних племен.
Даже там, где в определенной мере
признавалась индивидуализированная
собственность, требовалось введение
новых, до той поры неслыханных, обычаев
(practices), прежде чем общины стали склонны
разрешать своим членам увозить
на потребу чужестранцам (и в целях,
только отчасти понятных даже самим
торговцам, не говоря уже о местном
населении) нужные предметы, имевшиеся
у общины, которые в противном
случае остались бы на месте и были
бы доступны для общего пользования.
Например, мореплаватели растущих греческих
городов, доставляя кувшины с
маслом или вином на побережье
Черного моря, в Египет или на
Сицилию в обмен на зерно, подвозили
по пути людям, о которых соседние
с ними народы практически ничего
не знали, товары, очень нужные и
самим этим народам. Допуская это, члены
малой группы должны были терять прежние
жизненные ориентиры и
Какие же обычаи облегчали
новые прорывы и не только связывали
элементы нового мировосприятия, но и
способствовали даже своего рода "интернационализации"
(слово, разумеется, носит анахроничный
характер) стиля, технологии и психологических
установок? Такие, которые, по меньшей
мере, должны были включать гостеприимство,
обеспечение защиты и безопасного
прохода (см. следующий подраздел). Весьма
неопределенно разграниченные территории
проживания первобытных племен даже
в очень древний период предположительно
соединялись основанными на этих
обычаях торговыми связями
Торговля сделала
возможной высокую плотность
заселения земли
Эту "цепную реакцию",
вызванную ростом новых поселений
и развитием торговли, стоит рассмотреть
подробнее. В то время как некоторые
животные приспосабливаются к конкретным
и довольно ограниченным экологическим
"нишам", вне которых они
вряд ли могут существовать, люди и
кое-какие другие животные, скажем,
крысы, смогли приспособиться к жизни
практически на всей поверхности
земли. Произошло это отнюдь не благодаря
приспособлению индивидов. Лишь в немногих
относительно малых по территории местностях
небольшие отряды охотников и
собирателей были в состоянии
обеспечить себя всем, что необходимо
для оседлого существования групп,
пользующихся самыми примитивными орудиями
труда. И еще менее они были
способны обеспечить себя всем, что
необходимо для возделывания земли.
Многие представители рода человеческого,
не имея поддержки своих сородичей,
обитающих где-нибудь в иных местностях,
сочли бы, что в тех местах,
где они намеревались поселиться,
либо вообще невозможно жить, либо их можно
заселить лишь с незначительной плотностью.
По всей вероятности,
в каждом отдельном регионе немногие
из существовавших экологических ниш,
дающих возможность относительного
самообеспечения, заселялись для постоянного
обитания в первую очередь и охранялись
от внешнего вторжения. Но все же люди,
живущие в этих регионах, начинали
узнавать о местах по соседству, где
могли обеспечиваться если не все, то
хотя бы основная часть их потребностей
и где не хватало лишь того, что
им требовалось от случая к случаю:
кремня, тетивы для лука, клея, чтобы
прикрепить резцы к рукояткам, дубильных
материалов для обработки шкур и
прочего в этом роде. Будучи уверенными,
что эти потребности можно
удовлетворить, посещая время от
времени места своего прежнего проживания,
они оставляли свои группы и поселялись
на каких-либо землях по соседству или
на других необжитых и еще более
отдаленных территориях в других
частях малозаселенных континентов. Важность
этих перемещений людей и
Посещение мест прежнего
обитания не составляло никаких трудностей
до тех пор, пока оставшиеся на родине
узнавали мигрантов в лицо. Однако
через несколько поколений
Первоначально регулярные
сношения, включающие обмен дарами,
очевидно, развились между семьями
с их обязательствами
В любом случае в
ранней истории Древней Греции мы
находим институт Xenos -- друга гостя,
обеспечивающего последнему доступ
на чужую территорию и его защиту.
Действительно, развитие торговли должно
было быть во многом делом личных отношений,
хотя военная аристократия и пыталась
создать о ней представление
только как о взаимном обмене дарами.
При этом оказать гостеприимство
членам отдельных семей из других
местностей могли позволить себе
не только те, кто уже были богаты:
становясь каналами, через которые
удовлетворялись важные потребности
общин, такие отношения могли
и приносить людям богатство.
Xenos, друг гостя в Пилосе и Спарте,
к которому Телемах приходит, чтобы
получить известия о своем "многостранствующем
отце Одиссее" (Odyssey: III), возможно, был
таким торговым партнером, который
благодаря своему богатству возвысился
и стал царем.
Возросшие возможности
выгодной торговли с чужестранцами,
безусловно, также способствовали усилению
уже произошедшего разрыва с
этикой солидарности, с общими целями
и коллективизмом первоначально
существовавших малых групп. Как
бы то ни было, малые общины либо освобождали
некоторых индивидов от обязательств,
либо они сами вырывались из-под
власти своих групп. И они начинали
не только устраивать новые общины,
но и закладывали основы для создания
сети взаимосвязей с членами еще
каких-то общин -- сети, которая, в конце
концов, в результате бесчисленных
внутренних изменений и разветвлений
покрыла всю землю. Эти индивиды
оказались способны внести вклад, пусть
неосознанно и непреднамеренно,
в построение более сложного и
всеохватывающего порядка, выходящего
далеко за рамки их собственного кругозора
или кругозора их современников.
Для создания подобного
порядка покинувшие общину индивиды
должны были иметь возможность использовать
информацию в целях, известных только
им самим. Они не смогли бы использовать
ее таким образом без определенных
благоприятствовавших этому обычаев
(например, обычая друга гостя), одинаково
принятых и у них, и в группах,
живших от них в отдалении. Эти
обычаи должны были быть общими; однако
конкретные знания и цели отдельных
людей, следовавших таким обычаям,
могли различаться и могли
основываться на информации, которой
располагал только данный индивид, что,
соответственно, поощряло индивидуальную
инициативу.
Дело в том, что
группа не имела возможности попасть
на чужую территорию мирным путем; доступ
туда, а, следовательно, и к знанию,
которым не владели его соплеменники,
открывался только индивиду. Торговля
могла основываться только на специфических
индивидуальных, а не на коллективных
знаниях. Только растущее признание
индивидуализированной
Чтобы сказанное
не давало повода к недоразумениям,
нужно помнить, что вопрос, почему
люди когда-то установили тот или
иной конкретный ранее неизвестный
обычай или ввели то или иное новшество,
имеет второстепенное значение. Куда
важнее то, что для сохранения обычая
или нововведения необходимо было выполнение
двух различных предпосылок. Во-первых,
должны были существовать условия, обеспечивающие
возможность передачи из поколения
в поколение определенных обычаев,
полезность которых необязательно
сознавалась или оценивалась
по достоинству. Во-вторых, нужно было,
чтобы державшиеся этих обычаев
группы получали явные преимущества,
позволяющее им увеличиваться быстрее
других групп и, в конечном счете,
вытеснять (или поглощать) те из них,
у которых подобных обычаев не
было.