Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:05, реферат
Мы рассмотрели некоторые обстоятельства появления расширенного порядка и то, как этот порядок не только порождает индивидуализированную собственность, свободу и справедливость, но и требует их. Теперь мы можем проследить более глубокие взаимосвязи, остановившись подробнее на нескольких других вопросах, которые уже затрагивались, в частности -- о развитии торговли и связанной с ней специализации. Несмотря на то, что торговля и специализация внесли также огромный вклад в рост расширенного порядка, их развитие не находило достаточного понимания даже у величайших ученых и философов: так было и при зарождении торговли, и на протяжении нескольких последующих веков. Вне всякого сомнения, никто даже и не пытался осмыслить эти явления.
Торговля древнее
государства
В конце концов, человеческий
род сумел заселить большую часть
земли достаточно плотно, что дало
возможность поддерживать жизнь
значительного числа людей даже
в тех регионах, где нельзя было
производить на месте никаких
предметов жизненной
Отдельные торговцы
и посредники редко бывают полностью
осведомлены о том, какие конкретные
индивидуальные потребности они
обслуживают (точно так же, как
это редко бывало известно и их
предшественникам). Да им и ни к чему
подобное знание. Многие из этих индивидуальных
потребностей еще и не существуют,
они возникнут в столь
Чем больше знакомишься
с экономической историей, тем
более ошибочным начинает казаться
представление, будто высокоорганизованное
государство было кульминацией в
развитии древней цивилизации. В
исторических исследованиях роль, которую
играли правительства, сильно преувеличивается:
по вполне понятным причинам, мы гораздо
больше знаем о действиях
Правительства чаще
препятствовали дальней торговле, чем
выступали с инициативой ее развития.
Те правительства, что предоставляли
индивидам, занимавшимся торговлей, большую
независимость и обеспечивали их
безопасность, в результате этих мер
получали выгоды от обогащения информацией
и роста населения. Однако когда
правительства осознавали степень
зависимости своего народа от ввоза
определенных видов сырья и жизненно
важных продуктов питания, они сами
пытались обеспечить их поставки тем
или иным способом. Например, некоторые
правительства древности, когда
им становилось известно из опыта
торговой деятельности индивидов о
самом существовании
Скорее складывается
впечатление, что всевластные правительства,
вновь и вновь наносившие сильнейший
урон спонтанному прогрессу, уже
в древности привели процесс
культурной эволюции к краху. Примером
тому может служить правление
в Византии в период Восточной
Римской империи (Rostovtzeff, 1930; Einaudi, 1948).
В истории Китая также было
немало случаев, когда правительство
пыталось навязать столь совершенный
порядок, что дальнейшие нововведения
становились невозможными (Needham, 1954).
Эта страна намного обогнала Европу
в своем техническом и научном
развитии. Ограничимся лишь одним
примером: она обладала десятью нефтяными
скважинами, действовавшими на одном
из притоков реки По, уже в XII веке. И,
безусловно, манипулятивной власти собственных
правительств она обязана стагнацией,
сменившей прогресс предшествующего
периода. К отставанию от Европы высокоразвитую
цивилизацию Китая привели его
правительства, так сильно зажимавшие
общество в тиски, что ничему новому
не оставалось простора для развития.
В то же время Европа, как указывается
в предыдущей главе, очевидно, обязана
своим необыкновенным продвижением
вперед воцарившейся в ней в средние
века политической анархии (Baechler, 1975: 77).
Слепота философа
Сколь мало богатство
ведущих торговых центров Древней
Греции, особенно Афин и позднее
Коринфа, было связано с сознательно
проводимой правительственной политикой,
и сколь слабым было осознание
истинных источников их процветания, проще
всего, пожалуй, показать на примере
Аристотеля, который совершенно не
понимал передового рыночного порядка,
при котором жил. Иногда его называют
первым в истории экономистом, но
в своих рассуждениях он подразумевал
под oikonomia (экономия), всего лишь домоводство
или, в крайнем случае, управление
индивидуальным хозяйством, таким как
ферма. К приобретательской
По мнению Аристотеля,
только хорошо известные потребности
живущего сейчас населения могли
служить естественным или законным
основанием для экономической
Поскольку, по мнению
Аристотеля, морально оправданными являются
только действия, нацеленные на получение
явной выгоды другими людьми, постольку
действия, направленные исключительно
на получение личной выгоды, должны
были считаться предосудительными.
То, что торговые соображения могли
не влиять на повседневную деятельность
большинства людей, не означает, однако,
что на протяжении сколько-нибудь длительного
периода времени сама их жизнь
не зависела от функционирования торговли,
позволявшей им приобретать предметы
первой необходимости. То самое производство
ради личной выгоды, которое Аристотель
отверг как противоестественное, еще
задолго до его времени превратилось
в фундамент расширенного порядка,
вышедшего далеко за рамки удовлетворения
хорошо известных потребностей других
людей.
Как мы сейчас знаем,
в эволюции структуры человеческой
деятельности прибыльность служит сигналом,
побуждающим человека избирать такой
род занятий, при котором его
усилия оказываются более
Если бы афиняне
последовали совету Аристотеля -- слепого
во всем, что касалось экономики
и эволюции, -- их город быстро съежился
бы до размеров деревни, потому что
его подход к процессу упорядочения
человеческой жизни привел его к
теории этики, годной (если вообще годной
для чего бы то ни было) разве что
для стационарного государства.
Однако его доктрины господствовали
в философской и религиозной
мысли на протяжении следующих двух
тысяч лет -- при том, что эта
религиозная и философская
Влияние осуществленной
Аристотелем систематизации принципов
морали, характерных для микропорядка,
многократно возросло с принятием
в XIII веке учения Аристотеля Фомой Аквинским.
Следствием этого стало провозглашение
аристотелевской этики
Конечно, к XVIII веку влияние
Аристотеля в этих вопросах (как
и в других) ослабело. Давид Юм
отмечал, что рынок позволил "оказывать
другому человеку услугу, даже не чувствуя
к нему истинного расположения"
(1739/1886: II, 289 <Юм, 1965: I, 677>) и даже не
зная его, или действовать с выгодой
"для всего общества, хотя изобретатели
[системы поведения]... и не имели
в виду этой цели" (1739/1886: II, 296 <Юм,
1965: I, 686>) в силу существования порядка,
при котором "действовать на благо
общества оказывается в интересах
даже дурного человека". Благодаря
этим прозрениям в человеческое сознание
вошло и понятие
Тем не менее (и по сути дела вразрез с этим громадным продвижением вперед) в социальной теории стали господствовать пропитанные аристотелизмом наивные и младенческие анимистические представления о мире (Piaget, 1929:359), которые и легли в основу социалистической мысли.