Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть качество рабочей силы как условие экономического роста.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи: сущность и факторы экономического роста, рабочая сила как экономическая категория товара: рабочая сила, ее стоимость и цена в концепциях политической экономии, стоимость рабочей силы и факторы, влияющие на ее формирование; сущность качества рабочей силы: категория «качество рабочей силы», современные требования производства к качеству рабочей силы; качество рабочей силы как фактор экономического роста России.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………5
2. РАБОЧАЯ СИЛА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ТОВАРА….11
2.1. Рабочая сила, ее стоимость и цена в концепциях
политической экономии…………………………………………...11
2.2. Стоимость рабочей силы и факторы,
влияющие на ее формирование……………………………………16
3. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ………………………………22
3.1 Категория «качество рабочей силы» ………………………………………22
3.2 Современные требования производства к качеству рабочей силы………26
4. КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ……………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39
Изменение содержания и характера труда выражается в следующих процессах:
1) меняются функции труда. Простые, узкие, однообразные функции специализированного труда при обслуживании станков, конвейерных линий сменяются комплексом новых, более сложных функций по управлению, контролю, наладке, переоснастке, ремонту, программированию автоматизированных систем и роботизированного производства. Растет значение универсализации труда, его комбинирования;
2) проявляется тенденция уникализации труда. Увеличивается число наименований профессий, не имеющих аналогов, которые требуют от работников высокой квалификации, способствуют процессу углубления их специализации. Уникализация труда создает особую форму мобильности, или профессионализацию, которая не выходит за пределы избранной однажды профессии и связана с достижением все более высоких уровней профессионального мастерства;
3) происходят изменения в структуре квалификационного комплекса: если ранее его ведущим компонентом являлись навыки и умения, зависящие от опыта работы, то теперь основное значение приобретают знания. В современных условиях, когда общественное производство становится более динамичным, постоянно меняются задачи производственных единиц и методы их реализации, в деятельности работников все большее значение приобретают знание современных методов решения возникающих проблем, владение результатами новейших теоретических исследований и умение реализовать их на практике. В этой связи опыт как компонент квалификации может служить причиной существования стереотипов в трудовой деятельности работников, попыток старыми методами решать новые проблемы. Поэтому объективно возрастает доля работников, отличающихся широтой и многообразием знаний. Растет значимость творческих способностей работников. С одной стороны, человек с развитыми творческими способностями более успешно справляется с задачами профессионального обучения, достигает значимых успехов, с другой — развитые творческие способности необходимы в процессе трудовой деятельности и ее рационализации. Повышается уровень компетенции работников, изменяется их социально-профессиональный статус в связи с изменениями в численности и роли различных функциональных групп в производственном процессе;
4) меняется уровень и структура напряженности труда. Если раньше напряженность труда включала прежде всего физическую нагрузку, то теперь — в основном нервно-психическую. Поэтому интенсивный труд в современном понимании предполагает высокий уровень развития психических, волевых качеств человека, отработанной общей координации движений. [5, с.317]
4. КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ
Перспективы экономического развития регионов Российской Федерации должны быть определены и реализованы в рамках общих основных тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала и качества рабочей силы. Их значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования к обучению. Ключевая роль знаний и компетенций в обеспечении экономического роста получила широкое признание экономистов и политиков. Чтобы обеспечить опережающее развитие качества рабочей силы в соответствии с современными реалиями, необходимо отказаться от пассивной политики. Необходима стратегия развития, опирающаяся на модель социального рыночного хозяйства. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития общества, создали (прежде всего, в развитых странах) более благоприятные условия для реализации творческих возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. [4, с.408]
В настоящее время конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества.
В России качеству рабочей силы как условию инновационного развития необходимо уделять большее внимание. Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое развитие общества, основой которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность экономической системы [5, с.312].
Необходимость формирования национальной инновационной системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню рабочей силы. Вместе с тем, имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого потенциала как ключевого элемента национального богатства, качество которого во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом.
В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России [11, с. 46] .
Оценки экспертов говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к росту производительности труда на 3,81%. Это предполагает, что число лет обучения рабочей силы должно вырасти в среднем всего на полтора месяца. Это вполне посильная задача при соответствующей мотивации и возможности доступа к образованию. Высокий уровень национального богатства в передовых странах обусловлен, в первую очередь адекватным развитием человеческого капитала при низком уровне обеспеченности природными ресурсами, что определяет основное направление развития и критериальные подходы к оценке его эффективности. В этой связи меняются приоритеты в экономической и социальной политике. Если в краткосрочной перспективе социальные цели, эффективность, потребление и накопление находятся в определенном противоречии, то с позиций долгосрочной стратегии расходы на социальное развитие рассматриваются как высокоэффективные вложения в качество рабочей силы, являющейся одной из ведущих условий роста производства. Определение оптимальных соотношений расходов по этим направлениям одна из наиболее сложных и приоритетных проблем управления социально-экономическим развитием. Вместе с тем примечательно, что страны «семерки» превышают по величине человеческого потенциала аналогичные показатели в России в 1,4 раза (образовательный уровень в России примерно на уровне развитых стран), в то время как по накопленным воспроизводимым ресурсам (производственные и непроизводственные фонды и др.) в расчете на человека в 1,75 раза. Экономическое превосходство развитых стран базируется, таким образом, в большей мере на использовании результатов творческой деятельности человека в производстве, на объеме и качестве воспроизводимых ресурсов, чем на величине человеческого капитала самого по себе. Задача индустриализации с повестки дня не снимается. Развитые страны продолжают наращивать промышленное производство, существенно модифицируя его под воздействием новых реалий. Оно является и базой, и условием развития человеческого капитала, который не оттесняет на второй план основной капитал, они не противостоят, а, взаимодействуя, дополняют друг друга. Прогресс общественного развития, который выражается в формировании информационно-индустриального общества, является синтезом этого взаимодействия. Между индустриальным и постиндустриальным обществом нет четкой границы, одно постепенно перерастает в другое. [5, с.409]
Прогноз воспроизводства человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии. Процессы его воспроизводства в ближайшие десятилетия будут иметь для российской экономики существенное, а может быть, и решающее значение. Среднесрочный прогноз в этой области должен стать составной частью разработки экономической стратегии страны. При этом решающую роль должны сыграть не только рутинные расчеты прогнозных количественных значений материально-вещественных или финансовых показателей, сколько точность и глубина оценок предстоящих качественных изменений, в частности, динамики развития процессов в социально-трудовой сфере.
Уровень социально-экономического развития России позволяет разрешить задачи развития общества, наращивания интеллектуального потенциала, модернизации экономики, достижения высокого технологического уровня производства, повышения на основе обновленной производственной базы и социальной ориентации экономики качества жизни, продвижения по пути формирования информационно-индустриального общества. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме интеллектуального капитала. Другой проблемой экономики современной России является значительная изношенность основного капитала, отсутствие источников и резервов его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается большинством экономистов как наиболее ценные производительные ресурсы по сравнению с капиталом материальным. Недоиспользование, разрушение накопленного человеческого капитала, отсутствие новых направлений его развития создают серьезные опасения, что российская экономика может утратить один из перспективнейших источников экономического прогресса.
Практика побуждает переоценивать и корректировать многие прежние подходы к формированию качества рабочей силы, своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе экономических преобразований. Решение практических вопросов невозможно без разработки научно-обоснованной концепции развития человеческого капитала. В рамках этой концепции важно, прежде всего, исследовать базу, глубинную основу его производства и воспроизводства. Такой объективной базой являются инвестиции. В этой связи изучение, обобщение, обоснование и уточнение методологических подходов к проблемам инвестирования в человеческий капитал является не просто актуальным, а должно выдвигаться в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом. Инвестиции в «человеческий капитал» должны увеличиваться быстрее, чем инвестиции в материально-вещественные элементы национального богатства. [11, с.89]
Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки. Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала. К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор «человеческого капитала».
Инвестиции в человека становятся все более выгодной и приоритетной сферой государственных и частных вложений. В условиях формирования глобального общества, основанного на знаниях, национальный интеллектуальный капитал становится основой экономического благосостояния, фактором политической мощи государства, определяя его место в постоянно меняющемся мировом разделении труда.
Мир стремительно эволюционирует и в этом динамичном мире отставание равнозначно поражению. В этих условиях, стратегия инновационного развития для России оказывается безальтернативной: или наша страна совершает скачок в будущее, создав отечественный вариант общества знаний, или мы скатываемся в лагерь аутсайдеров. [4, с.461]
Понятие «качества рабочей силы» - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в современной России. Несмотря на трудности и препятствия, развитие качества, в том числе его научно-технической составляющей, остается жизненно важным национальным приоритетом. Именно его развитие является реальной альтернативой сырьевой специализации страны со всеми отрицательными последствиями, включая возможность утраты Россией способности к исторической инициативе и статуса субъекта исторического процесса, а также опасность превращения страны в простой объект сырьевого дележа. Значительное число теоретических и эмпирических исследований указывают на то, что в экономиках богатых природными ресурсами возможно недоинвестирование в человеческий капитал по сравнению с экономиками бедными ресурсами. Один из аргументов в пользу данного предположения состоит в том, что ресурсоинтенсивные сектора экономики привлекают основную часть инвестиций в экономике, но не создают при этом высококвалифицированных рабочих мест. Это снижает стимулы, как частного, так и государственного секторов вкладывать средства в образование.
Информация о работе Качество рабочей силы как условие экономического роста