Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 23:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые
в данной работе, имеют огромное значение для современной России: наиболее значимыми задачами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.
Цель написания работы: изучение вопроса качества жизни населения.
Из цели следуют задачи: определить, что такое качество жизни, какими показателями оно измеряется, дать картину качества жизни современной России и тенденции развития этой проблемы.
Введение…………………………………………………………………………….....................3
Глава 1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и показатели………........4 1.1 Понятие «уровень жизни населения»…………………………………...………….4 1.2 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...............6 1.3 Показатели качества жизни …………………………………………..……..………7
Глава 2. Качество жизни в Российской Федерации ……………………………...…..…15 2.1 Тенденции в социально – экономическом развитии России…........................….15
2.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью……………..………………...19
2.3 Политика правительства России по повышению качества жизни
населения………………………………………………………………………...…………...…20
Глава 3. Приложение. Показатели жизни населения России 2000-2004 год……………...….22
Заключение…………………………………………………………………...…...…………….25
Список использованной литературы…………………………………….……………………26
По своему содержанию используемые в отечественной практике системы статистических показателей достаточно близки к системе показателей уровня жизни, разработанной ООН. Последний вариант системы показателей ООН был принят в 1978 г. В 1989 г. в связи с возрастающим интересом статистических служб стран мира был издан справочник по социальным показателям, давший возможность построить системы показателейуровня жизни в соответствии с национальными особенностями и потребностями международных сопоставлений уровня жизни. Система показателей, разработанная ООН, включает 12 разделов:
Работы ООН по формированию и внедрению в различных странах системы показателей адекватной оценки уровня жизни направлены на обеспечение информацией о развитии человеческого потенциала. В настоящее время уровень жизни стал настолько широким понятием (о чем свидетельствуют используемые системы показателей), что по своему содержанию вполне интегрируется с оценками человеческого развития.
Многие показатели, используемые для оценки уровня жизни, применяются для расчета обобщающих показателей человеческого развития, оценки региональных различий в качестве жизни и анализа динамики развития человеческого потенциала отдельных стран, регионов.
Уровень
жизни по своему содержанию является
гораздо более широким
Качество жизни в Российской Федерации
2.1 Тенденции в социально – экономическом развитии России.
Тенденцией роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 годом, увеличилась на 2,2%.
Финансово
– экономический кризис 1998 года крайне
обострил ситуацию
с безработицей. Только с 2000 года стало
отмечаться устойчивое снижение общей
численности безработных, рассчитанная
по методологии МОТ. Общая численность
безработных уменьшилась 8,6 млн. человек
в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень
общей безработицы варьировал в пределах
1998 года – 11,9%, 1999 года – 12,7%,
2000 года – 10,4%, 2001 года - 9% к экономически активному
населению.
Уменьшение
численности безработных, зарегистрированных
в службе занятости, в 1999 – 2000 годах
( с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется
в первую очередь увеличением спроса на
рабочую силу (появлением новых рабочих
мест в различных сферах экономик) и активизацией
деятельности органов службы занятости,
а так же отсутствием стимулов у граждан
к регистрации в качестве безработных
из – за задержки выплат пособий по безработице.
В настоящее время процессы
сокращения регистрируемой
За 2001 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза.
В 2001 году удалось компенсировать последствия падения реальной заработной платы в результате роста потребительских цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98% от уровня 1998 года.
Основой позитивных тенденций в сфере оплаты труда стало благоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного производства, улучшения финансового состояния предприятий и организаций.
Увеличению
заработной платы в первую очередь
способствовали принятые решения о
повышении минимальных
На рост заработной платы позитивное влияние оказало снижение издержек в связи с введением с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в государственные внебюджетные фонды.
В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.
В
течение всего периода
в заработной плате между отраслями, регионами,
отдельными предприятиями
и категориями работающих.
Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил к её уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44%, 41% и 44%,( в ноябре 2000 – соответственно 45%, 42% и 42%, в ноябре 1999 года – соответственно 48%,45%, 44%).
Ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2202 года суммарная задолженность по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8% от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в том числе по производственным отраслям – 44,7%, а по отраслям социальной сферы – 19,7%.
Величина прожиточного минимума за 1999 – 2001 годы в целом по Российской Федерации увеличилась в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен и составила в 2001 году 1500 рублей, в том числе трудоспособного населения – 1629 рублей. Пенсионеров – 1144 рубля и детей – 1499 рублей.
За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция к снижению доли расходов населения на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные товары. Это связано с опережающим ростом потребительских цен на платные услуги, доля которых в расходах населения повышается.
Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2001 году она составила 39,9 млн. чел ( 27,6% от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2%от общей численности населения) в 1998 году.
Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню доходов по – прежнему остаётся высокой.
Отличительной
особенностью современного этапа развития
России является то, что помимо социальной
бедности с традиционными категориями
населения – многодетными семьями,
неполными семьями, неполными семьями
с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами
– является высокой экономическая бедность,
когда работоспособные граждане не могут
обеспечить себе социально приемлемый
уровень благосостояния из – за низкого
уровня доходов населения.
Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В
2001 году текущие выплаты осуществлены
в полном объёме.
В результате у регионов появилось больше
возможностей для погашения накопившейся
в предыдущие годы задолженности по выплате
пособий.
По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года.
Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем
Решение проблем сферы социальных услуг осуществлялось в рамках реализации мероприятий ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ.
Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов государственных капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы.
Объёмы
государственных капитальных
в федеральном бюджете только в 2001 году,
позволили достичь уровня 1998 года.
К числу позитивных тенденций развития сферы социальных услуг в 1999-2001 годах можно отнести следующие:
Наряду с достигнутыми позитивными результатами сохранились и негативные тенденции:
Информация о работе Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России